ридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Европейское право Проблемы, связанные с охраной культурных ценностей в Европейском Союзе

Проблемы, связанные с охраной культурных ценностей в Европейском Союзе

Программа Index TOP 20 минимизирует риски, поскольку деньги равномерно распределяются между всеми управляющими трейдерами. Forex mmcis group программа index top 20 вся подробная информация на сайте http://mmg.com.ua

 

Проблемы, связанные с охраной культурных ценностей в Европейском Союзе


В конце 20-х годов ХХ в. всемирно известный художник, ученый и мыслитель Николай Константинович Рерих предлагает заключить Пакт об охране культурных ценностей, созданных человечеством. Проект международного пакта был предложен, чтобы предотвратить разрушение достижений человечества во время войны и в мирное время, а также обеспечить сохранение культурного наследия, принадлежавшего всему миру. 15 апрeля 1935 г. в Белом доме в Вашингтоне, в кабинете американского президента Франклина Рузвельта на 32-м этаже, США и государства Центральной и Южной Америки, члены Панамериканского союза, подписывают договор, ставший известным как Пакт мира или «Пакт Рериха». В действительности он является первым международным договором о защите культурных памятников и персонала культурных и научных учереждений как во время вооруженного конфликта, так и в мирное время.

Символом Пакта является получивший всемирную известность знак, названный «Знамя мира», созданный самим Рерихом. Одно из толкований, которые Николай Рерих дает универсальному знаку, – это наука, искусство и духовность, объединенные в кругу культуры. Рерих неоднократно обращал внимание на факт, что его идея создания знамени мира, которое должно развеваться над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями, была навеяна Конвенцией Красного Креста. Впоследствии знамя мира было утверждено как международно признанный флаг защиты культурных ценностей.

Болгария своеобразным способом принимает и развивает идею о знамени мира в 70-х годах ХХ в. 16 августа 1979 г. в Софии открыта Первая международная детская ассамблея «Знамя мира» по инициативе Людмилы Живковой. Вместе с ассамблеей открыт и комплекс «Колокол» недалеко от г. Софии. При открытии монумента там установлены 68 колоколов из государств со всех континентов. В первой ассамблее, проведенной с 16 по 25 августа 1979 г., участвовали дети из 79 государств. Девиз форума – «Единство, творчество, красота».

На основе Пакта Рериха в 1954 г. принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение термина «культурные ценности». Согласно ст. 1 Гаагской Конвенции 1954 г. культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:
а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги и другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов и репродукции ценностей, указанных выше;
б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;
в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Гаагская конвенция подходит универсально к защите культурных ценностей, подчеркивая, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества» и «для эффективности защиты этих ценностей она должна быть организована еще в мирное время принятием как национальных, так и международных мер».

Гаагская конвенция ратифицирована значительным количеством государств, включительно и Болгарией в 1956 г. В отличие от Пакта Рериха, однако, Гаагская конвенция имеет узкую сферу применения – действует только в военное время и защита, которая предусматривается, относится только к культурным ценностям, но не к культурным институциям и их персоналу. В 1999 г. был подписан Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Он вступил в силу 9 марта 2004 г. и на данный момент к нему присоединились 64 государства. Стороны Протокола исходили из того, что «нормы, регулирующие защиту культурных ценностей в случае вооруженного конфликта должны отражать развитие международного права». От предыдущих документов он отличается тем, что относится как к международным, так и к немеждународным вооруженным конфликтам и вводит усиленную систему защиты культурных ценностей. В соответствии со ст. 10 Второго протокола к Гаагской Конвенции 1954 г. «культурные ценности могут быть взяты под усиленную защиту, если они отвечают трем условиям:
а) они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества;
b) они охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер, признающих их исключительную культурную и историческую ценность и обеспечивающих защиту на самом высоком уровне;
c) они не используются для военных целей или прикрытия военных объектов и сторона, осуществляющая контроль над ними, сделала заявление в потверждение того, что они не будут использоваться подобным образом». Объект, который получил статус усиленной защиты, не может представлять военную цель ни при каких обстоятельствах.

Существенным отличием Протокола 1999 г. является то, что в нем предусмотрена возможность уголовной ответственности за нарушение норм о защите культурных ценностей. В главе ІV Протокола (ст. 15–21) впервые конкретно определен состав преступлений против культурных ценностей.

