Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Природоресурсное право Имущественные комплексы в сфере недропользования: особенности правового режима

Имущественные комплексы в сфере недропользования: особенности правового режима

СВ сфере недропользования при осуществлении хозяйственной деятельности создается имущество, необходимое для ведения работ в соответствии с полученным разрешением на геологическое изучение недр, на разведку и добычу полезных ископаемых, на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. При этом согласно ст.26 Закона РФ «О недрах» формируются предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, в частности, согласно техническим проектам создаются горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, которые возводятся в пределах горного отвода (участка недр). Правовой режим создаваемого в таких случаях имущества существенно отличается от общего гражданско-правового режима имущества. Так, например, согласно ст.24 Закона РФ «О недрах» строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. А согласно ст.17.1 Закона РФ «О недрах» приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося недропользователем, может быть осуществлено при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и, кроме того, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах. Главная особенность, на наш взгляд, заключается в том, что создаваемое в сфере недропользования имущество (имущественные комплексы) связано как с земельным участком, принадлежащим недропользователю либо на праве собственности, либо на праве аренды, так и с участком недр (горным отводом), на который недропользователь получил лицензию (разрешение) для ведения хозяйственной деятельности на участке недр. Перечисленные особенности правового режима имущественных комплексов в сфере недропользования с очевидностью говорят о том, что эти особенности необходимо учитывать при регулировании имущественных отношений, при этом нормы гражданского законодательства и нормы специального законодательства о недрах, регламентирующие отношения по переходу прав на имущественные комплексы в сфере недропользования, должны быть согласованными между собой. Отсутствие специальных согласованных правовых норм ведет к возникновению спорных ситуаций. Так, например, Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел жалобу ООО «Русский Вольфрам», которое оспаривало конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»:
– части второй статьи 17.1, согласно которой при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению; в этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат;
– пункта 2 части второй статьи 20, согласно которому право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
– части четвертой статьи 21, согласно которой в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения;
– пункта 7 части первой статьи 22, закрепляющего право пользователя недр на обращение в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

При рассмотрении жалобы Конституционный суд РФ пришел к выводу, что «установленный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр, переоформившего лицензию, и не исключает возможность исправления выявленных нарушений условий лицензионного соглашения, допущенных предыдущим пользователем участка недр. При этом субъект предпринимательской деятельности, приобретая в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», имущество (имущественный комплекс) предприятия-банкрота (пользователя недр), в связи с чем к нему переходит право пользования участками недр с неподлежащими пересмотру условиями пользования, установленными прежней лицензией, действует на свой риск и имеет возможность предвидеть последствия своего решения.

Что же касается утверждения заявителя о невозможности требовать в судебном порядке пересмотра нарушенных предыдущим пользователем недр условий лицензионного соглашения, то представленные материалы не свидетельствуют о том, что заявителю было отказано в пересмотре ее условий органом, предоставившим лицензию, и что он не мог обратиться в суд за защитой своих прав по данному поводу».

В приведенном примере недропользователь в силу положений ст.17.1 должен переоформить лицензию при приобретении имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота на тех условиях, которые были установлены для прежнего недропользователя. На практике, как и в вышеприведенном случае, действительно, могут возникать ситуации, при которых новый недропользователь нуждается в пересмотре условий лицензии по объективным причинам, например, в связи с изменением экономической ситуации в целом, в связи с изменением горно-геологических условий и т.п. Поэтому представляется целесообразным внести в статью 17.1 Закона РФ «О недрах» изменений, которые предоставляли бы возможность новому недропользователю при приобретении имущества (имущественного комплекса) в порядке, предусмотренном ст.17.1 Закона РФ «О недрах», изменения условий лицензии при наличии вышеназванных обстоятельств или иных объективных причин. Особенности правового режима имущественных комплексов в сфере недропользования целесообразно также отразить и в гражданском законодательстве, и в законодательстве о несостоятельности (банкротстве).

В связи с этим необходимо отметить, что в проекте закона о внесении изменений в ГК РФ в п. 2 ст. 130 законодатель выделяет такой вид недвижимого имущества, как единый имущественный комплекс. Под ним понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных аналогичных объектов, неразрывно связанных физически и технологически (в том числе линейных объектов – железные дороги, линии электропередач, трубопровод и др.) либо расположенных на едином земельном участке, если объединение указанных объектов в одну недвижимую вещь отражено в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (статья 131 проекта ГК).

