Единственный на пространстве СНГ специальный закон об экстрадиции – Закон Азербайджанской Республики «О выдаче лиц, совершивших преступления (экстрадиция)»
![]() |
ПРАВО СТРАН СНГ Нагдалиев Х.З. В статье раскрываются особенности регулирования выдачи преступников (экстрадиции) на примере Закона Азербайджанской Республики «О выдаче лиц, совершивших преступления (экстрадиции)» 2001 г., который направлен на регулирование отношений Азербайджана с иностранными государствами по вопросам экстрадиции преступников в случае отсутствия между сторонами соответствующего международного договора. Закон ставит в основу таких отношений принцип взаимопомощи. Особое внимание уделяется условиям, принципам экстрадиции, основаниям отказа в экстрадиции, видам экстрадиции, а также решению коллизий запросов нескольких государств о выдаче одного и того же запрашиваемого лица, защите основных прав и свобод последнего. |
Многие современные государства приняли специальные законы об экстрадиции еще на рубеже XIX-XX вв. Среди них можно назвать Англию (1870 г.), Нидерланды (1875 г.), Германию (1884 г.), Норвегию (1908 г.), Швецию (1913 г.) и другие страны, принявшие отдельные экстрадиционные законы. Например, в дореволюционной России подобный закон был принят Государственной Думой 19 марта 1911 г. и вступил в действие с января 1912.
В самом начале XXI в. Азербайджанская Республика приняла пока что единственный на пространстве СНГ специальный закон об экстрадиции - Закон Азербайджанской Республики «О выдаче лиц, совершивших преступления (экстрадиции)» от 15 мая 2001 г.
Согласно ст. 1 Закона определены следующие правовые источники экстрадиции:
• Конституция,
• настоящий Закон,
• уголовное и уголовно-процессуальное законодательство,
• другие законодательные акты,
• международные договоры, участниками которых является Азербайджанская Республика.
Таким образом, в содержании законодательного акта выделены следующие две группы источников:
1. Национальные нормативно-правовые акты.
1 Закон Азербайджанской Республики «О выдаче лиц, совершивших преступления (экстрадиция)» 2001 г. Баку: Qanun, 2009.
2. Международные нормативно-правовые акты, входящие в систему законодательства.
В соответствии с целью и предметом правового регулирования Закона его положения применяются в том случае, если между сторонами нет соответствующего договора о выдаче лица, т.е. когда между Азербайджаном и запрашивающим иностранным государством нет международного нормативно-правового акта, регулирующего вопросы выдачи преступников. В то же время Закон устанавливает основной принцип взаимоотношений сторон по выдаче запрашиваемого лица - принцип взаимной помощи.
Важной нормой Закона является то, что он имеет действие между Азербайджаном и другими государствами исключительно, и никак не с международными судебными органами. Таким образом, в тексте «скрыто» прослеживается разделение между понятиями «выдачи» и «сдачи» («передачи») лица, когда первое существует между государствами (принцип «горизонтали»), а второе - между государством и международным судебным органом (принцип «вертикали»).
Другим «скрытым» положением ст. 1 Закона является исключение возможности выдачи собственных граждан. Статья 53 (II) Конституции Азербайджанской Республики гласит о невозможности ни при каких обстоятельствах гражданину этого государства быть изгнанным из него или выданным иностранному государству. В первоначальном разделе текста указано: «Выдача проживающего или пребывающего на территории Азербайджанской Республики лица за совершенные им за пределами Азербайджанской Республики действия для привлечения иностранным государством к уголовной ответственности или исполнения назначенного судом наказания...»
На первый взгляд, Закон строго определил список лиц, выдача которых возможна с территории государства: проживающего или пребывающего на его территории. Тем самым законодательство в очередной раз подтвердило применение как принципа невыдачи собственных граждан, так и основания в отказе выдать преступника. Но с другой стороны, ст. 3.1 Закона рассматривает собственных граждан из числа «проживающих» и «пребывающих» на территории Азербайджана, и прямо и безотлагательно закрепляет невозможность их выдачи иностранному государству.
