Стратегия внерегиональных держав на пространстве Южного Кавказа
Южный Кавказ почти всегда был зоной пересечения и противоборства геополитических интересов различных государств в связи с его стратегической значимостью как перекрестка военно-транспортных и энерготранзитных коммуникаций. также Южный Кавказ представляет собой самый сложный узел трудноразрешаемых социально-экономических, национально-территориальных, конфессиональных и этнокультурных противоречий.
С обретением государственности странами Южного Кавказа, стала просматриваться их внешнеполитическая ориентированность на те или иные государства. Азербайджан взял курс на интеграцию в евроатлантические объединения, что помогает укрепить его суверенитет и безопасность от новых вызовов и угроз. Одной из главных задач Азербайджана стало восстановление территориальной целостности из-за войны в Карабахе. В свою очередь Армения видела себя в качестве стратегического союзника России в регионе. Это связано с участие ее в ОДКБ и расположением на ее территории военной базы России. Однако из-за карабахского конфликта Армения находится в экономической блокаде и отрезана от участия в региональных проектах, что ведет к ее определенной зависимости от внешней помощи. В последнее время на передний план выходят вопросы энергетической и экономической безопасности Армении. Это связано с активизацией процесса вступления Армении в Евразийский и Таможенный союз, а также поиском партнеров, которые могли бы стабильно снабжать Армению необходимыми энергоресурсами. Что касается Грузии, то ее выгодное географическое положение и наличие морских портов Поти и Батуми на Черноморском побережье придают ей ключевое значение в межгосударственном перераспределении углеводородных ресурсов и проектах строительства магистралей транспортировки нефти и газа из Каспийского региона в Европу. Включение Грузии в комплексный проект транспортировки каспийской нефти способствовало выдвижению Грузии на авансцену ряда государств ближнего и дальнего зарубежья. Перспектива прохождения через территорию республики Евразийского транспортного коридора «Европа - Кавказ - Азия» (TRASECA), несомненно, позволит Грузии успешно интегрироваться в мировую экономику. Первым шагом в этом направлении стало открытие нефтепровода Баку - тбилиси - Джейхан, а также регулярного паромного сообщения между грузинским портом Поти и болгарским Бургасом. также большое значение имеет предстоящее открытие в 2014 году железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, т.к. является стратегически важным с точки зрения транспортных коммуникаций из Азии в Европу через Кавказ.
В последнее время Грузия не сбавляет обороты по реализации идеи вступить в НАТО и ЕС. В свою очередь США не раз отмечали, что Грузия является для них стратегическим союзником, и всячески помогали перевооружать и усилить военный потенциал грузинской армии. Однако перспективы вступления Грузии в НАТО напрямую нарушают интересы России, которая очевидно не будет входить в один блок с североатлантическим альянсом как полноправный участник оборонительной политики США и Европы, что подтвердилось после заявления со стороны США, Великобритании и ЕС о создании трансатлантической зоны свободной торговли.
Стратегическая задача внешней политики США и их союзников в Закавказье будет предотвращение реинтеграции постсоветского пространства под началом России, как в экономическом плане, так и в сфере безопасности. Также США преследуют цель обеспечения беспрепятственного доступа к энергетическим ресурсам Каспия и осуществления контроля за их транспортировкой. Для этого США активно поддерживают страны Закавказья в экономической, политической и военной сферах. Существует огромное количество программ по содействию в укреплении и развитии институтов государственной власти, поддержке демократических преобразований, развитию институтов рыночной экономики, а также по технической поддержке в строительстве и укреплении военного потенциала стран региона.
В случае возможной дестабилизации обстановки в регионе следует рассмотреть подход США к неурегулированным конфликтам. Возьмем, например Карабахский конфликт, который из-за отсутствия доверия между сторонами может перерасти в открытую фазу кризиса, что может привести к неуправляемым процессам в регионе Закавказья. Проблема состоит и в том, что мирного способа решения конфликта в Карабахе не просматривается и решение конфликта затягивается на неопределенное время. Такая ситуация расценивается как угроза интересам США. В случае войны в Карабахе Армения надеется на помощь со стороны России как стратегического союзника по ОДКБ и использование потенциала дислоцированной в Армении российской военной базы в боевых операциях. В этой ситуации США и, возможно Турция, станут непосредственными участниками конфликта, что подталкивает всех заинтересованных участников сохранять статус-кво и не дать перерасти конфликту в горячую стадию. также в конфликт может вмешаться и Евросоюз, так как Армения не раз заявляла, что нанесет удар по нефтепроводам, а это негативно скажется на энергобезопасности Европы. Все это напоминает сложную систему, где постоянно регулируется баланс интересов для того, чтобы разногласия и противоречия не привели к дестабилизации обстановки в регионе.
Что касается позиции России, то она тоже заинтересована в мире и стабильности на Южном Кавказе. В состав России входит Северный Кавказ, многочисленные этнические группы, которые историческими и кровными узами неразрывно связаны с народами Южного Кавказа. Любой конфликт на Южном Кавказе сразу же эхом отдается на российском Северном Кавказе.