В целом, эффективность правил Гаагской конвенции и других международных соглашений остается предметом спора. Несмотря на то что в настоящий момент 126 государств являются сторонами по Конвенции 1954 г., а 102 и 64 – по Первому и Второму протоколам соответственно (по состоянию на начало 2012 г.), заметное и длительное отсутствие крупных государств, таких как США и Великобритания, оказало свое влияние. Следует иметь ввиду, что США ратифицировали Конвенцию только в 2009 г. Вряд ли это случайно, учитывая, что США возобновили свое членство в ЮНЕСКО в 2003 г., после того как вышли из организации в 1984 г., а в следующем году за ними последовали Великобритания и Сингапур.

Тем не менее разрушение культурных ценностей всегда остается неизбежным сопутствующим элементом вооруженных конфликтов, несмотря на благие намерения государств и международных организаций для смягчения этих последствий. Таким образом, логично возникает вопрос: в какой степени нынешнее состояние международно-правового режима способно обеспечить адекватную защиту культурного имущества во время вооруженного конфликта?

Генеральный директор ЮНЕСКО госпожа Ирина Бокова, открывая проведенную в Софии 25 октября 2012 г. Восьмую конференцию по вопросам культурного наследия в Юго-Восточной Европе, признает драматическую историческую судьбу балканских народов, но в тоже время подчеркивает, что культурное наследие является одним из главных преимуществ Юго-Восточной Европы, которое должно быть открыто миру. Перед Форумом Новой дипломатии 3 декабря 2012 г. Бокова заявляет, что «только культуры недостаточно, чтобы сотворить мир, но без культуры мир не может быть долгосрочным».

Возникает еще один вопрос, касающийся таких понятий, как «культурные ценности», «культурное наследие» и «культурная собственность». Как указывают некоторые авторы, определение культурных ценностей, данное Конвенцией 1954 г., не совпадает с определением Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевских конвенций 1949 г., Первого дополнительного протокола 1977 г., что означает, что на практике в каждой конкретной ситуации приходится определять, какой акт является применимым и имеет преимущественную силу.

Если понятие «культурная собственность» включает в себя как памятники прошлого, так и функционирующие в наше время культурные объекты, обслуживающие современного человека, то понятие «культурное наследие» скорее всего связывается с памятью человечества и включает все материальные и нематериальные памятники культуры, движимые и недвижимые свидетельства развития человечества, его достижений, его постепенного и неравномерного, но неизменно поступательного и восходящего движения. Мы можем принять, что понятия «культурные ценности» и «культурная собственность» (сultural рroperty) могут употребляться как взаимозаменяемые, так как в различных языковых версиях Гаагской конвенции 1954 г. присутствуют оба понятия. На английском языке, например, наименование международного договора звучит как «The Hague Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict». 15 лет спустя те же понятия используются при подписании в 1970 г. Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (UNESCO Convention on the Means of Prohibiting and Preventing the Illicit Import, Export and Transfer of Ownership of Cultural Property). Подобный подход можно проследить и при принятии 26 марта 1999 г. Второго протокола к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 г.

Можно утверждать, что иной подход использован при подписании 24 июня 1995 г. новой Конвенции ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (UNIDROIT Convention on Stolen or Illegally Exported Cultural Objects), где в английской версии использован термин «сultural оbjects». Некоторые исследователи указывают, что понятие «культурные объекты» несет различный смысл, независимо от того, что в большинстве комментариев западных ученых к указанной конвенции употребляется и термин «культурная собственность».

Другие правовые инструменты употребляют понятие «культурное наследие», в частности некоторые международные соглашения, заключенные под эгидой Совета Европы как международной организации. Такими являются подписанная 6 мая 1969 г. Европейская конвенция об охране археологического наследия и подписанная в 1985 г. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы. В обоих документах используется термин «наследие». Наверное, будет ошибочно утверждать, что различные международные организации – ЮНЕСКО и Совет Европы используют различную терминологию в принимаемых документах, специфическую для каждой из них, и это можно легко доказать, исходя из наименования принятой 16 ноября 1972 г. в рамках ЮНЕСКО Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Понятие «культурное наследие» употребляется и в более новых международно-правовых актах, таких как принятая 2 ноября 2001 г. Конвенция об охране подводного культурного наследия, принятая 17 октября 2003 г. Конвенция об охране нематериального культурного наследия и представляющая инструмент мягкого права, принятая той же датой Декларация ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия.