Помимо закрепления традиционного экстрадиционного принципа невыдачи собственных граждан, Закон гласит об обязательном соблюдении принципа двойной вменяемости (двойной криминальности) Азербайджаном и иностранным государством (ст. 2.1). Совершенное на территории Азербайджана запрашиваемым лицом действие должно быть признано преступлением по законодательству обоих государств. Более того, оно должно быть инкриминировано в виде лишения свободы не менее чем на один год или более строгое наказание по законодательству в обоих государствах. А лицо, приговоренное судом запрашивающего иностранного государства за совершенное преступление к наказанию в виде лишения свободы или более строгому наказанию, может быть выдано для исполнения наказания при соблюдении одного условия - срок неотбытого наказания в виде лишения свободы не может быть меньше шести месяцев.
Лицо может быть выдано только в том случае, если вид и сроки наказания за совершенное им преступление (преступления) отвечают вышерассмотренным и закрепленным в статьях 2.1 и 2.2 рассматриваемого Закона условиям.
Помимо условий экстрадиции другим положительным качеством Закона является установление перечня оснований отказа в выдаче преступника - статьи 3.1 и 3.2. Закрепив основания невыдачи в этих двух статьях, Закон негласно разделил их на две группы: обязательные и факультативные.
Итак, согласно ст. 3.1 Азербайджанская Республика обязана не выдавать проживающее или пребывающее на своей территории лицо:
1) если последнее является собственным гражданином;
2) если последнему предоставлено политическое убежище на территории Азербайджана;
3) если совершенное преступление признано политическим по законодательству Азербайджана;
4) если на территории Азербайджана за это же самое преступление уже вынесено вступивший в законную силу судебный приговор (т.е. соблюдается применения известного принципа non bis in idem - «не дважды за одно и то же»);
5) если по законодательству Азербайджана или запрашивающего иностранного государства истекли сроки привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора суда;
6) если по законодательству запрашивающего иностранного государства рассматриваемое деяние признается преступлением против воинской службы и не содержит состава иного преступления, не связанного с воинской службой;
7) если запрашивающее государство не соблюдает принципа взаимопомощи.
Также согласно ст. 3.2 Азербайджанская Республика может отказать в удовлетворении запроса иностранного государства о выдаче лица в следующих случаях:
1) если есть достаточные основания полагать, что выдача запрашиваемого лица навредит суверенитету, безопасности и другим государственным интересам Азербайджана;
2) если по законодательству запрашивающего иностранного государства за данное преступление применяется смертная казнь;
3) если есть достаточные основания полагать, что в запрашивающем иностранном государстве лицо будет подвергнуто пыткам или жестокому, нечеловеческому обращению или наказанию, либо обращению или наказанию, унижающему достоинство, или же преследованию связи с расой, национальностью, языком, религией, гражданством, политическими взглядами или полом;
4) если на территории Азербайджана за это же самое преступление лицо уже привлечено к уголовной ответственности, или же вынесено решение о прекращении уголовного преследования (вновь принцип non bis in idem);
5) если рассматриваемое преступление совершено за пределами запрашивающего иностранного государства, и за его совершение не предусматривается преследование по законодательству Азербайджана.
Стоит отметить, что в октябре текущего года Милли Меджлис (Парламент Азербайджана) принял на пленарном заседании поправки в Закон «О выдаче лиц, совершивших преступления (экстрадиции)», предусматривающие увеличение количества оснований для отказа в экстрадиции лиц, совершивших преступления на территории Азербайджана.
Согласно принятым в законодательство поправкам, в соответствии с Уголовным кодексом Азербайджана в удовлетворении запроса запрашивающего иностранного государства Азербайджан вправе отказать, если преступление преследуется в порядке частного обвинения, т.е. на основании жалобы потерпевшего, а также если законодательство иностранного государства предусматривает за данное преступление наказание в виде пожизненного заключения без права на помилование.
