Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Право стран СНГ Специфика освобождения военнослужащих от уголовной ответственности и от наказания в связи с болезнью в уголовном законодательстве Украины и Российской Федерации

Специфика освобождения военнослужащих от уголовной ответственности и от наказания в связи с болезнью в уголовном законодательстве Украины и Российской Федерации

Специфика освобождения военнослужащих от уголовной ответственности и от наказания в связи с болезнью в уголовном законодательстве Украины и Российской Федерации

Реализация задач государственной политики в сфере обо­роны зависит от уровня правопорядка в воинских формиро­ваниях государства. Правонарушения преступного характера представляют существенную угрозу, что обусловливает необ­ходимость поиска действенных мер по их предупреждению и противодействию.


За годы независимости Украина кардинально обновила национальное уголовное законодательство, приняв 5 апреля 2001 года Уголовный кодекс Украины (далее - УК Украины). Придерживаясь принципа преемственности уголовного пра­ва, украинский законодатель при принятии этого кодифици­рованного законодательного акта сохранил комплекс специ­альных норм, которыми регламентируется ответственность военнослужащих. Подавляющее большинство этих норм не претерпело содержательных изменений.

В то же время, на фоне проявленного консерватизма име­ли место и определенные новшества. Среди норм-новелл, поя­вившихся в УК Украины: норма об освобождении осужденных военнослужащих от наказания в связи с болезнью (ч.3 ст.84) и норма об освобождении военнослужащих от уголовной ответственности (ч.4 ст.401). Эти нормы, как и другие нормы уголовного законодательства, призваны адекватно отражать социальные реалии, характеризоваться системностью, кон­структивным совершенством.


Однако, следует отметить, что анализ практики двенад­цатилетнего применения рассматриваемых норм не дает ос­нований характеризовать их с положительной стороны. Зна­чительное количество проблем, связанных с этими нормами, было выявлено в правоприменительной сфере еще в первые годы действия УК Украины. Несмотря на это, украинский за­конодатель для их решения до сих пор в ходе законотворче­ской деятельности должного внимания так и не уделил, что негативно влияет на качество уголовно-правового регулиро­вания общественных отношений в сфере предупреждения и противодействия воинской преступности.

В данной научной статье предлагается провести иссле­дование с использованием сравнительно-правового метода научного познания, который в арсенале современных уголов­но-правовых исследований занимает одно из ведущих мест. Целью исследования ставится проведение сравнительно-пра­вового анализа вышеуказанных специальных норм уголовного законодательства Украины и аналогичных по сфере регулиро­вания норм уголовного законодательства Российской Федера­ции.


В украинской уголовно-правовой науке современно­го периода непосредственно вопросы освобождения воен­нослужащих от уголовной ответственности и наказания на монографическом и диссертационном уровнях не иссле­довались. Определенное внимание этой тематике уделя­лось в рамках исследования институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания учеными Ю.В. Ба­улиным, П.С. Берзиным, А.А. Дудоровым, О.Ф. Ковитиди, Е.А. Письменским, Н.И. Хавронюком. В российской уголов­но-правовой науке вопросы освобождения военнослужащих от уголовной ответственности и наказания нашли отраже­ние в диссертационных работах Я.В. Лобова, А.В. Ракова, Н.А. Шулепова.

 

В Общей части уголовных кодексов Украины и Россий­ской Федерации нормы об освобождении от уголовной от­ветственности и наказания сгруппированы в самостоятельные уголовно-правовые институты: в УК Украины - разделы IX «Освобождение от уголовной ответственности» и XII «Осво­бождение от наказания и его отбывания», у УК Российской Фе­дерации - главы 11 «Освобождение от уголовной ответствен­ности» и 12 «Освобождение от наказания».

Анализ всей совокупности норм этих уголовно-правовых институтов свидетельствует, что ни украинский, ни россий­ский законодатель не сконструировал специальные нормы в составе института освобождения от уголовной ответственно­сти, которые бы отражали специфику общественных отноше­ний, связанных с военнослужащими.


В отличие от института освобождения от уголовной от­ветственности, в институте освобождения от наказания такие нормы украинским и российским законодателями сконстру­ированы. Так, в УК Украины специфика уголовно- право­вого регулирования общественных отношений, связанных с военнослужащими, нашла свое отражение в регулировании освобождения от отбывания наказания с испытанием (ста­тьи 75-77), условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст.81) и освобождения от наказания в связи с болез­нью (ст. 84). В УК Российской Федерации - в регулировании условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79), замены неотбытой части наказания более мягким ви­дом наказания (ст. 80) и освобождения от наказания в связи с болезнью (ст. 81).