В отношении понятий «культурная собственность» и «культурное наследие» можно было бы говорить исключительно долго. Существуют противоречивые мнения относительно охвата этих двух понятий. Так, например, некоторые исследователи придерживаются мнения, что термин «культурная собственность» должен быть трактован более широко, так как она включает в себя как памятники прошлого, так и функционирующие в наше время культурные объекты, обслуживающие современного человека. Другие авторы указывают, что концепция о культурном наследии является более широкой и охватывает памятники материальной и нематериальной культуры и память человечества, т. е. все то, что должно быть сохранено и передано будущим поколениям. Третья группа авторов категорически подчеркивает, что концепция «культурная собственность» является неадекватной и неподходящей в случаях, когда говорится об объектах, принадлежащих к нематериальной культуре, например, таких как фольклор. Этой точки зрения придерживается и Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, которая на встрече с болгарским президентом Росеном Плевнелиевым, состоявшейся 20 февраля 2012 г., подчеркивает, что «нематериальное культурное наследие является нашим мостом из прошлого в будущее». Тенденция в международном праве в последние десятилетия склоняется скорее к использованию концепции «культурное наследие». Это утверждение может быть подкреплено и текстом ст. 2 Конвенции об охране нематериального культурного наследия, в которой записано:
«1. “Нематериальное культурное наследие” означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.
2. “Нематериальное культурное наследие”, как оно определено в пункте 1 выше, проявляется, в частности, в следующих областях:
а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
b) исполнительские искусства;
с) обычаи, обряды, празднества;
d) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
е) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами».

Рассматривая понятия «культурная собственность» и «культурное наследие», необходимо иметь в виду, что они никогда не появляются одновременно в одном и том же правовом документе. Может быть, единственным исключением в этом направлении был подготовленный в 1985 г. проект Европейской конвенции об охране подводного культурного наследия, который был представлен Комитету министров Совета Европы. В ст. 1 представленного тогда проекта указывалось, что для целей Конвенции все останки, объекты и все остальные следы человеческого существования будут считаться частью подводного культурного наследия и будут отнесены к подводной культурной собственности. В окончательной редакции ст. 1, однако, это было удалено и она отражает принятую концепцию о «культурном наследии».

Как отмечалось ранее, одним из наиважнейших международно-правовых актов является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в Париже 16 ноября 1970 г. Высокие темпы общественого и экономического развития в большинстве стран ставят перед новыми угрозами культурно-исторические и природные ценности. Сохранение наследия на национальном уровне уже не по силам большинству стран. Необходимы огромные средства, а также научные и технические программы для реставрационных и консервационных работ. Чтобы сохранить мировое наследие, необходимы общие усилия государств – членов ЮНЕСКО. Чтобы обеспечить защиту и сохранение памятников, государства подписали Конвенцию, где обязуются принять общую политику для этой цели, создавая специальные службы с необходимыми специалистами и средствами для осуществления этих задач. Должны быть предприняты юридические, научные, технические и финансовые меры для идентификации, защиты, сохранения, использования и социализации культурного наследия. Государства должны содействовать созданию или развитию региональных центров для подготовки кадров в области защиты, сохранения и использования культурного и природного наследия и поощрять научные исследования в этой области.

Международная защита мирового культурного и природного наследия включает в себя создание системы сотрудничества и международной помощи, имеющей целью оказывать помощь государствам в их усилиях по защите и идентифицировании этого наследия. При ЮНЕСКО был создан Межправительственный комитет мирового наследия, включающий в себя 21 государство, сбалансированно представленные со всех континентов. С правом консультативного голоса присутствуют и представители Международного центра консервации и реставрации в Риме и Международного союза по охране природы и ее ресурсов. Каждое государство представляет Комитету Всемирного наследия список ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые могли бы быть включены в список всемирного культурного и природного наследия. Комитет, согласно принятым критериям, решает, которые из них, имея исключительную универсальную стоимость, будут включены в список. Комитет разрабатывает и периодически публикует «Список мирового наследия, находящегося под угрозой». В него заносятся находящиеся под угрозой уничтожения памятники, а также приводятся и точные расчеты необходимых финансовых средств на неотложные реставрационные и консервационные работы.

Болгария присоединилась к Конвенции об охране всемирного культурного наследия 7 марта 1974 г.

