Генно-инженерная деятельность сквозь призму эколого-правового аспекта
![]() |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Абукарова М. У. В статье обозначены ключевые аспекты развития генной инженерии на современном этапе. Обзор даётся в эколого-правовом фокусе, поскольку правовые нормы, регулирующие отношения в области генно-инженерной деятельности, образуют комплексный правовой институт в системе экологического права. |
Генная инженерия - это технология нового измерения, которая позволила конструировать биологические системы, ранее в природе не существовавшие, и, более того, не свойственные ей. Она позволяет изменять структуру генов, создавать новые гены. Генная инженерия свою высшую практическую интродукцию получила в начале XXI века, став самостоятельной силой, которая направила свой вектор на структурное преобразование и природы, и человека, что уже не может не вызывать опасения. И, конечно же, генная инженерия является результатом деятельности многих ученых в разных отраслях науки, прежде всего, молекулярной генетики и биохимии.
Одним из ракурсов данного вопроса является то, что развитие генной инженерии явилось новым источником возникновения экологической опасности. Важный пункт, на который следует обратить внимание - это то, что внедрение результатов генно-инженерной деятельности сопряжено с фактически отрицательными последствиями для природы. В этой связи возникает необходимость в правовом регулировании экологических отношений, возникающих при осуществлении генно-инженерной деятельности. Этим целям служит Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» №86-ФЗ. Он был принят 5 июля 1996 г. Данный Закон регулирует отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности. О. И. Крассов отмечает, что к числу основных задач, которые преследует реализация норм этого Закона, относится определение механизма, обеспечивающего безопасность граждан и окружающей среды в процессе осуществления генно-инженерной деятельности и использования её результатов. Основными направлениями государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности являются: улучшение условий жизни человека и охрана его здоровья; охрана и восстановление окружающей среды, сохранение биологического разнообразия; повышение эффективности сельского хозяйства; повышение эффективности добывающей и перерабатывающей промышленности и др.
Но здесь имеет место такой казус: положения данного Закона не распространяются на генно-инженерную деятельность и применение её методов к человеку, за исключением генной терапии и генодиагностики. Логично предположить, что следствием этого выступает тот факт, что сегодня действующее российское законодательство в области генно-инженерной деятельности не в состоянии обеспечить безопасность человека, его будущих поколений и окружающей среды от негативного воздействия генетически модифицированных организмов. Абсолютная безопасность генетически модифицированных продуктов питания для здоровья человека пока не доказана, и использование таких продуктов несет в себе не только и не столько потенциальные, сколько реальные риски для человека. До настоящего времени эти проблемы не получили соответствующего рассмотрения, а также развития и разрешения в научной юридической доктрине.
Имеющиеся юридические, теоретические и научно-практические исследования в области генно-инженерной деятельности достаточно фрагментарны и освещают лишь какой-либо один аспект конкретной проблемы.
С рассматриваемым вопросом увязана ст. 50 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая устанавливает запрет на производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти.
Важно отметить также то, что на современном этапе правового регулирования в области генно-инженерной деятельности остаётся целый ряд нерешенных вопросов, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы, а также необходимостью проведения научных исследований долгосрочного влияния генетически модифицированных организмов на здоровье человека и окружающую среду в целом. Бесспорно, что генноинженерная деятельность сопряжена с реальным неблагоприятным воздействием на здоровье человека, соответственно, она обладает рискогенным фактором ее осуществления.
Что же касается правовых норм, регулирующих отношения в области генно-инженерной деятельности, то они образуют комплексный правовой институт в системе экологического права.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 6 (85) 2015