Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи История государства и права Средства борьбы с «кавказским разбоем» в XVIII- начале XIX века (в контексте развития дагестано-грузинских политических взаимоотношений)

Средства борьбы с «кавказским разбоем» в XVIII- начале XIX века (в контексте развития дагестано-грузинских политических взаимоотношений)


Средства борьбы с «кавказским разбоем» в XVIII- начале XIX века (в контексте
развития дагестано-грузинских политических взаимоотношений)




ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Дибирова А.И.

В статье рассматриваются средства борьбы институтов власти Грузии против набегов
дагестанских горцев в XVIII-начале XIX века.




В системе сложных взаимоотношений народов горного Дагестана и равнинной Грузии история сохранила память и об имевших место отношениях враждебного характера - набе­гах, организованных горскими феодалами против населения равнинных областей Кавказа. Бесконечная борьба с завоева­телями крайне ослабила Грузию. Именно это обстоятельство вместе с неблагоприятно сложившейся международной обста­новкой сильно изменили характер отношений Грузии с сосед­ними странами, в частности с населением Северного Кавказа, в том числе и Дагестана. Усиление влияния турок на Северном Кавказе, тяжелое экономическое положение горцев стали по­степенно нарушать дружественные отношения Грузии с севе­ро-кавказскими политическими образованиями.

В свете сказанного представляют интерес субъективные суждения, содержащиеся в одной из работ касательно поня­тия «кавказский разбой». «Кавказский разбой есть протест против злоупотреблений низшей власти; против прежней тя­гости податей и повинностей; против необеспеченности сель­ского населения, недостатка земли, воды, леса.

Кавказский разбой есть результат исторической жизни кавказских народов, их прежнего политического и социаль­ного строя, их отношений в старину к другим народам и к правящей власти, смотря по слабости или суровости ея; их законодательства - писанного и адатов. Это есть результат субъективных взглядов кавказский народов на разбой, как на удальство, молодечество; их нравов и обычаев, в совокупности с их поэзиею и играми, это страстная потребность ненасытной мести, это отсутствие нравственного религиозного и обще­ственного развития кавказцев.






Кавказскому разбою благоприятствуют трудности розы­сков, вследствие плохих дорог, пересеченной местности, боль­ших лесов и недоступных гор и ущелий».

Предвзятость сделанных выводов, обвинение всех кавказ­ских народов в отсутствии «нравственного, религиозного и общественного развития...» не только спорно, но и оскорби­тельно. Понятия «благородного и нравственного» разбоя нет, и никогда не было. Своеобразие горской экономики ставило горцев перед необходимостью постоянной связи с населением равнин, но мирные отношения в области экономики горных областей с равнинной Грузией постоянно нарушались из-за феодальной раздробленности, междоусобиц, постоянных внешних нашествий т.п., именно поэтому часть горцев, воз­главляемая феодально-племенной верхушкой, пыталась вос­полнить недостачу средств существования грабежами и напа­дениями на обитателей равнин.

Несмотря на очевидность этих фактов, отдельные кавказ­ские исследователи взяли на вооружение субъективные суж­дения авторов XIX в., и продолжают их навязывать. Так, со­гласно выводам В.П. Гамрекели, экспансия горцев Дагестана «лекианоба» - буквально «лезгинщина», являлась следствием того, что феодализирующаяся верхушка общины, вследствие перенаселенности края, не сумев удовлетворить на месте свои потребности и потребности нуждающихся общинников, «раз­вила тенденцию экспансии. Далее он перечисляет формы экспансии: переселение на другие территории вне горного Дагестана; работа по найму или служба в наемном войске вне горного Дагестана; набеги-разбои или многолюдное ополче­ние. В заключение делает вывод, что набеги и служба в наем­ном войске сулили вожакам славу, а горцам добычу и поэтому стали промыслом.


Если походы «лезгин» получили название «лекианоба», то аналогичные походы грузинского горского племени тушин на­зывались «мекопроба», хевсуров - «апарекоба». Походы такого характера совершали представители и других горских племен Кавказа: кистины, осетины, сваны.. В личном фонде историка Полиевкта Карбелашвили найдено письмо Ираклия II на имя тушинского моурава Дурмиш - хана от 30 ноября 1780 г., где говорится о набегах тушин на дидойцев: «Мы слышали, что тушины разоряют дидойцев, то крадут скот.. Эти дидойцы уже давно с нами в хороших отношениях и никто не может отобрать у них что-либо незаконно. А если у тушинцев есть ка­кие либо разногласия с дидойцами, то тогда.. .Дурмиш - хан и Джорджадзе вместе соберитесь и разберите дело. Пусть никто не смеет обижать дидойцев и отобранное вернуть».

