Роль парламента Российской Федерации в реализации экологической функции государства
![]() |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Плотникова Ю.А. В статье на основе анализа правотворческой деятельности парламента Российской Федерации определяется его важнейшая роль в реализации экологической функции государства и обосновывается необходимость создания эффективного и прогнозируемого экологического законодательства на пути перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. |
В сложившихся современных условиях глобального экономического кризиса, угрозы войны, ускорения темпов развития научно-технического процесса становится реальностью угроза кризиса экологического характера и экологических глобальных катастроф. В связи с этим становится очевидным, что главенствующая роль в разрешении сложившейся ситуации принадлежит государству. Обязательным условием для предотвращения образовавшихся кризисных явлений в экологической и других сферах функционирования и развития общества выступает адекватное повышение эффективности реализации экологической функции государства.
Отметим, что функции государства отражают его динамические свойства, определяют направления эффективной деятельности самого государства в рамках достижения задач и целей, стоящих перед ним.
Термин «функция», скорее всего, происходит от латинского «functio» и в переводе на русский язык означает - исполнение, совершение. В специальной литературе, а именно в словаре русского языка С. И. Ожегова, дается более развернутое общее понятие «функции» - это «явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления», «работа, производимая органом», «роль, значение чего-нибудь». Говоря о термине «функция» в юриспруденции, следует сказать, что он должен отражать реальный характер государственно-правового явления.
В. М. Манохин под функциями государства понимает «части его деятельности», из которых образуется работа государства, при этом автор отмечает, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата. Думается, что с мнением ученого в части отождествления деятельности или части деятельности государства с понятием «функции государства» не следует соглашаться, так как функции отражают согласованные направления конкретной государственной деятельности, сложившейся в определенной сфере общественных отношений и требующей устойчивых и радикальных управленческих решений и правомерных действий всех государственных органов, наделенных властными полномочиями в рамках реализации государственной власти в частности и действий всех образующих частей государственного механизма в целом в целях достижения общественного благополучия и гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина.
Общепризнанно, что экологическая функция как одна из функций государства выступает важнейшей и относительно самостоятельной функцией. О. С. Колбасов исходит из понимания ее как функции по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды). Однако под объектом функции государства следует понимать те общественные отношения, которые охватываются определенным направлением государства. Круг общественных отношений, складывающихся в сфере взаимодействия общества и окружающей среды, существенно шире, и направления конкретной государственной деятельности в экологической сфере не сводятся только лишь к охране окружающей среды, но и охватывают обеспечение рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, охрану здоровья и жизни человека как первоочередные задачи охраны окружающей среды и т.п. В связи с этим отметим справедливое мнение Р. Х. Гиззатуллина о том, что на современном этапе развития современного общества в пределах экологической функции государством осуществляется деятельность по четырем направлениям: распоряжение государственными природными ресурсами в интересах социального и политического развития общества; охрана окружающей среды; обеспечение рационального природопользования; соблюдение, охрана и защита прав и законных интересов граждан. Продолжая свою мысль, Р. Х. Гиззатуллин пояснил, что «названными направлениями охватываются все остальные направления и сферы экологической деятельности государства».
Однако чтобы воздействие государства на определенные общественные отношения не было неопределенным, оно должно иметь определенную форму. К числу форм осуществления функций государства традиционно относят правовые (правотворческую, правоприменительную и правоохранительную) и организационные (регламентирующую, хозяйственную, идеологическую).
Правотворческая форма, согласно выводам А. П. Мазурина, воплощается преимущественно в создании необходимых условий для принятия, изменения и отмены нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, защиты экологических прав и законных интересов граждан. В процессе такой деятельности формируется нормативная база, направленная на урегулирование отношений в экологической сфере и являющаяся обязательным условием устойчивого развития и упорядоченного функционирования современного государства.
Правотворческая деятельность - прогнозируемая деятельность, направленная на создание определенной стратегии, законов, нормативных актов подзаконного характера, обладающих юридической силой и направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, реализацию их законных интересов.
