НКВД против Абвера: крымский вектор
![]() |
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Прохоров В.В. Статья посвящена деятельности органов Народного комиссариата внутренних дел по ликвидации подразделений германских спецслужб на Северном Кавказе и Крыму. В работе определены основные задачи немецкой агентуры и методы ее подготовки. Освещена деятельность советских контрразведывательных органов по пресечению активной работы вражеских разведорганов на полуострове. |
В планах летней кампании 1942 г. немецкое Верховное Главнокомандование Вооруженных Сил придавало большое значение выходу на Кавказ, что позволяло, наряду с захватом нефтедобывающих районов Баку и Грозного, ускорить вступление Турции в войну против СССР, а также перерезать коммуникации, связывающие Советское государство с союзниками через Иран.
Замысел противника по овладению Кавказом был изложен в директиве № 45 от 23 июля 1942 г. под кодовым наименованием операция «Эдельвейс». На первом этапе этой операции немецкое командование намеревалось захватить Северный Кавказ, а на втором - Закавказье, обойдя Главный Кавказский хребет с запада и востока и одновременно преодолев его с севера через перевалы. Реализация этого плана возлагалась на группу армий «А», образованную путем раздела группы армий «Юг» на две - «А» и «Б».
Начиная наступление на Кавказ 25 июля 1942 г., командующий группы армий «А» генерал-фельдмаршал Зигмунд Вильгельм Лист рассчитывал не только на полевые и танковые армии, но и на приданные его группе подразделения специального назначения, где основную роль играли подразделения Абвера. Основными задачами Абвера были: сбор разведывательной информации, ведение диверсионной работы в ближнем и дальнем тылах Красной Армии, ведение контрразведки в оккупированных районах, борьба с партизанами.
На временно оккупированной территории Союза ССР создавались территориальные органы Абвера - абверштелле. Абверштелле являлись основными звеньями Абвера, и именно они вели разведывательную и контрразведывательную работу против СССР. Эти подразделения обычно создавались в крупных советских городах, имевших важное военно-политическое и экономическое значение.
Накануне войны всем армейским группировкам немецких войск были приданы по одной разведывательной, диверсионной и контрразведывательной абверкоманде (АК), а армиям - подчиненные этим командам абвергруппы (АГ).В полосе группы армий «А» против Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, а также Отдельной Приморской армии действовали следующие команды Абвера: разведывательные - АК-101 и АК-102; разведывательно-диверсионные - АК-201 и контрразведывательные - АК-301 (с входящими в их состав абвергруппами). Данные подразделения действовали на оккупированной территории Крыма и Кубани. Дислоцировались в Евпатории, Джанкое, Феодосии, Ставрополе, Краснодаре, Анапе.
Агентов в подразделения Абвера, как правило, вербовали из военнопленных, согласившихся сотрудничать с оккупантами, перебежчиков и антисоветски настроенных лиц, оставшихся на оккупированной территории. Лица, успешно прошедшие проверку, направлялись в спецшколы. До конца 1942 г. свою агентуру немцы готовили в разведывательных и разведывательно-диверсионных школах Абвера, расположенных на территории Германии, Польши, Украины. С конца 1942 г. агентов Абвера стали готовить и в Крыму.
С 1942 г. по 1943 г. на полуострове действовал орган германской военно-морской разведки Абверкоманда Нахрих- тенбеобахтер (АК НБО). АК НБО, базируясь в Симферополе, осуществляла сбор информации о ВМФ СССР на Черном и Азовском морях, параллельно осуществляла диверсионную работу против Северо-Кавказского фронта. В период своей активной деятельности на территории Крымского полуострова АК НБО создала целую сеть разведывательно-диверсионных школ. Так, в конце 1942 г. Абверкомандой НБО в 18 км от Симферополя в с. Краснолесье (до 1945 г. - с. Тавель) была создана разведывательно-диверсионная школа. Школа готовила агентов-радистов и разведчиков-диверсантов для подрывной работы в советском тылу на Кавказе и была укомплектована антисоветски настроенными военнопленными, содержавшимися в лагерях Севастополя, Симферополя, Краснодара и др. городов. В первую очередь вербовались уроженцы Северного Кавказа и Закавказья. Всего в школе насчитывалось до 150 курсантов.
В мае 1943 г. в пос. Симеиз на Южном берегу Крыма АК НБО была организована еще одна разведывательно-диверсионная школа. Школа готовила разведчиков-диверсантов также для подрывной работы на Кавказе. Агентура вербовалась из советских военнопленных - уроженцев Кавказа, в лагерях Бахчисарая, Джанкоя, Ростова. Одновременно в школе обучалось до 120 агентов.
Весной-летом того же года Абверкомандой НБО, северо- восточнее Бахчисарая, в с. Дровянка (до 1945 г. - с. Бешуй) создается третья разведывательно-диверсионная школа. Школа готовила разведчиков-диверсантов для действий на Северном Кавказе и была укомплектована бывшими полицаями и старостами, а также военнопленными из лагерей Крыма и Северного Кавказа. Одновременно в школе обучалось до 200 чел. Все курсанты были разбиты на группы по 10-12 чел. по национальному признаку. В школе находилась карачаевская, осетинская, балкарская, русская, черкесская и др. группы. За время своего существования школа выпустила около 300 человек. Связь с агентами шла через радиостанции в Керчи, Симферополе и Анапе.