В приведенных положениях не учитывается, на наш взгляд, особенность правового режима имущественных комплексов, создаваемых в сфере недропользования. В частности, не учитывается связь таких имущественных комплексов не только с земельным участком, но также и с участком недр (горным отводом). Такая связь имущественного комплекса в сфере недропользования и с земельным участком, и с участком недр (горным отводом) вызывает необходимость признания такого рода имущества (имущественных комплексов) горным имуществом и установления соответствующего правового режима и в законодательстве о недрах, и в гражданском, и в предпринимательском законодательстве. Особенность такого имущества отмечалась такими авторами, как А.Ф. Стругов, А.И. Перчик и другими.

Например, авторы книги «Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра» полагают, что «не всякое имущество, созданное или приобретенное пользователем недр и непосредственно обеспечивающее процесс недропользования является горным имуществом. Горным имуществом следует признавать только такое недвижимое имущество и часть движимого имущества горного предприятия, которое не может быть отделено от данного участка недр без несоразмерного ущерба недрам (горные выработки, буровые скважины, элементы их крепления и обсадки, система водоотлива и приустьевое наземное оборудование горных выработок, стволы, подъездные пути, маркшейдерские знаки и другое имущество)». Характеризуя горное имущество А.И. Перчик выделяет связанное и несвязанное с участком недр имущество. Так, он отмечает, что «связанное горное имущество состоит из недвижимого имущества (горные выработки, скважины и др.) и части движимого имущества, которое не может быть отделено от недр без нанесения им несоразмерного ущерба. Горное имущество, подлежащее демонтажу и перемещению и не оказывающее влияние на состояние недр – называется несвязанным (это, в частности, средства передвижения, погрузочные машины, энергосиловые агрегаты и др.). Полагаем, что определение понятия «горное имущество» и включение его в законодательство о недрах, гражданское, предпринимательское законодательство, а также предлагаемое деление имущества недропользователей на связанное и несвязанное имеет практическое значение, поскольку в сфере недропользования, в том числе при прекращении права пользования недрами, как показывает судебная практика, возникают споры по вопросам определения правового режима имущества, связанного с участком недр, его регистрации как объекта недвижимости и установления прав на него.

В юридической литературе сложилось теоретическое представление об имущественном комплексе в целом. В основном под имущественным комплексом понимается предприятие. В соответствии со статьей 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), а также другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с гражданским законодательством в имущественном обороте могут использоваться и другие виды имущественных комплексов. Так, например, в статье 2 Закона РФ «О газоснабжении» определено, что «система газоснабжения – имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа». В юридической литературе предлагается также выделить вид имущественных комплексов в электроэнергетике с учетом особенностей правового режима.

В целях сравнения правового режима имущества недропользователей по законодательству зарубежных стран обратимся к Горному Закону ФРГ. В параграфе 4 «Определение понятий» Горного Закона ФРГ дано понятие горнодобывающего предприятия: «Горнодобывающее предприятие – предприятие, осуществляющее добычу полезных ископаемых, открытых для горного промысла и относящихся к земельной собственности». А в параграфе 2, ч.1.п.3 определено, что Горный Закон «распространяется на производственные сооружения и производственное оборудование (оборудование), преимущественно служащие или предназначенные служить одному из видов деятельности, названных в п. 1 или 2». Таким образом, в Горном Законе ФРГ признается специальный правовой режим имущества, используемого горнодобывающим предприятием в процессе осуществления видов деятельности, связанных с разведкой, добычей, обогащением полезных ископаемых. Вместе с тем в параграфе 9 «Право собственности на горное предприятие (рудник)» указывается на применение к горным правоотношениям норм Германского гражданского уложения: «Собственность на горное предприятие предоставляет исключительное право осуществлять в соответствии с предписаниями закона работы и права, перечисленные в параграфе 8, ч.1,п.1-4; к этому праву соответственно применяются нормы Германского гражданского уложения, относящиеся к земельным участкам, если Горный Закон не определяет иного». Выделение в законодательстве зарубежных стран института горного имущества отмечается также авторами книги «Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра» при рассмотрении вопроса о понятии «горное имущество». Приведенные примеры зарубежного законодательства свидетельствуют, на наш взгляд, также о целесообразности правового определения таких понятий, как «горное имущество», «имущественные комплексы в сфере недропользования».

Таким образом, можно выделить особенности правового режима имущественных комплексов, создаваемых в процессе осуществления хозяйственной деятельности в сфере недропользования:
1) строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося недропользователем, может быть осуществлено при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю;
3) создаваемое в сфере недропользования имущество (имущественные комплексы) связано как с земельным участком, принадлежащим недропользователю, так и с участком недр (горным отводом), на который недропользователь получил лицензию.

В целом полагаем, что следует согласиться с предложениями о включении в законодательства понятия «горное имущество». А с учетом приведенных примеров судебной практики целесообразно также установление в законодательстве специальных норм, определяющих правовой режим имущественных комплексов в сфере недропользования.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (57) 2013



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info