К этому времени уже были приняты и Рекомендации об охране на национальном уровне культурного и природного наследия. В отличие от Конвенции, в которой рассматриваются задачи, относящиеся к охране всемирного наследия, в Рекомендации ставится акцент на защите национального культурного и природного наследия. Здесь обращается специальное внимание на открытие, исследование, реставрацию и консервацию памятников и их интеграцию в современное общество. Республика Болгария является государством – членом ЮНЕСКО и активно участвует в работе межправительственных комитетов по различным вопросам в области интеллектуальной собственности, культуры и образования. Болгария является государством с богатым историческим наследием и культурным разнообразием. Земля древних цивилизаций, среди которых особое место занимают фракийская, римско-византийская и древнеславянская культура, перекресток миграционных движений множества племен и народов, Болгария является территорией богатого археологического и фольклорного наследия. В список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО занесены семь памятников, находящихся на территории этой страны и имеющих значение для мировой цивилизации.

Охрана этих памятников имеет существенное значение для сохранения национальной идентичности болгар, так как традиционная культура всегда являлась существенной частью их жизни и средством выживания в периоды рабства или зависимости. В нынешнее время Болгария, как государство – член Европейского Союза, является частью глобального не только экономического, социального, но и культурного рынка. Этот факт предлагает много возможностей, но кроет в себе и значительный риск. Неслучайно некоторые болгарские авторы указывают, что одним из возможных подходов в пространстве свободы, безопасности и правосудия является создание в Уголовном кодексе Болгарии обособленной системы специальных составов преступлений против культурного наследия.

Настоящее изложение было бы неполным без указания некоторых актов Союза, связанных с охраной культурных ценностей – Регламент 3911/92 Совета /ЕИО/ относительно вывоза культурных памятников, а также Директива 93/7 /ЕИО/ относительно возращения культурных ценностей, незаконно вывезенных из территории государства-члена. Не на последнем месте должна быть указана и рамка в соответствии с Лиссабонским договором, который в ст. 167 главы ХІІІ «Культура», в части Договора о функционировании Европейского Союза указывает, что:
1. Союз содействует расцвету культуры государств-членов, уважая их национальное и региональное многообразие и в тоже время выводит на передний план общее культурное наследие.

2. Действия Союза направлены на поощрение сотрудничества между государствами-членами и, если необходимо, – поддержку и дополнение их действий в следующих областях:
– развитие знаний и распространение культуры и истории европейских народов;
– сохранение и защита культурного наследия, имеющего европейское значение;
– культурный обмен с некоммерческой целью;
– художественное и литературное творчество, включая и аудиовизуальный сектор.

3. Союз и государства-члены поддерживают сотрудничество с третьими странами и компетентными международными организациями в сфере культуры, и в частности с Советом Европы.

4. Союз имеет в виду культурные аспекты своей деятельности в силу других положений настоящего договора, усиливая уважение и развитие разнообразия его культур».

В ст. 167 Лиссабонского договора говорится об «общем культурном наследии», и в пар. 3 категорически подчеркивается необходимость сотрудничества с другими международными организациями в области культуры, и прежде всего с Советом Европы. Можно, конечно, отметить известную непоследовательность в тексте, так как в отношении запрета количественных ограничений между государствами-членами в главе ІІІ, в частности, в ст. 36 сказано, что:
«Распоряжения ст. 34 и ст. 35 не являются препятствием для введения запретов или ограничений на ввоз, вывоз или транзитное движение товаров, основывающихся на соображениях об общественной морали, общественом порядке или общественной безопасности; о защите здоровья и жизни людей, животных или растений; о защите национальных богатств с художественной, исторической или археологической стоимостью; о защите индустриальной и торговой собственности».

В заключение можно отметить, что и в настоящее время проблема защиты культурных ценностей все также остается актуальной. Яркими примерами являются бомбардирование здания телевидения в Югославии, разрушение и разграбление Багдадского музея, культурных и религиозных символов в Афганистане, а в более новом времени и в Ливии, Египте, Сирии и др. Создается также и впечатление, что в международном праве существуют значительные несоответствия, и государствам не требуется прилагать усилия и обеспечивать защиту бесценного культурного наследия, особенно когда его разрушение может рассматриваться вне пределов вооруженного конфликта. Вряд ли является случайным факт, что в октябре 2003 г. в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия. Хотя Декларация не является юридически обязательным документом, она, тем не менее, отражает стремление международного сообщества регулировать нормами так называемого «мягкого права» необходимость защиты общего культурного наследия человечества. Декларация также призывает государства принять надлежащие меры для предотвращения и наказания за преднамеренное разрушение культурных ценностей на базе всех принятых международных соглашений.

Европейское право

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 6 (61) 2013



   


О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info