Борьба с подразделениями и агентами Абвера потребовала от советских спецслужб неимоверных усилий. Основная тяжесть этой борьбы легла на оперативно-чекистские управления и отделы наркомата внутренних дел, а также на Внутренние войска (ВВ) НКВД СССР. Органам НКВД предписывалось организовывать охрану промышленных предприятий и коммуникаций, организовывать борьбу с дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать вражеских шпионов, диверсантов и парашютистов. Особенно жестко предписывалось поступать с вражескими агентами в местностях, объявленных на осадном положении, где в отношении них разрешалось применять высшую меру наказания.
Кроме этого, правительством Союза ССР принимается решение о возложении на НКВД функций по охране тыла Красной Армии, и уже 28 апреля 1942 г. вступает в действие «Положение о войсках НКВД, охраняющих тыл действующей Красной Армии».
В преддверии немецкого наступления на Северном Кавказе, руководством НКВД СССР проводится широкомасштабная операция по выселению в административном порядке из Анапы, Геленджика, Новороссийска, Краснодара, Темрюка и других населенных пунктов Таманского полуострова всех иностранцев, лиц без гражданства, бывших членов антисоветских политических партий и контрреволюционных организаций ранее привлекавшихся к административной или уголовной ответственности. Всего было выселено более 2500 лиц указанных категорий.
Ухудшение военно-стратегической обстановки на Кавказе потребовало от НКВД привлечения дополнительных сил и средств для охраны прифронтовой полосы и улучшения разъяснительной работы среди местного населения. Для выполнения поставленных задач всем начальникам УНКВД краев и областей предписывалось в течение суток организовать при горрайорганах наркомата истребительные батальоны от 100 до 200 человек каждый. Зачастую, личный состав батальонов совместно с частями НКВД и Красной Армии прикрывал особо важные объекты и оборонял их в случае возможного нападения со стороны диверсионных групп или парашютного десанта противника. Командирами истребительных батальонов, как правило, назначались офицеры внутренних войск НКВД или сотрудники органов внутренних дел.
Неоценимую помощь в борьбе с вражеской агентурой оказали своевременные мероприятия по осуществлению мер контроля за миграцией населения, где в первую очередь вводился строгий пропускной порядок передвижения гражданских лиц из одной местности в другую. В целях усиления заградительной службы по недопущению проникновения в тыл немецких агентов для этой работы было выделено два оперативных полка НКВД.
Вместе с этим для защиты крупных административных и промышленных центров в конце июля 1942 г. создавались особые оборонительные районы - Махачкалинский, Грозненский и Орджоникидзевский. Основу войск в этих районах составили дивизии НКВД.
Неоспоримой победой органов НКВД можно считать создание разветвленной агентурной сети, как в ряде немецких разведорганов, так и на временно оккупированной территории Северного Кавказа и Крыма, что в конечном итоге позволило сорвать часть мероприятий противника.
Поступающая оперативная информация формировалась в ориентировки 2-го управления НКВД СССР и спецсообщения УНКВД областей и краев. Спецсообщения, как правило, рассылались Особым отделам фронтов и армий, а ориентировки Центрального аппарата - НКВД союзных и автономных республик, начальникам УНКВД краев и областей, начальнику управления особых отделов НКВД СССР, начальнику транспортного управления НКВД СССР. В ориентировках указывалось точное или примерное количество подготовленных в школах Абвера и переброшенных в наш тыл лиц. Кроме этого, в ориентировках указывались Ф.И.О. и клички забрасываемых агентов, их год и место рождения, место работы до войны, место проживания семьи, социальное происхождение, дата призыва в РККА, должность, номер войсковой части, звание, поведение в немецком лагере. Далее указывались приметы: рост, цвет волос, цвет глаз и т.п.
Успешная деятельность советского агента внедренного в АГ-102 позволила в короткий срок получить установочные данные на 101 немецкого агента и материал еще на 26 сотрудников органа, информацию о методике подготовке агентуры. Вовремя полученная оперативная информация позволила органам НКВД нейтрализовать около 100 немецких агентов окончивших разведшколу разведывательно-диверсионного органа «Предприятие «Цеппелин» расположенную в г. Евпатория.
Благодаря проведенным мероприятиям оперативных групп наркомата внутренних дел, удалось не допустить проведение в районе Грозного операции «Шамиль», а на территории Крыма выявить и ликвидировать оставленную резидентуру территориального органа Абвера - Абверштелле «Крым» в Симферополе, Юшуни, Сейтелере (ныне пгт Нижнегорский) и Биюк-Онларе (ныне пгт Октябрьский).
К концу 1942 г. гитлеровский план «Эдельвейс» потерпел крах. Потерпели крах и планы немцев по овладению Кавказом и его нефтяных районов - зимой 1943 г. от оккупации были освобождены Чечено-Ингушская и Кабардино-Балкарская АССР, Ставропольский край, часть Ростовской области и Краснодарского края. В этом была заслуга органов и войск НКВД СССР, внесших свой вклад в дело общей победы на Северном Кавказе.