Следует ометить, что набеги на Дагестан также становят­ся частью политики феодалов Грузии с целью получения до­ хода в казну: «1798 г. Приказание царя Кизикскому моураву Иосифу, Бодбийскому митрополиту Иоанну, ... сотнику Па- таркаци, всем Кизикским кевхам ... и кизикийцам. Убийцы лезгин, а также те, которые брали их в плен, представляли их нам живыми и мертвыми. Мы отменяем это и определяем; кто убьет лезгина, тот должен представить нам его голову или нос. В виду того, что страна нами разорена, мы делаем еще другую милость нашим подданным, лезгина, взятого в плен, жалуем тому, кто его взял, с тем, чтобы он заплатил моураву 10 р. и войску нашему 10 р.; последния деньги, а также лошадь и оружие взятого в плен лезгина делят между собой люди на­шего войска. Если 10,15 или 30 чел. конных отправятся в не­приятельскую страну для добычи и найдут её, то ничего с них не взимаете; но если больше этого числа, тогда часть добычи дают нам».


Обычно набеги не носили характера крупных военных действий. Возглавляемые дагестанскими феодалами, глава­рями общин или предводителями групп, небольшие отряды неожиданно врывались в населенные пункты и так же мол­ниеносно скрывались. «Набег был одноактным действием, которое могло быть и не быть. Но угроза такого набега была постоянным явлением, от нее нельзя было избавиться. До того, как султанская Турция стала постоянным покупателем пленников, горцы уводили и держали их с целью получения выкупа. Поэтому участники набега старались захватить лиц из княжеских родов или особ царствующего двора.

Одной из причин слабости феодальной Грузии в борьбе с систематическими набегами горских феодалов и вождей яв­лялись особенности феодального войска. Ядром грузинского феодального ополчения были крестьяне. В военной обстанов­ке каждый вооруженный грузин являлся воином, но в мирной обстановке крестьяне занимались обычным земледельческим трудом и воинское ополчение распадалось. Поэтому длитель­ные военные операции были непривычны для грузинского-фе- одального ополчения и это затрудняло борьбу против систе­матических набегов дагестанских феодалов.


В вековой борьбе с систематическими набегами дагестан­ских феодалов в Грузии выработались определенные формы и методы обороны от этих нашествий. Эти набеги, как правило, не носили характера крупных военных действий. Небольшие отряды, возглавляемые дагестанскими феодалами и племен­ными вождями, с молниеносной быстротой неожиданно врывались в тот или иной населенный пункт и также быстро скрывались. В соответствии с особенностями этих набегов вырабатывались и методы борьбы против них.

Одной из форм самообороны от таких набегов было воз­ведение фортификационных сооружений. Крепости строи­лись на путях, которыми обычно пользовались «лезгины».

Решающее значение в борьбе с систематическими на­бегами дагестанских феодалов придавалось людской воору­женной силе. Вооруженные крестьяне несли систематическую сторожевую службу на окраинах своих сел, в тех местах, от­куда более всего можно было ожидать «лезгинских» налетчи­ков. Тщательно охранялись такие проезжие дороги, перевалы и выходы из ущелий. Особо выделенные отряды - «мдевари» были обязаны организовывать погоню за убегающими гра­бителями. В 1772 г. был даже выработан специальный наказ, предназначавшийся для таких отрядов, действовавших в рай­оне Верхней Картли, которая, были разделена на отдельные военно-территориальные единицы.


Однако все отмеченные выше мероприятия не могли слу­жить радикальным средством борьбы против систематиче­ских набегов горских феодалов. Необходимо было коренным образом реорганизовать существовавшую феодальную ор­ганизацию вооруженных сил. Такая попытка была сделана в 1774 г. введением т. н. войска «мориге»6 главной задачей ко­торого была борьба против «лезгин». Создание этого войска являлось пределом того, на что была способна феодальная Грузия той эпохи.

По уставу войска «мориге» каждый годный к военной службе мужчина обязан был отбывать военную повинность за свой счет в течение одного месяца в году. Так организовано постоянное войско. Однако, войско «мориге» не оказалось жизнеспособным, реакционные феодалы скоро добились его упразднения. Им стало ясно, что войско «мориге» было на­правлено не только против внешних захватчиков, но и против крупных феодалов внутри страны. Поэтому упразднение вой­ска «мориге» явилось фактом, свидетельствующим о слабости центральной власти в борьбе против крупных князей, а вме­сте с тем и систематическими набегами дагестанских горцев.

Однако все эти мероприятия слабой и политически раз­дробленной страны не могли привести к эффективным ре­зультатам. Ликвидация угрозы систематических «лезгинских» набегов была под силу лишь мощному централизованному го­сударству, но в феодальной Грузии того периода отсутствова­ли объективные условия для образования такого государства.

История государства и права



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info