В рамках поставленной цели исследования проведем сравнительно-правовой анализ проблемной для правопри­менения нормы, предусмотренной ч. 3 ст. 84 УК Украины, и нормы, предусмотренной ч. 4 ст. 81 УК Российской Федера­ции. После указанного анализа рассмотрим законодательные подходы в уголовно-правовом регулировании освобождения военнослужащих от уголовной ответственности посредством норм Особенной части уголовных законов (ч. 4 ст. 401 УК Украины и ст. 337, 338 УК Российской Федерации).


В соответствии со ст. 84 УК Украины освобождению от наказания в связи с болезнью подлежат в установленном по­рядке три категории лиц: 1) лица, которые во время отбыва­ния наказания заболели психической болезнью, лишающей их возможности осознавать свои действия (бездействия) либо руководить ими (ч. 1); 2) лица, которые после совершения пре­ступления или вынесения приговора заболели иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (ч. 2); 3) военнослужащие, осужденные к служебному ограничению, аресту или содержанию в дисциплинарном батальоне, в слу­чае признания их негодными к военной службе по состоянию здоровья (ч. 3).

Как усматривается, для третьей категории лиц (военнос­лужащих) законодатель освобождение от наказания в связи с болезнью связывает только с теми видами наказания, которые выполняются в условиях военной службы. Законодательством военной сферы установлены требования, предъявляемые к лицам, находящимся на военной службе. Этим требованиям должны отвечать и осужденные военнослужащие. Одним из таких требований является годность к военной службе по состо­янию здоровья. Соответственно, установление факта негодно­сти военнослужащих к военной службе по состоянию здоровья влечет их увольнение с военной службы. На этом же основа­нии подлежат обязательному увольнению с военной службы и осужденные военнослужащие. Такое увольнение делает невоз­можным дальнейшее отбывание ими видов наказания, которые выполняются в условиях военной службы. Поэтому выглядит логичной законодательная зависимость процесса выполнения в отношении военнослужащих наказания в виде служебного ограничения, ареста и содержания в дисциплинарном батальо­не от годности их по состоянию здоровья к военной службе.


Законодатель, учитывая в сфере уголовно-правового ре­гулирования вышеуказанную воинскую специфику, должен был при конструировании ч. 3 ст. 84 УК Украины придержи­ваться одного из основных принципов построения уголов­ного закона - принципа системности его норм. Однако, как показывает анализ рассматриваемой нормы с точки зрения системного подхода, законодателю достичь этого в полной мере не удалось.

В этой норме законодателем установлен императивный порядок освобождения военнослужащих от наказания в свя­зи с болезнью. Суд обязан освободить от наказания осужден­ного военнослужащего, если он признан негодным к военной службе по состоянию здоровья. Такая императивность позво­ляет освобождаться от наказания даже тем военнослужащим, которые не стали на путь исправления. Кроме того, исходя из содержания ст. 84 УК Украины, не имеет юридического зна­чения способность военнослужащего по состоянию здоровья отбывать другие виды наказаний, его выздоровление в даль­нейшем.

В украинской уголовно-правовой литературе суще­ствующее уголовно-правовое регулирование освобождения военнослужащих от наказания в связи с болезнью вполне обоснованно подвергается критике. Полезным, с методо­логической точки зрения, при исследовании проблем этого регулирования будет обращение к российскому опыту по­строения аналогичных по сфере регулирования норм. Так, ч. 3 ст. 81 УК Российской Федерации предусматривает в фа­культативном порядке замену неотбытой части наказания для осужденных военнослужащих, освобожденных от нака­зания в связи с болезнью. Приемлемость такого законода­тельного предписания признается в украинской уголовно­правовой науке.



Небезосновательное недовольство вызывает норма, пред­усмотренная ч. 3 ст. 84 УК Украины, и в среде правопримените­лей, учитывая свойственную ей межотраслевую несогласован­ность. В соответствии с законодательством военной сферы при определенных обстоятельствах могут подлежать увольнению с военной службы по состоянию здоровья и военнослужащие, признанные военно-врачебной комиссией ограниченно год­ными к военной службе. Увольнение с военной службы такой категории военнослужащих, как и военнослужащих, негод­ных к ней, также делает невозможным дальнейшее отбывание видов наказания, которые выполняются в условиях военной службы. В комментариях к УК Украины авторы, как правило, либо однозначно указывают, что освобождению от наказания в связи с болезнью подлежат осужденные военнослужащие, признанные только негодными к военной службе по состоя­нию здоровья, либо вообще избегают комментирования этой ситуации, а иногда избегают и комментирования нормы в целом. Следует заметить, что ненадлежащее качество ком­ментирования встречается и в российской уголовно-правовой литературе. В качестве примера, в комментарии к УК Россий­ской Федерации комментирование нормы, предусмотренной ч.3 ст. 81, вообще отсутствует.

