Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Теория и история государства и права «Период модернизации» в истории мусульманского права

«Период модернизации» в истории мусульманского права

«Период модернизации» в истории мусульманского права

Истории исламского права посвящен целый ряд фунда­ментальных исследований в европейской, американской и собственно восточной научной литературе. Что касается рос­сийской юридической науки, то, несмотря на значительный прогресс в области исследования мусульманского законода­тельства, монографий и диссертаций по теме эволюции дан­ной правовой семьи автором статьи не выявлено.

Из всего многообразия мнений и воззрений известных в мире специалистов в области мусульманского права, думается, наиболее полно и аргументировано проблема периодизации истории рассматриваемой правовой доктрины представлена в работах известного турецкого исследователя, профессора Университета Мармара Э. Экинджи. Ученый выделяет шесть основных периодов:

  1. Период правления Мухаммада (622-632 гг.);
  2. Период сподвижников или сахабов (632-720 гг.);
  3. Период последователей или табиинов (VIII в.);
  4. Период расцвета правовых школ (IX в.);
  5. Период переосмысления (начало X в. - 1839 г.)
  6. Период модернизации (1839-1922 гг.)1.

Предметом данного исследования является последний от­резок времени - так называемый «период модернизации». Он начинается с момента объявления известного фармана (указа) османского султана 1839 г. о «великих реформах», которые иногда в российской исторической науке именуются старо­османским словом «танзимат», и заканчивается поражением Османской империи в Первой мировой войне.

Как известно, в XVIII в. исламский мир окончательно потерял свое былое могущество и величие. Открытие амери­канского континента европейскими путешественниками, про­рывы в науке и технике, индустриальная революция, ломка феодальной зависимости крестьянина от обрабатываемой им земли - все это способствовало подъему западного метакуль- турного пространства и, соответственно, отставанию ближне­восточного мира. Тем не менее тот процесс переосмысления ислама, его места в мире, а также мусульманских правовых норм, который был начат в предыдущие века, в данный от­резок времени получил свое дальнейшее развитие. Основной особенностью эволюции исламской правовой доктрины во второй половине XIX - начале XX вв. стало другое: теоретики концепции мусульманского права направили свой взор в Ев­ропу.


Рассматриваемый отрезок времени в научной юридиче­ской литературе иногда именуется периодом активного за­конотворчества. Однако, как нам видится, акцентирование внимание исключительно на имевшем место интенсивном законотворческом процессе не отражает саму суть происхо­дивших событий в области правосудия в Османской империи. Дело в том, что с началом периода «великих реформ» в 1839 г. в стране наметился подъем и в других сферах правовой жизни: совершенствовалась организационная структура националь­ного правосудия, модернизировалось юридическое образо­вание, кардинально менялся вектор развития правоведческой науки. По этой причине в данном исследовании те процессы, которые происходили в русле эволюции исламской право­вой доктрины, будут рассматриваться в трех измерениях: до­стижения в законотворчестве и кодификации нормативных актов, совершенствование организационной структуры право­вого поля в Османской империи и, наконец, развитие юриди­ческого образования и правоведческой науки. Итак, «великие реформы», начатые в 1839 г., кардинально изменили законода­тельную базу в Османской империи. те правовые нормы, по которым жило ближневосточное общество ранее, были пере­смотрены, переписаны и кодифицированы. Однако, пожалуй, самое важное в процессе модернизации действующего права заключалось в том, что страна переняла целый ряд законов у европейских держав, прежде всего у Франции, правда, значи­тельно видоизменив основные их положения и адаптировав их к национальным реалиям.


