Органы милиции Крымской АССР в период сплошной коллективизации (1929-1932 гг.)
![]() |
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Прохоров В. В. В статье раскрывается организация органов внутренних дел Крымской АССР в 1929-1932 гг. особое внимание автор уделяет комплексу условий и причин, повлиявших на реорганизацию системы органов внутренних дел автономии в указанный период, их внутреннюю структуру; основные и вспомогательные функции органов рабоче-крестьянской милиции. |
Актуальность данной статьи обусловлена потребностью фундаментальной разработки исторических аспектов организационного развития правоохранительных органов Российской Федерации. Одной из сторон изучения данной проблематики является объективное освещение истории реорганизации системы органов внутренних дел (ОВД) Крыма в 1929-1932 гг.
Новизна данной статьи состоит в первую очередь, в постановке самой проблемы и решении ряда конкретных исследовательских задач, касающихся организационного построения ОВД автономии, как вооруженного органа исполнительной власти. В представленной работе, на основе архивных документов и материалов, значительная часть которых вводится в научный оборот впервые, автором исследуются некоторые стороны исторического развития республиканских органов внутренних дел в 1929-1932 гг.
Целью работы является создание комплексной, целостной и научной картины периода реформирования внутренней структуры органов рабоче-крестьянской милиции (РКМ) Крымской АССР.
Конец 1920-х - начало 1930-х гг. - один из самых ярких и в то же время трагических периодов в истории Советского Союза. Победа И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе положила начало формированию административно-командной системы в СССР, что в свою очередь послужило первым шагом к построению тоталитарного государства. Именно в эти годы в стране начинаются трудности, связанные с индустриализацией и принудительной коллективизацией сельского хозяйства, а в экономике начинаются негативные процессы, направленные на ликвидацию НЭПа.
Очередной этап в развитии экономики государства поставил вопрос о формах и методах строительства социалистического общества. В руководстве страны постепенно сложились два взгляда на стратегию экономического развития социалистического государства. Идею регулируемого рынка с обязательным использованием товарно-денежных отношений в народном хозяйстве отстаивали Бухарин, Рыков, Томский и другие. Противоположного взгляда на пути экономического развития страны придерживались Сталин, Куйбышев, Молотов. Последние исходили из того, что необходимо было форсировать развитие тяжелой промышленности и в первую очередь, за счет сельского хозяйства.
Осуществление промышленного развития методами Сталина и его единомышленников означало переход к директивному планированию. Новый хозяйственный механизм, который стал утверждаться в конце 1920-х - начале 1930-х гг., полностью лишал экономической самостоятельности союзные республики. В СССР создавалась командная экономика с высшей степенью централизации управления народным хозяйством.
Реконструкция народного хозяйства требовала большого количества нового оборудования. Произвести его на старых машиностроительных заводах внутри Союза ССР было невозможно. Поэтому оставался один путь - приобретать оборудование за границей. Для этого нужна была твердая валюта, которую давала только пшеница - традиционный экспортный товар дореволюционной царской России. Все, таким образом, упиралось в хлебозаготовки, от увеличения которых во многом зависели темпы индустриального развития страны.
К концу 1929 г. НЭП сменяется репрессивной политикой в отношении зажиточных деревенских слоев с принудительным объединением имущества всех других категорий крестьян в колхозах.
В начале 1930 г. в средствах массовой информации прозвучал призыв большевиков «объявить войну не на жизнь, а на смерть кулаку и, в конце концов, смести его с лица земли». 30 января того же года Политбюро утверждает Постановление ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». В нем предусматривалось провести конфискацию у кулаков орудий производства, скота, хозяйственных и жилых построек и многое другое. Летом 1930 г., выступая на XVI съезде ВКП (б), И. В. Сталин указывал на то, что: «Репрессии в области социалистического строительства являются необходимым элементом наступления...».
Исходя из выработанной стратегии, партийное руководство страны планировало в своей деятельности в полной мере опереться на реформированный и наделенный широкими полномочиями правоохранительный аппарат, одним из звеньев которого являлась рабоче-крестьянская милиция.
В декабре 1930 г. с целью усиления охраны общественного порядка (ООП) и борьбы с преступностью было признано целесообразным включить управления РКМ в систему Объединенного Главного Политического Управления (ОГПУ) и его органы на местах, ликвидировав при этом наркоматы внутренних дел союзных и автономных республик.
В структуре ОГПУ образовывалась главная инспекция по руководству деятельностью органами рабоче-крестьянской милицией. Параллельно с этим управления коммунальным хозяйством и управления РКМ передавались в ведение Советов Народных Комиссаров (СНК, Совнаркомов), а Главное управление местами заключения (ГУМЗ) в Народный комиссариат юстиции. Формально этому процессу было своё объяснение. Со 2-й половины 1920-х гг. повсеместно в стране отмечается рост уголовных преступлений вообще и тяжких в частности. В Крымской АССР, к примеру, в 1-й половине 1927 г. количество преступлений (по сравнению с аналогичным периодом 1926 г.) увеличилось на 54,4%, а раскрываемость упала на 0,3%.
