Этнополитические отношения в России и национальная безопасность государства: причинно-следственные связи
![]() |
ПОЛИТИКА И ПРАВО Гаммаев Т. Г. Данная статья посвящена изучению вопросов влияния этнополитических отношений на национальную безопасность Российской Федерации. Автор исследует влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие российского федерализма, анализирует этнический сепаратизм и его влияние на национальную безопасность, а также предлагает пути и методы его преодоления. |
Рассматривая данный вопрос, в первую очередь необходимо затронуть проблему этнического сепаратизма. Эта проблема стоит довольно остро с момента распада Советского Союза, «парада суверенитета» бывших советских республик, после которого положение бывших республик РСФСР остается, по сути, частью «нового» государства — Российской Федерации.
На сегодняшний день среди российских регионов можно наблюдать некоторые тенденции в разделении по месту жительства у определенных народов. Периодически в разных регионах России возникают соответствующие движения, направленные на отделение некоторых народов в границах одного государства или территории. Однако существуют тенденции бороться за автономию областей не только на национальной основе. Феномен этнополитического сепаратизма всегда представляет реальную угрозу для сохранения целостности государства.
Текущее состояние политической стабильности и национальной безопасности России чаще всего определяется не внешними и внутренними факторами по отдельности, а их взаимопроникновением, и, как следствие, — укреплением последних. В этом случае, то есть с позиции внутренних угроз Российской Федерации, в соответствии со стратегией национальной безопасности угроза регионального сепаратизма лидирует в ряду самых важных.
Анализируя этнический сепаратизм, можно определить два уровня с четкой взаимосвязью: этнический сепаратизм как идеологическая парадигма отдельных групп нерусских народов, направленных на выход из состава Российской Федерации, и идею «демонтажа» России как многонационального государства.
Исследуя первый случай, можно отметить, что целью здесь является достижение сепаратистами политической независимости Российского государства, и в данной ситуации сепаратисты не заинтересованы в его распаде.
По большей части они равнодушны к судьбе и перспективам России или представляют Российскую Федерацию в качестве потенциального соседа-спонсора или выгодного экономического партнера. Некоторые практические идеи и действия этой группы сепаратистов нашли поддержку среди небольшой части российского населения Советского Союза на основе политических взглядов и конъюнктурных соображений в конце 1980-х гг. в период антисоветских проектов. На сегодняшний день этот вид сепаратизма наблюдается только в небольшой части этнических общин в России.
Говоря о второй ситуации, необходимо сказать, что разрушение Российского государства как целостного образования является промежуточной (как средство независимости) или конечной целью сепаратистов. В этом случае сепаратизм является главной движущей силой различных союзов, антиправительственных движений, как среди русского народа, так и среди других национальностей. Этот вид «объединений» функционировал в период распада СССР и существует в современной России, хотя форма их существования, риторика и предполагаемая стратегия не претерпели значительных изменений.
Рассуждая о вопросах национальной безопасности России, важно отметить, что одним из определяющих факторов, обеспечивающих административно-территориальную стабильность федерации в целом, является внутренняя неоднородность этнических групп и национальных республик в ее составе. Это, в частности, является характерной чертой Северного Кавказа. Большинство руководителей республик в регионе хорошо знают о рисках, связанных с растущими внутренними противоречиями, в случае разделения Российской Федерации.
Тем не менее, после первого и второго чеченского конфликта на Северном Кавказе увеличилось влияние так называемого радикального ислама, где одна из целей — стереть любые этнические границы, объединить мусульманское население на основе перспектив создания государственного образования, в противовес России. Кроме того, на фоне разрушения территориального единства государства некоторые недостатки в административно-территориальной федерации, различные межрегиональные конфликты не только не исчезают, но усиливаются, разнообразие социальных процессов, подразумевающих территориальные изменения, на сегодняшний день угрожают территориальной целостности государства.
«Дезинтеграционные» регионы в значительной степени способствуют разрыву в социальных, демографических, образовательных, экономических и других сферах между федерацией. Следствием этого является также угроза национальной безопасности и территориальной целостности России.
В дополнение к обозначенным факторам дезинтеграции регионов включают:
- протекционизм в некоторых регионах;
- противоречия, которые возникают во взаимодействии регионов;
- некоторые характеристики административно-территориальной, политической карты Российской Федерации;
- политическую ситуацию в регионах (общественные движения, определенная «пассионарность» граждан и элит, действия региональных лидеров или руководителей региональных движений и т.п.).
Межрегиональные противоречия, которые возникают в процессе регионального сотрудничества, можно разделить на социальные (в том числе вопросы миграции), экономические и экологические.