Таким образом, произошло расширение списка факультативных оснований - к основаниям в отказе выдать преступника, если есть предположения, что тот будет привлечен к смертной казни, пыткам, нечеловеческому, унижающему достоинство обращению или наказанию, преследованию по расовому, национальному, религиозному и другим соображениям, добавилось новое основание - пожизненное заключение без права на помилование.
Несмотря на гуманность в отказе от выдачи в случае возможности вынесения наказания в виде смертной казни в отношении лица в запрашивающем иностранном государстве, факультативный характер данного основания проявляется не в обязанности, а именно в праве Азербайджанской Республики не выдавать лица, т.к. Закон уточняет, что в случае вынесения смертной казни и дачи противоположной стороной гарантий его неприведения в исполнение Азербайджан может удовлетворить запрос о выдаче этого преступника.
В случае отказа выдать собственного гражданина или проживающего (пребывающего) на территории Азербайджанской Республики лица, в отношении которого может быть вынесено и приведено в исполнение наказание в виде смертной казни, данные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по законодательству Азербайджанской Республики на основании ходатайства запрашивающего иностранного государства. Интересно, что принцип «aut dedere aut judicare» (принцип неотвратимости наказания) также является факультативным в Законе, т.к. не обязывает государство, а только дает право привлечения к уголовной ответственности лица в соответствии со своим внутренним законодательством после отказа в его выдаче.
Как известно, до сих пор в доктрине права не выработано определение понятия «политическое преступление». Рассматриваемый Закон также не дает определения, однако все же делает такую попытку. Примечательно, что Закон исходит из обратного - дает список преступлений, которые не могут быть признаны политическими.
Итак, следующие преступления не могут считаться политическими, а значит, при их совершении лица подлежат выдаче иностранному государству:
• преступления против человечества, предусмотренные Генеральной Ассамблеей ООН в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.;
• преступления, предусмотренные ст. 50 Женевской конвенции 1949 г. «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях», ст. 51 Женевской конвенции 1949 г. «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава Вооруженных сил на море», ст. 130 Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными», ст. 147 Женевской конвенции 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны»;
• тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные против жизни, здоровья, безопасности или свободы человека, либо попытка совершения такого преступления, или участие в совершении или попытке совершения такого преступления;
• действия, в отношении которых международными договорами, поддерживаемыми Азербайджанской Республикой, предусмотрено уголовное преследование.
Закон о выдаче основывается на соблюдении еще одного традиционного принципа в экстрадиционном праве - принципа конкретности, или, по-другому, принципа специализации. В частности, на основании ст. 4.1 Закона после выдачи Азербайджаном запрашивающему иностранному государству лица, последнее может преследоваться исключительно за то совершенное им преступление или за те совершенные преступления, которые были указаны в запросе о его выдаче. Более того, оно не может быть привлечено к ответственности или передано третьему государству без согласия соответствующего исполнительного органа Азербайджана за преступление, совершенное до выдачи и не являющееся основанием для выдачи. Такое согласие азербайджанской стороны на привлечение лица к уголовной ответственности за действие, не предусмотренное в запросе о выдаче, может быть дано только с учетом исполнения закрепленных в Законе условий экстрадиции.
В то же время несоблюдение принципа конкретности запрашивающим иностранным государством возможно не только посредством получения на то согласия исполнительного органа Азербайджана, но и ввиду поведения самого лица, когда для привлечения последнего к ответственности за преступления вне запроса о его выдаче или переэкстрадиции его в третье государство такого согласия не требуется. Так, согласно ст. 4.3 Закона: «В случае, если выданное лицо не покинет территорию запрашивающего государства по истечении сорока пяти дней после отбытия наказания или освобождения на предусмотренных законодательством основаниях от отбывания наказания или, покинув данную территорию, впоследствии добровольно вернется туда, то для привлечения его к уголовной ответственности или передачи третьему государству согласия Азербайджанской Республики не требуется. Время, в течение которого выданное лицо не имеет возможности по уважительным причинам покинуть территорию запрашивающего государства, в указанный срок не включается».