Безусловно, одними из самых знаковых событий в обще­ственно-правовой жизни османского общества данного пери­ода стали разработка и принятие первого Гражданского ко­декса - Маджаллы (Mecelle-i Ahkam Adliye - букв. «Уложение юридических решений»). Как известно, в предыдущие столе­тия турки-османы регулировали гражданские споры некоди- фицированными нормами права, во многом опираясь на ос­новные и вспомогательные источники права. Данный кодекс был подготовлен и принят поэтапно в течение 1869-1876 гг. Систематизацией Маджаллы занималась группа известных в стране юристов под руководством общественного деятеля и авторитетного в стране специалиста в области права Ахмета Джевдеда Паши. «Составленный строго в рамках положений ханафитской правовой школы, этот сборник состоял из 1851 статьи и включал в себя почти все разделы гражданского права. Кодекс был переведен на языки народов Османской им­перии, а также на английский и французский языки. Он ис­пользовался в турции до 1926 г.». Однако, как констатируют российские специалисты, данный кодекс содержал целый ряд недоработок и пробелов. «Он был далеко не полным, так как охватывал не все нормы гражданского права. В нем отсутство­вали такие разделы, как вещное право, право собственности, брачно-семейное и наследственное право. Что касается брач­но-семейного и наследственного права, то две эти отрасли на­столько регламентированы самим Кораном, что, вероятно, не было необходимости дополнительно вносить их в закон».

23 декабря 1876 г. была принята первая конституция Ос­манской империи (Kanun-i Esasi), правда, через два года отме­ненная деспотичным султаном Абдульхамитом II. Новую кон­ституцию османы примут лишь в 1908 г. при правительстве младотурков. Среди тех новых законов, которые преобразили правосудие Османской империи, называются также Уголов­ный кодекс, в редакциях от 1840, 1851, 1858 гг. (Ceza kanunu); Закон о землепользовании 1858 г. (Arazi kanunnamesi); Уголов­но-процессуальный кодекс 1879 г. (Ceza usul kanunu); а также торгово-предпринимательский кодекс в редакциях 1850 и 1864 гг. (Ticaret kanunu).

Поэтапный перевод национального законодательства продолжался до 1910-х гг. Между правовыми нормами, при­обретающими юридическую силу на закате империи, и клас­сическими исламскими правовыми положениями разночте­ний становилось все больше. В связи с этим невозможно не упомянуть о святая святых мусульманской общины - брачно­семейных отношениях. В 1917 г. правительством младотурков был подготовлен законопроект, регулирующий данные отно­шения. Впервые в истории исламского права все положения, касающиеся семьи и брака, были сведены в один документ и систематизированы. В законопроекте не отдавалось предпо­чтение той или иной правовой школе, наоборот, были выде­лены общие нормы, присущие всем мазхабам. И самое глав­ное - законопроект апеллировал ко всем гражданам страны независимо от конфессиональной принадлежности. В самой турции из-за начавшейся в 20-е гг. войны за независимость и утверждения республиканского строя правления данный до­кумент не приобрел юридической силы. Однако, как отмеча­ют исследователи, семейно-брачные отношения в тех странах, которые образовались на обломках империи, еще достаточно длительное время регулировались его нормами.


Одновременно с принятием новых законодательных ак­тов менялось и само «обустройство» правосудия в Османской империи. Пришедшие в Новое время еще со времен Средне­вековья так называемые шариатские суды, в которых председа­тельствовали хорошо известные российскому правоведу кади, руководствующиеся в вынесении вердиктов нормами той или иной правовой школы исламского права, стали постепенно изживать себя. Государством стал внедряться новый вид судов - так называемые регулярные суды (nizamiye mahkemeleri), члены которых в делопроизводстве опирались исключительно на принимаемые новые законы в стране. Отныне шариатские суды, работающие по старинке в самых отсталых регионах страны, рассматривали ограниченный круг вопросов, больше связанных с семейными, наследственными тяжбами и делами кровной мести.