Конституция РФ как юридический акт правового закрепления источника власти, ее разновидностей, пределов ее компетенции, определяет в ст. 10, что государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Созданные органы, представляющие каждую ветвь власти, в пределах своей компетенции по осуществлению своих полномочий самостоятельны и независимы, при этом каждая ветвь власти может контролировать другую, чтобы та действовала в пределах предусмотренных полномочий. Законодательную власть на федеральном уровне представляет Федеральное Собрание (ст. 11 Конституции РФ). «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94 Конституции РФ). Таким образом, Конституция РФ закрепляет, что Федеральное Собрание РФ, выражая интересы и волю российского многонационального народа, может воплощать эти национальные интересы и волю в законах Российской Федерации, осуществляет свою деятельность на основе принципа разделения властей в демократическом государстве, направленную на эффективное функционирование государственного управления с целью поддержания правопорядка в стране.
В действующем российском законодательстве, а также в научных исследованиях отчасти определено доминирующее положение парламента Российской Федерации в осуществлении правотворческой деятельности, так как представительский характер парламента и «открытый» характер законодательного процесса существенно влияет на эффективность осуществления законных полномочий органа законодательной государственной власти в сфере экологических проблем.
При согласованном взаимодействии с другими органами государственной власти парламент Российской Федерации самостоятелен при осуществлении своей правотворческой деятельности в реализации экологической функции государства. Отдельные нормы, регламентирующие законотворческую деятельность в экологической сфере, содержатся в нормах Конституции РФ и развиваются и дополняются действующим законодательством, где определены порядок, формы, границы поведения субъектов правоотношений.
Осуществление законодательной деятельности российского парламента в рамках установленной компетенции направлено на формирование и совершенствование экологического законодательства. Федеральное Собрание РФ принимает законодательные акты в форме законов. Следует констатировать, что в современной юридической литературе подчеркивается исключительная роль и ценность законодательной формы в регулировании общественных отношений и возможности ограничения государственного беззакония. Существенным проявлением и отличной чертой подобного верховенства является то, что при коллизии законодательных и подзаконных норм предпочтение отдается правилу, которое содержится в законе, что особенно актуально для судов и других правоприменительных органов.
Что касается правовых основ образования парламента Российской Федерации, то в действующей Конституции РФ (в статьях 95, 96, 97 и др.) содержатся основополагающие принципы, на которых строятся законодательные процедуры, формы и пределы компетенции его палат: Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.
Анализ правотворческой деятельности парламента Российской Федерации по реализации экологической функции показывает, что в современных условиях развития Российского государства насчитывается около 100 «экологических» федеральных законов. Однако, несмотря на значительное количество принятых законов, далеко не всем актуальным проблемам экологического законодательства уделяется достаточное внимание.
В 1990-е годы отмечалась тенденция развития законодательства. Это выразилось в принятии ряда федеральных законов: «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и др. Но начиная с 2000-х, по мнению Р. Х. Гиззатуллина, «в деятельности федеральной законодательной власти стали проявляться признаки деэкологизации», что и выразилось в принятии целого ряда законов, не отвечающих интересам общества и существенно ослабивших законную обеспеченность реализации права граждан в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Причины ослабления нормативной базы обсуждались на форуме «РосПромЭко» в г. Москве, среди которых были отмечены: рамочный характер основополагающего Федерального закона «Об охране окружающей среды», содержащего отсылочные нормы; внесение поправок, ослабивших нормы природоохранного законодательства, при принятии Водного, Лесного кодексов; отсутствие федеральных законов об экологическом аудите, об экологическом страховании и др.
В условиях динамично развивающихся отношений в обществе действующее экологическое законодательство, по мнению президента Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко» Н. П. Чуркина, не только не отвечает современному уровню развития экономики России, но и тормозит это развитие. Законодательство создает определенные предпосылки для значительного ухудшения качества окружающей среды и расхищения природных ресурсов, «порождает» условия для развития коррупции, не обеспечивает защиту экологических интересов общества и Российского государства. Экологическое законодательство «изобилует» внутренними противоречиями, пробелами, разночтениями и дефицитом комплексного подхода в урегулировании правом экологических отношений.
Таким образом, первоочередным фактором на пути перехода Российской Федерации к устойчивому развитию выступает прогнозируемое и эффективное экологическое законодательство, и для решения этой проблемы парламенту Российской Федерации отводится «ведущее» место в правотворческой деятельности.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 12 (91) 2015