При коллизии запросов о выдаче одного и того же лица от нескольких запрашивающих иностранных государств верховенствует территориальный принцип - предпочтение отдается тому государству, на территории которого было совершено преступление. Однако если одним и тем же лицом совершено несколько преступлений на территориях разных государств, каждый из который запрашивает его выдачу, то во внимание должны быть приняты, в первую очередь, тяжесть совершенных преступлений и другие фактические обстоятельства дел, а также гражданство запрашиваемого лица, дата предоставления каждого запроса. После рассмотрения всех данных фактов исполнительный орган Азербайджанской Республики принимает решение, запрос какого из иностранных государств необходимо удовлетворить.
Что касается сроков выдачи запрашиваемого лица, то Закон обязывает исполнительный орган Азербайджана установить время и место выдачи лица. Однако, если по истечение 15 дней иностранное государство не принимает выданного лица, то последнее освобождается. Но срок принятия выданного лица может быть продлен до 30 дней исполнительным органом Азербайджана на основании ходатайства противоположной стороны.
Закон рассматривает и традиционные виды экстрадиции: отложенную и временную, а также повторную. Так, согласно ст. 10 в случае, если запрашиваемое лицо в данный момент привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание на территории Азербайджана, его выдача запрашивающему иностранному государству возможна только после завершения уголовного преследования или до конца отбывания назначенного наказания, т.е. отложена до этих указанных моментов. Или же оно может быть временно выдано для осуществления на территории запрашивающего иностранного государства безотлагательных процессуальных действий. Закон закрепляет лимит на временную экстрадицию - не более трех месяцев, по истечении которых лицо должно быть возвращено в Азербайджан.
Следует отметить, что Закон рассматривает возможность повторной экстрадиции одного и того же лица в одно и то же запрашивающее иностранное государство. Дело в том, что согласно ст. 13 в случае, если уже экстрадированное лицо уклонилось от уголовной ответственности или отбывания назначенного ему наказания на территории иностранного государства, покинув его и вернувшись обратно на территорию Азербайджана, на основании ходатайства противоположной стороны он может повторно выдать это лицо. Обратим внимание, что данная норма также является факультативной, не обязуя Азербайджан к обязательной повторной выдаче скрывшегося с территории иностранного государства лица.
Большое практическое значение имеет положение ст. 9 Закона, которое закрепляет право на создание связи и встречи с официальным представителем государства своего гражданства или лицом, выступающим в этом качестве. Его право на защиту и другие права обеспечиваются законодательством Азербайджана.
Норма Закона, устанавливающая право лица, вне зависимости от его статуса, как привлекаемого к уголовной ответственности и (или) отбыванию наказания, отражает общие стандарты соблюдения прав и свобод человека в международном праве.
Закрепление источников законодательного регулирования экстрадиции в Азербайджане, установление четкого перечня условий экстрадиции, незакрытого списка обязательных и факультативных оснований его неисполнения, видов экстрадиции, а также применение традиционных экстрадиционных принципов, таких как невыдача собственных граждан, политических преступников, соблюдение принципов двойной вменяемости (криминальности), конкретности (специализации), неотвратимости наказания и принципа «либо выдай, либо суди», соблюдение, защита и гарантия основных прав запрашиваемого лица - все это закреплено в достаточно новом специальном законе об экстрадиции довольно молодого, но прогрессивно развивающегося, в том числе и в законотворческой деятельности, государства - Азербайджанской Республики.
Данный правовой акт является до настоящего времени единственным специальным законом о выдаче на пространстве стран СНГ. Однако он может послужить основой для дальнейшего развития модельного законодательства на пространстве СНГ.