В Османскую империю пришло такое европейское нов­шество, как прокуратура. Нужно заметить, что впервые до­статочно пристальное внимание наказаниям за преступления против государства было уделено в редакции Уголовного ко­декса страны от 1858 г., которая, в свою очередь, была составле­на на основе французского кодекса. Однако институт прокура­туры в этот отрезок времени в Османской империи еще не был учрежден. Данный недостаток был устранен с принятием Кон­ституции, в ст. 91 которой оговаривались основные функции прокуратуры Османской империи. И в 1879 г. уже существо­вавший в то время парламент страны принял отдельный за­кон, регулирующий деятельность данного надзорного органа. В данный отрезок времени в Османской империи на государ­ственном уровне начало регулироваться нотариальное дело, также во многом скопированное с европейского «лекала». Как известно, на протяжении веков на мусульманском Восто­ке функции нотариуса выполнял судья, то есть кади. К 1868 г. относятся первые серьезные изменения в сфере нотариата. В обнародованном султаном «Положении о торговых делах» (Ticaret ve Deavi Kalemi Nizamnamesi) оговаривалось, что от­ныне все представительские функции, связанные с торговлей, могут быть переданы и заверены в так называемых торговых канцеляриях (Ticaret Nezareti) при местных администрациях. Однако считается, что нотариальное дело в том понимании, которое функционировало в данный отрезок времени в Ев­ропе, пришло в Османскую империю в 1878 г. с принятием специального закона. В этот период окончательно сформи­ровался институт адвокатуры. Социально-правовой институт, обеспечивающий защиту интересов доверителя в суде начал свое поступательное развитие после принятия в 1861 г. Поло­жения о регулировании торговых споров (Usul-i Muhakeme-i Ticaret Nizamnamesi), которое предоставляло возможность обвиняемой стороне доверять свои интересы третьей стороне. Нужно заметить, что институт адвокатуры сформировался в Османской империи достаточно быстро. Так, уже в 1874 г. для адвокатов были введены специальные требования, в том числе обязательство сдать экзамен на знание законов страны. Извест­но, что процесс реформирования государственного устройства в Османской империи, начатый в 1839 г., сопровождался фор­мированием многочисленных комиссий, подчиненных напря­мую султанскому двору. Одна из таких комиссий, созданная в 1849 г. и включавшая в себя 6 членов и 3 секретаря, именова­лась «Комиссия по бухгалтерскому и финансовому контролю» (Meclis'i Muhasebe'i Maliye Komisyonu). Перед ней в качестве одной из основных задач ставился контроль за сбором нало­гов и распределением денежных потоков. Как констатируют специалисты, данная организация была прообразом счетной палаты. Нужно заметить, что уголовная ответственность чи­новников за присвоение государственных денежных средств, а также за ненадлежащее их использование была установлена Уголовным кодексом в редакции от 1840 г.


Безусловно, самым важным достижением в правовом поле Османской империи в рассматриваемую эпоху стал пе­реход страны к ограниченному парламентаризму. Парламент страны был учрежден конституцией Османской империи. Он состоял из двух палат: так называемой Палаты знати (Ayan meslisi), в которую помимо избираемых депутатов входили известные в стране общественные деятели, назначаемые сул­таном, и Общей палаты, все члены которой избирались. Пер­вый парламент Османской империи, состоящий 115 депута­тов, начал свою работу 31 марта 1877 г. На рассматриваемый нами отрезок времени приходится зарождение и становление специального юридического образования в Османской импе­рии. Для получения возможности занимать посты судей со­искатели отныне должны были сдавать экзамен, а Кабинетом Министров империи был обнародован список учебных заведе­ний, выпускники которых допускались к данному экзамену4. В 1854 г. при Имперском верховном суде были организова­ны так называемые Курсы для будущих судей (Muallimhane-i Nuvvab), в 1885 г. они были преобразованы в Судейскую шко­лу (Mekteb-i Nuvvab), а в 1908 г. - в Юридическое медресе (Medresetu'l - Kudat). Нужно заметить, что в данное учебное заведение принимались не только мусульмане, но и моло­дежь других конфессий. Стамбульские учебные заведения не носили ярко выраженный религиозный характер, поэтому о преподавании в столице империи исламского права в его классической интерпретации говорить не приходится. Нужно иметь в виду, что влияние западного гуманитарного знания на Стамбул было очень велико. В целом, в силу целого ряда эт- нополитических причин, турки-османы были более склонны копировать европейское, нежели развивать свое. Истинными хранителями достижений прошлых столетий были арабы. Например, те положения и нормы, которые мы относим к классическому исламскому праву, во времена заката Осман­ской империи не только преподавались, но и исследовались и систематизировались в известном и в настоящее время Уни­верситете Аль-Азхар, расположенном в Каире. добавлю, что модернистский характер изучению норм исламского права придал выдающийся египетский реформатор ислама и обще­ственный деятель Мухаммед Абдо, при котором зародилась традиция проведения открытых дискуссий между новаторами и приверженцами средневекового исламского права.


