Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи История государства и права Становление и укрепление советского государственного аппарата в Дагестане в 1920–1930-е годы

Становление и укрепление советского государственного аппарата в Дагестане в 1920–1930-е годы


Становление и укрепление советского государственного аппарата в Дагестане в 1920–1930-е годы




ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Дибирова А. И.

В статье рассматривается проблема становления и укрепления советского государственного
аппарата в первой трети ХХ в.




В Дагестане после окончания гражданской войны шел сложный и достаточно противоречивый процесс утверждения новой политической системы, процесс перехода от ревкомов к Советам. В этот период Дагестан представлял собой сравни­тельно самостоятельную экономическую, политическую и тер­риториальную структуру с определенными административны­ми границами, социальным и этническим составом населения.

Главной особенностью Дагестана являлся многонациональ­ный состав населения и его геополитическое положение. Ре­гион на протяжении веков был территорией взаимодействия России, Турции, Ирана, а также ведущих западных держав, прежде всего Англии и Германии. После революции 1917 г. и окончания гражданской войны власть в Дагестане перешла к Советам. Декретом ВЦИК от 21 января 1921 г. он становится автономной социалистической республикой.


Организация местных органов власти в Дагестане была связана с большими трудностями. Характер народа, его ментальность, традиции невозможно было изменить сразу. Историческая форма народного участия в общественной жиз­ни — джамаат — на протяжении длительного времени со­существовал с политической элитой. Теперь, после оконча­ния гражданской войны, новая власть, привнесенная извне, утверждалась с большими трудностями. Не всегда находили общий язык представители власти, коммунисты и народ. Сами Советы не сразу находили правильные формы работы с населе­нием, не были четко определены полномочия местных Советов, не хватало грамотных сотрудников, опыта управления.

В первый состав Совнаркома Дагестана в 1921 г. входили из­вестные революционеры и политики, председателем его и нар­комом земледелия был Д. Коркмасов, наркомат внутренних дел и ВЧК возглавлял К. Мамедбеков, наркомпрос — А. Тахо- Годи, наркомат юстиции — И. Алиев, наркомат продоволь­ствия — М. Кундухов, наркомат труда — Маскин, наркомат здравоохранения — Шихсаидов, Рабкрин — Полин, нарком- фин — Буддинский, наркомсобес — Н. Султанов, председа­телем совнархоза был Хан-Магомедов. Первый состав Пре­зидиума ДагЦИК возглавлял Н. Самурский, секретарем был А. Нахибашев, членами — Г. Гаджиев, Ш. Рашкуев, Хизроев, А. Тахо-Годи, Исачкин, Г. Нахибашев, И. Алиев, Тутышкин, Го­голев, Петренко, Ж. Рамазанов. Конечно, все они имели опыт революционной борьбы и популярность в народе, но не имели опыта управления, работы во властных структурах. На этом поприще они делали первые шаги, приобретая опыт в слож­нейших условиях послевоенного времени.


Налаживать работу нового советского аппарата большеви­кам приходилось в условиях почти полного отсутствия местных кадров, их частой смены и отсутствия опыта.

Переход от ревкомов к Советам в конце 1920-1921 гг., вопро­сы советского строительства занимали основное место в работе Дагестанского обкома партии. В своем докладе на 1-й Дагестан­ской партконференции в ноябре 1920 г. секретарь Дагестанско­го обкома партии А. Полешко сказал: «Относительно состава ревкомов. Там сидели кулак, контрреволюционер и новый хозяйственный делец. Конечно, такой состав ревкомов не мог быть вполне надежным, вполне пригодным для советской де­ятельности. Перед нами стал основной вопрос — новой со­ветской системы. Вопрос окончательного отхода от военной системы власти и перехода на советскую систему. Это выборы в исполкомы. Предвыборная кампания была проведена до­вольно слабо, в Советы проникли клерикалы».


В основе руководства советским строительством в первой половине 1920-х годов лежал лозунг «лицом к деревне», т.к. наиболее неблагополучно обстояли дела с сельскими аппа­ратами административно-советских органов — исполкома­ми, сельсоветами, милицией. Предстояло мобилизовать весь сельский актив на проведение избирательных кампаний в со­ветские органы. В обращении «К трудящимся ДССР» 1924 г. Дагестанский ЦИК, обком партии и совет профсоюзов призва­ли всех жителей Дагестана активно участвовать в перевыборах советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в налаживании их работы в массах. «Для того, чтобы работа Советов шла в интересах бедноты в каждой отрасли и во всех областях — в области хозяйственной, правовой, культурной, необходимо участие трудящихся в выборах, необходимо зоркое наблюдение самих трудящихся за избирательными списками, за очисткой Советов от примазавшихся элементов, необходимо трудящимся содействовать Советам в их работе», — ставились такие задачи в обращении.