Главным конкурентом в регионе США видит Россию, для которой Закавказье имеет важное стратегическое значение, в том числе и в плане обеспечения национальной безопасности военно-политического и экономического характера. Именно Россия, по мнению США, располагает наибольшим потенциалом к превращению в единоличного лидера в регионе. Несовместимость такой ситуации со стратегическими целями США стимулирует на поиск США возможности уравновесить российское влияние, не только собственным присутствием в регионе, но и повышением роли своих союзников и партнеров - ЕС и Турции.
Иранская ядерная программа - это следующий фактор, который влияет на внешнеполитическую стратегию США в регионе Закавказья. В интересах США изоляция Ирана от всех региональных проектов в регионе и ужесточение экономических санкций, которые подталкивают Иран к активному поиску возможного проникновения в страны Южного Кавказа. Иран предлагает свои посреднические услуги в решении карабахского конфликта и рассчитывает на то, что дружественные отношения с Арменией и Азербайджаном сыграют положительную роль в решении региональных противоречий. Однако с иранской инициативой в урегулировании карабахского конфликта не согласны Россия, США и Франция, которые стремятся оставить существующий формат посредничества в рамках Минской группы ОБСЕ, критикуемой в последнее время со стороны Турции, Азербайджана и Ирана из-за неэффективности ее деятельности.
В целом политика Ирана - это не вступать в противоречия с интересами России и Турции на Южном Кавказе, а наоборот заручиться их поддержкой в противовес стремлению США доминировать в регионе. Сложность ситуации в регионе придает и тот факт, что Иран обеспокоен сближением Азербайджана с Израилем и размещением вблизи их границы военного контингента третьих стран. В свою очередь Азербайджан пытается обосновать свое сближение с США и Израилем тем, что Иран помогает Армении в обеспечении ее энергетической безопасности и при помощи Армении обходит ряд экономических санкций, которые наложены на него странами Запада, кроме того, использует ее, как коридор для выхода на черноморское побережье. Однако на сближение Армении с Ираном очень ревностно реагирует Запад. Конечно, это не устраивает США, так как Армения становится естественным союзником и России, и Ирана в сложившейся для нее ситуации экономической блокады со стороны Турции и Азербайджана. Однако надо учесть, что армянское лобби в США оказывает немалую финансовую поддержку Армении (второе место по денежным переводам в Армению) и американское руководство пока закрывает глаза на выстраивание оси Москва - Ереван - Тегеран. Схожесть позиции Москвы и Тегерана по проблемам Каспия тоже говорит о том, что США пытаются выстроить свою систему безопасности за счет укрепления связки Баку - Тбилиси - Анкара. Это видно на примере маршрутов транспортировки энергоресурсов в Европу, а также пути переброски войск из Афганистана через Южный Кавказ, рассматриваемого в качестве основного (проект ж/д Баку - Тбилиси - Карс).
Говоря об интересах внерегиональных держав в регионе Южного Кавказа необходимо отметить постепенно возрастающую роль Китая в геополитической борьбе за доминирование в регионе. Южный Кавказ нельзя сказать, что один из основных приоритетов в геополитической стратегии Китая, однако можно точно сказать, что в будущем Китай станет одним из ведущих действующих лиц в геополитической игре на Южном Кавказе. Для укрепления своих геостратегических интересов в регионе Китай делает ставку на углубление экономических связей и постарается минимизировать свое политическое участие в политических проблемах региона в туже очередь поддерживать хорошие дружеские отношения со всеми странами Южного Кавказа. Пекин также старается дистанцироваться от процессов урегулирования нерешенных конфликтов на Кавказе и выступает с позиции мирного решения любых конфликтов. Особый интерес Китая к региону связывается с растущей потребностью экономики Китая в нефти и газе Каспийского бассейна. Активно также расширяются и углубляются военные и гуманитарные связи с республиками Южного Кавказа. Несмотря на активное проникновение в экономику Южного Кавказа товарооборот между Китаем и странами региона составляет незначительное значение и уступал таким странам как Россия, США, Турция, страны ЕС.
Таким образом, Южный Кавказ является с точки зрения влияния на него внерегиональных игроков регионом сотрудничества и соперничества за доминирование.
Исходя из вышесказанного, для российской внешней политики важно, во-первых, обратить внимание на то, что Южному Кавказу нужна определенная стратегия с четкими целями и задачами, во-вторых, при помощи «мягкой силы» - добиваться укрепления доверия и продвижения своих национальных интересов в регионе. России необходимо также активное участие в региональных проектах на Южном Кавказе. Одним из успешных проектов, где Россия участвует - это международный транспортный коридор «Север-Юг». Таким образом, России необходимо стремиться усиливать свое влияние на Южном Кавказе и пытаться гибко лавировать между существующими в регионе противоречиями. Сложными вопросами в регионе будут оставаться неурегулированные конфликты, военное присутствие внерегиональных держав, иранская ядерная программа. Стабильность и безопасность в регионе будет зависеть от того, насколько страны региона смогут договориться о создании некоего договора по безопасности и сотрудничеству на Кавказе или продолжат свое соперничество за влияние в этом стратегически важном регионе.