В рассматриваемый нами период продолжилась работа исламских правоведов в области проблем судопроизводства. Своего рода бум в издании литературы по этой теме наблю­дался в среде мыслителей ханафитской правовой школы. Из­вестно, что они преимущественно придерживались метода индукции в объяснении и теоретизации процессуального содержания исламского классического права. Применяемой ими методологии был посвящен ряд книг, изданных в рас­сматриваемой нами отрезок времени. Их основные конкурен­ты - шафиитские теоретики, наоборот, отстаивали дедуктив­ный метод. В конце XIX в. полемика между двумя школами по данному вопросу достигла своей кульминации. В данный период усилился раскол и между ветвями в исламской умме, а также между правовыми школами, которые оформились еще в период раннего Средневековья в рамках каждой ветви. Напомню, что иногда в отечественной научной литературе данные правовые школы именуют мазхабами. Ввиду того, что Европа в Новое время вступила в новую стадию своего раз­вития, то есть в период триумфального шествия так называе­мой Вестфальской мировой системы, отголоски европейских трансформаций так или иначе доходили и до Востока, прежде всего до образованной и начитанной стамбульской интелли­генции. Так, на повестке дня обозначились вопросы, связан­ные с государственным устройством. В академической среде образовалась достаточно большая группа ученых-правоведов, призывающих политическую элиту Османской империи от­казаться от власти и преобразовать государственность османов в халифат. Необходимо заметить, что в российском правове­дении вопросы, связанные с такими понятиями как халифат, султанат и имамат, до сих пор не изучены на должном уров­не. В отечественном гуманитарном знании доминирует точка зрения, согласно которой халифат по своему семантическому содержанию близок к привычному для нас понятию империя. Однако в действительности дело обстоит совсем не так. Прин­ципиальное отличие халифата от султаната заключается в ме­ханизме передачи власти, т. е. в той именно части исламской правовой доктрины, которая породила базовые противоречия между суннитами и шиитами. Однако необходимо иметь в виду, что в среде сторонников идеи возврата к халифату в дан­ный отрезок времени было достаточно много ученых из числа суннитов. Критически относящиеся к султанату интеллектуа­лы сходились в одном: султаны, передающие власть по наслед­ству, тормозят развитие политической системы Османской империи, так как узурпация власти одной семьей препятству­ет развитию конкуренции внутри политической элиты. Нахо­дились и такие «вольнодумцы», которые сравнивали халифат с республиканской формой правления. Сторонники султан­ской формы правления защищали свои воззрения прежде всего тем, что именно султанат позволил османам достигнуть своего расцвета в XVI в. Так или иначе, полемика между обои­ми направлениями в области исламского права продолжается и в современном зарубежном научном мире.


После поражения османов в Первой мировой войне про­изошли кардинальные изменения на Ближнем и Среднем Вос­токе, в Северной Африке, в Малой Азии и на Кавказе. Туркам, которые считались государствообразующей нацией в канув­шей в Лету империи, не без поддержки большевиков удалось отстоять свою независимость. Однако ими был избран свет­ский путь государственного строительства, вследствие чего му­сульманское законодательство как таковое на их территории перестало существовать. Арабы и другие народы, правосудие которых в прошлом регулировалось нормами мусульманской религии, были разделены на целый ряд мелких государствен­ных образований, попавших под протекторат Великобрита­нии, Франции и Италии. В данных странах исламское право также прекратило свое существование на долгие годы. Новый период в эволюции рассматриваемой правовой семьи начал­ся примерно с середины прошлого века, когда многие страны Востока одна за другой стали получать независимость. Пусть даже в таких государствах, как Египет, Иран и Афганистан, ход истории был несколько иным, тем не менее общая картина от этого серьезных изменений не претерпевает. Но необходимо учесть, что всего лишь небольшая группа государств приняла решение так или иначе реанимировать былые правовые нор­мы, адаптировав их к реалиям современности. Исследовате­ли причисляют к данной группе Саудовскую Аравию, Оман, Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Сомали, Бруней и Иран. Таким образом, перечисленными государствами был иници­ирован новый этап в эволюции исламского права, который в зарубежном правоведении именуется современное исламское право, исследование которого выходит за рамки обозначенной автором темы.



теория права и государства

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 11 (66) 2013



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info