Кроме того, есть территориальные различия, которые могут быть необходимы с точки зрения национальных интересов или экономической эффективности, и они должны быть сформированы и целенаправленно усилены.
Региональный протекционизм в качестве механизма распределения ресурсов между субъектами федерации, с акцентом не на экономическую целесообразность и политическую значимость — это еще один фактор, способствующий распаду регионов и представляющий потенциальную угрозу национальной безопасности России. По мнению некоторых исследователей, это можно назвать следствием отсутствия региональной политики или неправильно выбранного курса.
В настоящее время региональная политика Российской Федерации часто ограничивается ликвидацией «белых пятен», процессом приведения регионального законодательства в формальное соответствие с федеральным. Имеет место определенная степень несогласованности различных методов выравнивания областей экономической безопасности, в частности, в системе трансфертов.
Очевидно также, что социально-политическая ситуация в регионе (последний из перечисленных выше факторов), является возможной причиной распада всего государства, и сила влияния данного критерия намного выше, чем сила влияния факторов, связанных с экономическим благосостоянием. Хорошим примером в подтверждение этого тезиса является конфликт в Чечне, который привел к затяжной войне, последствия которой до сих пор ощущаются в республике и в России. В начале 90-х годов Чечено-Ингушская республика не отличалась от других республик Северного Кавказа с точки зрения социально-экономического благосостояния. Были схожи и уровень социально-культурного развития (менталитет городского населения, степень влияния исламской религии и т.д.). В данном случае нельзя отрицать, что решающую роль играл человеческий фактор лидерства Д. Дудаева, который смог консолидировать территориальные общины в одну и стать организатором сепаратистского восстания, направленного против федерального правительства.
Этническая составляющая также является серьезной угрозой для целостности государства. Как правило, на этой основе возникает почва для сепаратизма.
Значительное влияние на межэтнические отношения имеет религиозный фактор. В системе перспектив международных отношений он существует в исторически сложившихся этнорелигиозных отношениях, отношениях между различными конфессиями, которые связаны с той или иной этнической группой. Связано это и с национальными, религиозными организациями и деятельностью духовенства, с религиозной мотивацией поведения верующих бедных и членов различных этнических и национальных общин в различных областях общественной и политической жизни. Этот эффект усиливается, когда различные политические деятели и новая этноэлита использует религию для массовой этнополитической мобилизации.
Этнонациональные конфликты часто происходят из-за конфликта между несколькими элитами в одной этнической группе, когда одна из них пытается сохранить или стремится получить власть, поощряя националистические устремления общественности.
Возвращаясь к вопросу о сохранении национальной безопасности, можно сказать, что развитие политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации в качестве долгосрочной программы государственного регулирования национальных интересов параллельно с осуществлением стратегии инновационных преобразований сохраняет суверенитет российского государства и территориальную целостность страны. Особенно важным вопросом в этом контексте является соблюдение основ безопасности граждан, общества и государства, характерных черт формирования гражданской идентичности.
Серьезным остается вопрос, как государство определяет приоритеты национальной безопасности в региональной политике, в чем заключается стратегия модернизации институтов жизни в регионах. Сохранение национальной безопасности, очевидно, заключается в разработке эффективных механизмов и моделей региональной безопасности.
Важно отметить, что в определении национальной безопасности заложена способность государства поддерживать долгосрочное состояние политической системы, которая работает на стабильное благосостояние каждого гражданина, в которой есть лишь минимальные риски не только для каждого народа, проживающего в государстве, но и для нынешнего и будущих поколений. В этом случае риск является мерой опасности, указывая на возможность и величину каких-либо потерь. В региональном контексте национальные интересы России определяются исходя из следующих положений:
- региональная безопасность играет важную роль в реализации прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности: возможность самореализации, духовного развития, социальной и политической стабильности общества и государства; а также становится одним из основных факторов в развитии экономического потенциала России;
- существование и функционирование самой федеральной безопасности (государственной) зависит от стабильности регионального развития, поэтому в регионах должны быть успешно налажены и использованы их возможности и внешние связи (в том числе экономические).
Среди регионов России с наиболее высоким уровнем возможных сепаратистских устремлений выделяется Северный Кавказ. В Северо-Кавказском регионе проявляется весь спектр культурного, религиозного, многонационального, исторического разнообразия в сочетании со сложными и противоречивыми событиями прошедшего времени — изменениями границ, образованием и последующей ликвидацией автономий, различными территориальными спорами, репрессиями, войнами и вооруженными конфликтами.
Этот регион, несомненно, остается, в некотором смысле, уязвимой частью России. Можно предсказать возможность потери российского Северного Кавказа с высоким процентом вероятности, если Российская Федерация не будет осуществлять эффективный контроль и мониторинг геополитической обстановки на всем Кавказе.