Проводимые во всесоюзном масштабе мероприятия по реорганизации органов РКМ не обошли стороной и Крым. В конце 1930 г. на полуострове разворачивается работа по созданию в составе СНК Крымской АССР НКВД республики. В январе следующего года положение и штаты наркомата были представлены на утверждение Президиуму КрымЦИКа.
Согласно проекта положения, структуру наркомата внутренних дел должны были составлять:
- управление делами;
- управление кадрами;
- административно-организационное управление;
- управление РКМ;
- управление уголовного розыска (УР);
- управление местами заключения;
- управление коммунальным хозяйством.
В свою очередь, управление коммунхозом подразделялось на планово-экономическое бюро, коммунальную инспекцию и отдел пожарной охраны.
В феврале 1931 г. председатель СНК Крымской АССР А.А. Самединов утверждает Положение о Главном управлении милиции и уголовного розыска Крыма. Согласно принятого положения Главмилиция и уголовный розыск находились в непосредственном подчинении правительства автономии.
Во главе Главного управления РКМ полуострова находился начальник управления, входивший в состав СНК республики с правом совещательного голоса. Начальника Главмилиции, в свою очередь, в должности утверждал непосредственно Совнарком Крыма. Кандидатуры начальников отдела УР и отдела милиции также утверждал Совнарком, но уже по представлению начальника Главмилиции.
Главное управление милиции Крымской АССР:
1) осуществляло контроль и общее руководство деятельностью всех городских и районных управлений и служб;
2) претворяло в жизнь все постановления и распоряжения правительства РСФСР и Крыма по вопросам установления революционного порядка и общественной безопасности;
3) издавало в пределах своей компетенции инструкции, циркуляры и приказы;
4) боролось с уголовной преступностью и руководило этой работой на всей территории полуострова;
5) рассматривало жалобы на действия подведомственных учреждений.
Кроме общего руководства, Главмилиция автономии отвечала за:
а) разработку мероприятий по привлечению гражданского населения к работе органов РКМ;
6) наблюдение за правильностью наложения административных взысканий;
в) руководство разрешительной работой органов милиции;
г) проведение мероприятий по ООП;
д) руководство деятельностью ведомственной милиции;
е) определение порядка прохождения службы в ОВД;
ж) разработку структур и штатов местных управлений РКМ;
з) осуществление розыска преступников, раскрытие преступлений и регистрацию уголовных дел;
и) организацию и совершенствование служебного собаководства;
к) разработку и осуществление мероприятий по улучшению быта и материально-технического обеспечения ОВД и многое другое.
В состав Главмилиции Крыма входило пять подразделений:
- первый отдел;
- отдел милиции;
- отдел УР;
- инспекция снабжения;
- общая канцелярия.
Местными органами Главмилиции являлись управления РКМ городов и районов автономии - на правах отделов городских и районных исполкомов. Во главе районных управлений РКМ находились начальники управлений, назначаемые райисполкомами.
В августе 1932 г. правительство Крымской АССР утвердило в должности начальника Главмилиции Крыма, члена ВКП (б) с 1918 г., бывшего начальника Харьковского областного УРКМ - Г.Ф. Самойлова.
С декабря 1932 г. Главмилиция Крыма стала подчиняться вновь образованному общесоюзному органу - Главному управлению рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) при ОГПУ СССР. 27 декабря 1932 г ЦИК и СНК СССР утверждают Положение о ГУРКМ при ОГПУ СССР. Согласно новому положению РКМ выводилась из непосредственного ведения правительств союзных и автономных республик и полностью передавалась в ОГПУ СССР. Начальник ГУРКМ становился одним из заместителей председателя ОГПУ.
При этом на органы ОГПУ по-прежнему возлагались задачи по дальнейшему укреплению органов милиции и УР руководящими кадрами, улучшению финансового и бытового положения сотрудников, повышению служебной и исполнительской дисциплины.
К положительным сторонам этих нововведений следует отнести: улучшение работы РКМ по ООП (так, за 9 месяцев 1931 г. только по г. Севастополю и Севастопольскому району за нарушение общественного порядка было привлечено к ответственности 2 770 человек) и росту показателей по охране социалистической собственности. К отрицательным сторонам следовало отнести: значительный процент дисциплинарных нарушений среди личного состава органов милиции, несоблюдение сроков проведения следственных действий и низкий процент раскрываемости преступлений.
Таким образом, на протяжении 1929-1932 гг. в структуре органов рабоче-крестьянской милиции Крымской АССР постоянно происходили качественные и количественные изменения, которые проводились с целью поиска лучшего организационного построения органов внутренних дел. Проводимая работа способствовала приобретению необходимого опыта в деле организации службы, укрепления охраны общественного порядка на полуострове и улучшения борьбы с уголовной преступностью.