Проводилась чистка советского аппарата органами РКИ с привлечением профсоюзов и под контролем рабочих, кре­стьян и служащих. Главными объектами чистки были названы «социально-чуждые и враждебные элементы, лица, связанные с кулацко-помещичьими и буржуазно-националистическими элементами». Конечно, при такой расплывчатой формули­ровке под эти категории могло попасть большинство сельского населения республики.




Доклады о ходе работ проверочных комиссий обсуждались на собраниях рабочих, служащих и бедняков аулов. На осво­бодившиеся в ходе чистки места выдвигали бывших красных партизан и демобилизованных красноармейцев, поощрялась критика снизу и самокритика. В результате проведения кам­пании по «вычищению советского аппарата» к апрелю 1929 г.

1 ЦГА РД, ф. 1-п, оп. 2, д. 82, л. 31.

2 ЦГА РД,        ф.  1-п, оп. 2, д. 82, л. 5.

3 ЦГА РД,         ф. 1-п, оп. 5, д. 100, л. 6.

4 ЦГА РД,        ф.  1-п, оп. 9, д. 22, л. 3.

из советских органов было уволено 256 человек: 22 муллы, ка­диев священников и раввинов, 40 бывших белых офицеров, 38 бывших начальников участков, жандармов, приставов, 19 «бю­рократов и волокитчиков», 17 растратчиков и взяточников, 23 «морально-разложившихся элемента», 86 кулаков и 11 бывших бандитов. Больше половины уволенных были из технического персонала, остальные — руководящие работники. В общем в результате чистки было уволено 10% работников центрально­го и более 11% работников районных советских учреждений.

В 1930-е годы методы чисток несколько изменились: советский аппарат систематически проверялся, но не весь, а те его участки, которые считались неблагополучными. Параллельно с этим про­водилась политика выдвижения «рабочих от станка и крестьян от сохи», особенно из местных национальностей, отправки их на учебу, повышения их культурного уровня и квалификации.


Подготовка «политически подкованных кадров» велась че­рез совпартшколы, специальные курсы, школы политграмоты. В 1929 г. в Махачкале были открыты областные батрацко-бед- няцкие курсы на 200 человек со сроком обучения 10 месяцев. Так было положено начало систематической подготовке низовых советских работников. С сентября 1930 г. эти курсы стали посто­янно действующими, ежегодно их заканчивали 100-120 человек.

Одной из форм привлечения населения к работе государ­ственных органов была организация открытых пленумов Сове­тов, заседаний президиумов, выездных пленумов, на которых депутаты были обязаны регулярно отчитываться перед своими избирателями о проделанной работе. С этой же целью в 1920-х гг. проводилось районирование, разукрупнение округов, что значи­тельно приблизило госаппарат к массам и сделало его мобильнее.

В Дагестане вопросы районирования курировал занимав­ший тогда пост председателя НКВД Н. Самурский. В июне 1921 г. под его руководством была создана комиссия по райони­рованию, в которую входили также наркомзем Ахундов, пред­седатель совнахоза республики Хан-Магомедов, наркомздрав Саградов и другие. Первое, что сделала эта комиссия, это при­няла решение о слиянии прилегающих аулов с городами Ма­хачкалой и Дербентом и об образовании в них административ­ных центров. На основании постановления комиссии 22 июня 1921 г. был издан декрет ревкома за подписью Д. Коркмасова.


Вопрос о реформе административно-хозяйственного де­ления страны обсуждался в центре еще с 1923 г., когда на XII съезде РКП (б) было отмечено, что прежняя четырехступен­чатая система управления (губерния, уезд, волость, сельсовет) не может обеспечить оперативное руководство социалисти­ческим строительством. Но практически к решению данной проблемы приступили в конце 1920-х годов.

