Обзор европейской и российской судебной практики в сфере технического регулирования
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО |
Решения Суда Европейского союза (ЕС) представляют большой интерес для изучения столь сложной сферы, как техническое регулирование, поскольку они гармонизируют практику в области применения европейских технических стандартов и европейских директив. Далее приведены примеры некоторых интересных решений Суда о технических нормах, формирующих представление об общеевропейской практике.
В деле Dassonville исследовались требования бельгийского импорта о получении сертификата на спиртные напитки, ввозимые на территорию Бельгии, у правительства страны их происхождения. Суд ЕС не толерантно отнесся к подобным ограничениям свободного перемещения товаров на территории ЕС, указывая на их дискриминирующий характер.
В решении по делу Cassis de Dijon Суд ЕС вводит принцип взаимного признания стандартов и принцип «теста разумности». В данном решении Суд указывает, что, если товар был допущен на рынок в одном государстве-члене ЕС, он должен быть допущен к свободному обороту в любом другом государстве-члене, вне зависимости от требований национальных стандартов. В более поздних своих решениях Суд указывает, что гармонизация европейских стандартов нацелена не препятствовать свободному обращению товаров на территории ЕС, а, напротив, охранять интересы государств-членов ЕС и формировать общие стандарты соответствия продукции.
Кейсы Суда по делам UNIX, Vestergaard, Nord-Pas De Calais касались технических требований, предъявляемых к участникам тендера. Суд указал, что технические требования тендера, которые требуют применять конкретные операционные системы, товарные знаки, патенты, особые виды продукции для соответствия требованиям тендера, ограничивают конкуренцию и, de-facto, вынуждают отдавать предпочтение национальным производителям - участникам тендера. В этой связи, такие технические требования противоречат публичному праву.
В делах Fra.bo, James Elliott Construction Ltd. Суд ЕС постановил, что деятельность европейского органа по стандартизации (по сути, частного лица) должна подчиняться праву ЕС.
Помимо обзора решений Суда ЕС, представляется интересным оценить национальную практику судов отдельных европейских страны, в частности: Австрии, Дании, Финляндии, Бельгии, Нидерландов.
Австрийский Верховный Суд устанавливает, что стандарты, которые по закону становятся обязательными для применения, также приобретают силу закона. Необязательные для применения стандарты не могут быть оспорены в Конституционном Суде, административных или гражданских судах. Верховный Суд указывает, что технические стандарты являются обобщением требований, которые обычно применяются в определенной сфере. В судах Дании и Финляндии технические стандарты рассматриваются судьей в определенном ракурсе: если сторона договора соблюдает требования стандартов, следовательно, ее поведение может свидетельствовать о т.н. поведении «bonus pater familias» («доброго отца семейства»), т.е. о добросовестности. Финские суды, кроме того, оценивают требования технических стандартов при вынесении решений о возмещении ущерба стороне, пострадавшей от использования некачественной продукции.
В делах CIA Security International (Бельгия) и Lemmens (Нидерланды) европейские национальные суды оценивали технические требования к продукции, которые не были утверждены Европейской Комиссией, как того требует Директива 83/189, но которые могут применяться из соображений общественной безопасности. Суд Бельгии этом установил, что такое требование является способом превентивного контроля свободного обращения товаров, которое является одним из основополагающих принципов Европейского Сообщества. Однако голландский суд отказался применять данный принцип в деле, где истец оспаривал применение устройств для идентификации алкогольного опьянения на дорогах, технические требования к которым не были утверждены в надлежащим порядке. Суд в Нидерландах счел, что нарушение не является достаточным основанием для ухода от ответственности конкретного нарушителя.
Далее хотелось бы привести примеры российских прецедентов в области технического регулирования.
Системная реформа технического регулирования в Российской Федерации началась с принятия Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184- ФЗ.
С момента принятия закона прошло почти 15 лет, и за этот период арбитражные суды сформировали обширную практику по спорам, вытекающим из отношений в области обеспечения качества продукции. Несмотря на то, что судебная практика формально не признается источником российского права, в юридической литературе отмечено что, «судебная практика... выступает в качестве результата судебной деятельности..., основанного на анализе и обобщении практики., звеном, завершающим процесс правоприменения.».
К настоящему времени обзоры судебной практики высшими судебными инстанциями пока не сформированы. Также почти отсутствует практика проверки положений Федерального закона «О техническом регулировании» на предмет соответствия Конституции РФ (по крайней мере, при обращении граждан в Конституционный Суд РФ, определения Суда обычно носят отрицательный характер).
Автор считает возможным выделить следующие основные тенденции арбитражной российской практики по делам о техническом регулировании.
- Суды осуществляют активный судебный контроль над правильным применением закона органами технического регулирования, а также над соответствием нормативных правовых актов, касающихся требований к продукции, ФЗ № 184. Так, судебные постановления толкуют функции государственных органов в области контроля и надзора в сфере технического регулирования, комментируют разграничение компетенции федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ.
- В связи с ведущей ролью технических регламентов как наиболее обязательных требований к обеспечению качества продукции, к настоящему времени складывается судебная практика в сфере проверки соответствия требований технических регламентов иным нормативно-правовым актам. Так, суды подтвердили соответствие положений технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» требованиям иных законов и актов в данной области. Вопрос о соблюдении требований технических регламентов возникает при разрешении споров о сносе самовольной постройки. Значительное количество судебных актов связано с вопросами привлечения к административной ответственности за нарушения требований технических регламентов в области пожарной безопасности, безопасности колесных транспортных средств, при производстве молочной продукции.
- В сфере стандартизации суды руководствуются принципами и целями стандартизации при принятии судебных решений. Согласно ст.11 ФЗ «О техническом регулировании», целями стандартизации являются: повышение уровня безопасности, обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, единства измерений, рационального использования ресурсов, содействие соблюдению требований технических регламентов, создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и др. Суды обращаются к данным программным положениям закона при разрешении конкретных споров. Так, исходя из принципа добровольности, суд расценил требование прокурора к органу муниципального образования об устранении несоответствия игровой площадки требованиям государственных национальных стандартов в области обеспечения безопасности не подлежащим удовлетворению, так как национальный стандарт применяется на добровольной основе. При этом суды иногда сами нарушают принцип добровольности стандартов.
- Судебная практика подтверждает применение требований о добровольной сертификации. Так, по одному делу суд указал, что добровольное оклеивание алкогольной продукции знаком «Гарантия качества» не является установленной законом обязанностью для хозяйствующих субъектов, реализующих данную продукцию.
Судебная практика устанавливает, что выдача сертификата соответствия продукции устраняет основания для удовлетворения исковых требований о расторжении договора, взыскания стоимости товара, компенсации морального вреда.
- Судебная практика также осуществляет контроль за соответствием решений органов субъектов РФ в области подтверждения соответствия требованиям ФЗ «О техническом регулировании в данной области».
При этом суды отмечают, что государственные органы могут осуществлять мероприятия по контролю и надзору и наделяться полномочиями только в том объеме, который необходим для проверки требований, установленных техническими регламентами.
В качестве заключения хотелось бы отметить следующее. В юридической литературе высказываются предположения по скорой «европеизации» российской судебной практики в сфере технического регулирования. Представляется, что совместная работа ЕС, ЕАЭС и РФ действительно идет по пути кооперации и обмена информации. Полагаем, что российские суды в настоящий момент не имеют оснований применять или использовать решения европейских судов в сфере обеспечения качества продукции, однако, во всяком случае, должны изучать материалы и логику изложения судебных решений Евросоюза в данной области.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 5 (96) 2016