Правовое регулирование договоров на осуществление геологического изучения недр
ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО Изюмов И.В. В статье рассматриваются договорные отношения в сфере геологического изучения, анализируется место и роль гражданско-правового договора в сфере недропользования, с учетом сложившейся судебной практики обосновывается эффективность применения данного вида соглашений в хозяйственных правоотношениях. |
В соответствии с гражданским законодательством РФ договор является одним из оснований возникновения обязательств - относительных гражданских правоотношений по перемещению имущества, иных результатов деятельности субъектов, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а в случаях, определенных законодательством или договором, воздержаться от совершения каких-либо действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.
Исследование практики договорных отношений в сфере геологического изучения показывают, что здесь широко применяются договоры подряда, в которых подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику. К ним можно отнести договоры на производство сейсморазведочных работ; договоры на геофизическое исследование скважин; договоры на выполнение геофизических работ и т.д. Необходимо отметить, что использование подрядных типов договоров возможно лишь при получении первичной геологической информации (геоданных), не являющейся результатом интеллектуальной деятельности.
На наш взгляд, исключительно в сфере осуществления геологического изучения недр применимы договоры, конструкции которых предусмотрены гражданским законодательством и так называемые смешанные договоры: договоры подряда, договоры на выполнение научно-исследовательских работ и смешанные договоры, включающие элементы договоров, связанных с созданием результатов интеллектуальной деятельности и договоров о распоряжении исключительными правами на созданные результаты интеллектуальной деятельности.
Рассматривая вопрос об отнесении того или иного договора к определенному типу (виду), В. В. Витрянский, например, предлагает классифицировать договоры, избрав основным критерием (принципом) данной классификации результат. Автор отмечает, что, используя достаточно последовательно принцип «результата» («направленности результата»), гражданские договоры, выделенные в ГК, можно разделить на четыре группы: направленные, во-первых, на передачу имущества, во-вторых, на выполнение работ, в-третьих, на оказание услуг и, в-четвертых, на учреждение различных образований.
В предложенной О. А. Красавчиковым классификации также основным критерием (принципом) должна была стать «направленность гражданско-правового результата». Руководствуясь указанным признаком, он выделил также четыре группы обязательств: направленные на передачу имущества, на выполнение работ, на оказание услуг и на передачу денег. Однако, как справедливо указывает В. В. Витрянский, в этой классификации бросается в глаза одно обстоятельство: четвертая по счету группа отличается не особой направленностью результата, а особым предметом договора, который к тому же не является самостоятельным. Речь идет о том, что фигурирующее в первой группе «имущество» охватывает и то, что индивидуализирует четвертую группу, - «деньги».
Анализируя предмет гражданско-правовых договоров в сфере геологического изучения недр, нужно признать, что данные обязательства можно относить лишь к обязательствам по совершению определенных действий и получению определенного результата, то есть либо к договорам на выполнение работ, либо к договорам на оказание услуг.
В юридической науке нередко возникают споры об отнесении того или иного гражданско-правового договора к подрядному типу договоров либо к договорам об оказании услуг.
В предмет гражданско-правовых договоров в сфере геологического изучения недр входит геологическая информация, которая является нематериальным предметом (информацией) - результатом действий по геологическому изучению недр. В связи с этим существует необходимость выделения данного вида договора в одну из групп гражданско-правовых договоров: 1) договоров на выполнение работ; 2) договоров по оказанию услуг. Выявление специфичных признаков исследуемого вида договора позволит отнести его к той или иной группе.
Например, рассматривая договоры на выполнение научно-исследовательских работ в сфере геологического изучения недр, можно отметить, что здесь существуют различные мнения по поводу определения места данного вида обязательств в системе гражданско-правовых отношений.
А. С. Приблуда и Я. Б. Бараш считают договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ разновидностью договора подряда, так как выполнение всяких работ на основе заказа квалифицируется, по их мнению, гражданским законодательством как подряд. Аналогичная точка зрения разделяется в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда № 7707/95 от 19.03.1996 г., где указывается, что по своей юридической природе договор, заключенный между Невским проектно-конструкторским бюро (исполнитель) и ГРЦ (заказчик) № 1996 от 07.07.1993 г. на создание (передачу) научно-технической продукции, является договором подряда.
Если же обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то можно сделать вывод о том, что по замыслу его разработчиков обязательства по осуществлению научно-исследовательской, конструкторской и технологической деятельности занимают самостоятельное место среди гражданско-правовых отношений, но относятся к обязательствам по выполнению работ, поскольку на их регулирование распространяются в силу прямого указания закона нормы главы 37 Гражданского кодекса о подряде.
Базис для разграничения договоров: договора по оказанию услуг и договора по выполнению работ - это такой квалифицирующий признак договора подряда, как результат.