Необходимость проведения реформы диктовалась оторван­ностью советского аппарата от низовых партийных ячеек. Так, в Андийском округе на 80 сельсоветов был всего один инструк­тор в окружном исполкоме. При прежней системе управле­ния довольно трудно было организовать секции сельсоветов, руководство многих сельсоветов работой в ауле фактически заменялось сельским сходом. Начавшаяся в середине 20-х годов реорганизация административной системы в Дагестане еще не была основательно подготовлена и не принесла заметного улучшения. Деление проводилось по принципу: сельсовет — район — округ, началось районирование без достаточной под­готовки и опытных кадров.


Более глубокое изучение экономики, культуры, этническо­го состава населения Дагестана позволило более основательно провести реформу административно-территориального устрой­ства. Округа были упразднены, и деление проводилось по схеме: сельсовет — район. Дагестан был разделен на 26 районов, пред­ставлявших собой цельные экономические единицы. Изменения в территориальном устройстве республики были внесены в Кон­ституцию ДАССР. Новое административное деление значительно укрепило связи между городскими и сельскими органами власти, общественными организациями, т.к. районы были значительно меньше округов. Если раньше в среднем на исполком приходи­лось 33 сельсовета, то теперь стало 21. Это давало возможность значительно большего охвата руководством работы Советов рай­онными исполкомами. Новые районы в основном совпадали с сельскохозяйственными зонами. Это имело важное значение для проведения земельно-водной реформы и для планового про­ведения мероприятий по реконструкции сельского хозяйства.

В 1930 г. Казбековский и Гунибский были преобразованы в самостоятельные районы. Кроме того, из семи сельсоветов Цумадинского и Тляратинского районов был создан отдельный Цунтинский район. Таким образом, в 1030 г. уже было 28 райо­нов. Кроме того, расширялись права исполкомов районных и го­родских Советов — по бюджету, земельному управлению, соци­альному обеспечению и другим вопросам создавались группы содействия РКИ (в 1932 г. их в Дагестане было уже 90)10. Реформа положительно отразилась на работе советского аппарата, сдела­ла его менее громоздким, рациональным и более мобильным.


В сентябре 1931 г. IX Чрезвычайный Вседагестанский съезд Со­ветов утвердил все эти преобразования, принял решение о вхож­дении ДАССР в состав Северо-Кавказского края с сохранением существующих границ и всех прав автономных республик.

В общем, укрепление советского аппарата и его связей с мас­сами в 1920 — начале 1930-х гг. находилось в центре внимания властей. Как первоочередную определил эту задачу седьмой Все­дагестанский съезд Советов в апреле 1929 г. Здесь были избраны делегаты на XIV Всероссийский съезд Советов: секретарь обкома М. Муравьев, председатель Совнаркома ДААСР Д. Коркмасов, М. Далгат, Гайдалов, Баймурзаев, Сурхаев, Г. Ахмедов и Агалин- ский. Трое дагестанцев — Д. Коркмасов, Б. Астемиров (нарком финансов) и беспартийная горянка Д. Сурхаева — являлись чле­нами ВЦИК XIV созыва. В составе ЦИК СССР V созыва от Даге­стана было девять человек, из которых в Совет национальностей входили пять членов — К. Амирханов, М. Далгат, А. Муравьев, Д. Устаев, К. Мамедбеков — и два кандидата — X. Богатырева и М. Шарапилов. Двое дагестанцев — Д. Коркмасов и Г. Ахме­дов — являлись членами Совета Союза ЦИК СССР.


Деятельность государственных органов управления была под­чинена коренным целям управления всем обществом при со­циалистическом государстве — планомерному развитию произ­водства, социальных отношений, культуры для все более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

В основе организации и работы органов государственного управления как единого целого в рассматриваемые годы ле­жат и общие принципы руководства и управления, присущие Советскому государству: партийное руководство, участие тру­дящихся масс в управлении, демократический централизм, со­четание коллективности и единоначалия, соблюдение социали­стической законности, социалистический интернационализм.


Именно эти основные принципы служили идейной, на­учной основой, фундаментом практической работы государ­ственных органов управления.

В начале 30-х годов партия и советское правительство добива­лось повышения организаторской роли советских органов управ­ления, четкой и оперативной работы всех звеньев государственного аппарата. Значительный для тех времен размах промышленного строительства, социалистическое переустройство сельского хозяй­ства требовали новых форм и методов практического руководства созидательной деятельностью десятков миллионов людей.

История государства и права



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info