С целью решения существующей проблемы уголовно­правового регулирования процесса исполнения наказания во­еннослужащих, отбывающих его в условиях военной службы и признанных ограниченно годными по состоянию здоровья к военной службе, Е.А. Письменским предлагается внести до­полнение к ч. 3 ст. 84 УК Украины, которым предусмотреть освобождение от наказания в связи с болезнью и для этой ка­тегории военнослужащих.

Вышеуказанное предложение ученого, безусловно, заслу­живает внимания, однако требует некоторых уточнений. Для освобождения от наказания в связи с болезнью этой категории лиц должен быть предусмотрен факультативный порядок, так как они в соответствии с законодательством военной сферы могут быть оставлены на военной службе. В таком случае не будет преград для дальнейшего отбывания ими наказания в условиях военной службы.

Целесообразность внесения аналогичного дополнения ус­матривается и для ч. 3 ст. 84 УК Российской Федерации в це­лях обеспечения этой норме межотраслевой согласованности. Кроме того, в ней следует расширить перечень видов наказа­ний, дополнив его видом наказания - ограничение по военной службе (ст. 51 УК Российской Федерации). Этот вид наказания также выполняется в условиях военной службы, и поэтому в случае увольнения осужденных военнослужащих с военной службы дальнейшее выполнение его исключается.


Таким образом, вышеуказанный анализ свидетельствует о конструктивном несовершенстве нормы об освобождении военнослужащих от наказания в связи с болезнью, как в укра­инском, так и в российском вариантах. Следуя определенной в данной научной статье последовательности рассмотрения вопросов, перейдем к анализу норм Особенной части уголов­ных законов Украины и Российской Федерации, которыми регламентируется освобождение военнослужащих от уголов­ной ответственности. В Особенной части УК Украины нормой такой категории является норма, предусмотренная ч. 4 ст.401, согласно которой лицо, совершившее преступление, пред­усмотренное статьями раздела XIX «Преступления против установленного порядка несения военной службы (воинские преступления)», может быть освобождено от уголовной от­ветственности согласно статье 44 УК Украины с применением к нему мер, предусмотренных Дисциплинарным уставом Во­оруженных Сил Украины. Исходя из содержательных при­знаков этой нормы, предусмотренное в ней освобождение от уголовной ответственности нет оснований относить ни к обще­му виду, ни к специальному. В уголовно-правовой литературе такой вид освобождения от уголовной ответственности назы­вают смешанным или специфическим.


Рассматриваемая норма не имеет аналогов среди зару­бежных уголовных законов. Осуществляя ее анализ, будут напрасными попытки установить истинную цель, достичь ко­торой стремился законодатель, принимая эту норму в суще­ствующей редакции. Пояснение этому - ее генезис. Академик Национальной академии правовых наук Украины Ю.В. Бау­лин, входящий в то время в состав рабочей группы Кабинета Министров Украины по подготовке проекта ныне действую­щего УК, отмечает, что редакция ч. 4 ст. 401 УК в части ссыл­ки на ст. 44 УК является технической ошибкой, допущенной при редактировании проекта УК. В проекте УК, в частности в ч. 4 ст.401, предполагалась отсылка к ст. 44 Общей части УК, которой предусматривалось в то время освобождение от уго­ловной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Од­нако, во время третьего чтения проект УК был дополнен ста­тьей 20 «Ограниченная вменяемость», что повлекло изменение нумерации последующих статей. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием стало пред­усматриваться уже не 44-й, а 45-й статьей УК. Но, несмотря на такое изменение, в ч. 4 ст.401 УК цифру «44» на цифру «45» заменить забыли.

Несмотря на вышеуказанную техническую ошибку, до­пущенную при принятии УК Украины, украинский законо­датель до настоящего времени (по истечению 12 лет) так ее и не устранил. Кроме того, следует отметить, что нормы раздела XIX УК Украины целесообразно исследовать на предмет вве­дения в их состав специальных видов освобождения военнос­лужащих от уголовной ответственности. В УК Российской Фе­дерации в отношении военнослужащих такое освобождение предусмотрено в статьях 337 и 338.


Таким образом, подводя итог вышеизложенного, следует признать в украинском уголовном законодательстве норма­тивную регламентацию освобождения военнослужащих от уголовной ответственности и от наказания в связи с болезнью несовершенной. Нормотворческая деятельность украинского законодателя по усовершенствованию соответствующих спе­циальных норм должна быть направлена на достижение их уголовно-правовой системности, а также межотраслевой вза­имной согласованности.


Право стран СНГ

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (64) 2013



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info