На наш взгляд, наиболее справедливой является точка зрения М. И. Брагинского, который указывает, что решающее значение для разграничения договоров подряда и оказания услуг имеет лежащий в их основе характер интереса соответствующей стороны - заказчика. Если этот интерес сводится к совершению действий, налицо договор возмездного оказания услуг, а в случае, когда предполагается совершение действий с передачей результата, имеет место договор подряда. С этим, помимо прочего, связано и то большое внимание, которое уделено при регулировании этого договора именно акту сдачи-приемки работ.
Результат вместе с тем играет роль разграничительного для указанных договоров признака только в его особой форме: когда он выражается в достижении результата либо материального, либо, по крайней мере, материализованного. Результат в таком случае должен быть не только определенно обозначенным, но и отделимым от действий. В этой связи услуги имеют место прежде всего тогда, когда результат действий если и есть, то находится за пределами договора. Напротив, геологическая информация о недрах, являющаяся результатом и целью работ по геологическому изучению недр, входит в предмет исследуемых гражданско-правовых договоров, поэтому не может находиться за его пределами. Также и в обязательствах при осуществлении научно-исследовательских работ в сфере геологического изучения недр, которые направлены исключительно на получение результата (пусть даже и отрицательного).
Отнесение обязательств в сфере геологического изучения недр к обязательствам по возмездному оказанию услуг могло быть верным, на наш взгляд, только в том случае, если бы единственным возможным результатом работ по договору подряда являлась вещь. Представляется, что это не так. Так в ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» указывается, что геологическая информация представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.
Обобщая все вышеуказанное, нет препятствий для отнесения гражданско-правовых договоров в сфере геологического изучения недр к обязательствам по выполнению работ.
Также необходимо выделить еще одну важную особенность исследуемых обязательств.
В соответствии с Правилами геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах конечными результатами являются: данные различных видов исследований, зарегистрированные в цифровом виде; заключения по итогам выполненного комплекса исследований в скважине; отчеты о результатах сводной интерпретации полного комплекса исследований в скважинах; сведения о литологическом составе и коллекторских свойствах пород; сведения о прогнозируемом пластовом (поровом) давлении и т.д. Окончательное заключение должно содержать информацию о задачах исследований, объеме выполненных исследований, методиках исследований и обработки данных, результатах геологической интерпретации данных.
В Технической инструкции по наземной сейсморазведке при проведении работ на нефть и газ в п. 6.3. указывалось, что отчет по выполненным работам должен содержать: результаты и степень решения геологических задач, сравнение и увязку полученных результатов с данными ГИС, бурения и других геофизических методов, анализ и геологическую трактовку полученных результатов, модель среды (структурная, структурно-формационная, литолого-фациальная), выделение ловушек, детальное рассмотрение ловушек, прогноз пространственного положения залежей, оценку ресурсов (запасов) объемным методом, паспорт ловушки, рекомендации на заложение скважин и их очередности.
В заключении отражаются достижения технического, методического и геологического характера. Оценивается эффективность работ. Излагаются условия передачи конкретных результатов (тиражирование, договорные цены и т.п.).
На основании изложенного можно сделать вывод, что приведенные результаты носят творческий характер, и в процессе исполнения обязательств на проведение геофизических и геологических исследований в рамках геологического изучения недр могут создаваться охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, в нашем случае это объекты авторского права, секреты производства (ноу-хау). Данные объекты создаются в рамках гражданско-правового договора на создание вторичной геологической информации о недрах.
На наш взгляд, правоотношения по созданию вторичной геологической информации должны содержать элементы договора о создании результатов интеллектуальной деятельности (договоров заказа): договора авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ), договора заказа секрета производства (ноу-хау), так как создаваемый результат - вторичная геологическая информация является объектом авторского права: произведением науки (например, научный отчет), базой данных (например, результат при геофизическом исследовании скважин) и секретом производства (ноу-хау). Создание данных объектов является целью и направленностью указанного гражданско-правового договора, в отличие от договоров, в которых предметом является иной объект, а результат интеллектуальной деятельности образуется наравне с таким объектом.
Таким образом, в систему договоров в сфере геологического изучения недр входят:
- договоры подряда;
- смешанные договоры, включающие элементы договоров заказа (договоры авторского заказа, договоры заказа на создание секрета производства) и договоров об отчуждении исключительных прав;
- договоры на выполнение научно-исследовательских работ.
На основании вышеизложенного, гражданско-правовые договоры в сфере геологического изучения недр следует относить к обязательствам подрядного типа и к обязательствам по созданию результатов интеллектуальной деятельности. Гражданско-правовые договоры в сфере геологического изучения недр можно определить как соглашения сторон, на основании которых подрядчик (исполнитель) обязуется по заданию заказчика осуществить деятельность по геологическому изучению недр, получить (создать) геологическую информацию о недрах, а заказчик обязуется принять и оплатить результат, способный выступать в хозяйственном обороте как результат интеллектуальной деятельности.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 11 (90) 2015