Современное состояние судебных систем Российской Федерации и Республики Абхазии в свете последних судебных и конституционных реформ
![]() |
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Логинов А. В. В статье раскрывается проблематика и перспективы судебных и конституционных реформ в области построения судебной системы на территориях Российской Федерации и Республики Абхазии. Основное внимание уделяется динамике судебной реформы по объединению высших судов в Российской Федерации и степени влияния российского опыта в построении судебной системы на судебную систему Республики Абхазии и ее законодательство. |
Судебная система РФ регулируется главой 7 Конституции РФ и целым рядом законов: ФКЗ «О статусе судей в РФ», ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Конституционном Cуде РФ», ФКЗ «Об арбитражных судах РФ», ФКЗ «О военных судах в РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О мировых судьях в РФ», ФЗ «О судебном департаменте при ВС РФ», ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» и т.д. , а также законами субъектов, регулирующими деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судов.
В Абхазии судебная система регулируется главой 5 Конституции РА, был принят целый блок аналогичных законов: КЗ РА «О судоустройстве в РА», ЗРА «О Верховном суде в РА», ЗРА «О Военном суде в РА», ЗРА «О статусе судей в РА», ЗРА «Об Арбитражном суде РА», ЗРА «Об органах судейского сообщества в РА», а также законопроект «О поправке к главе 5 и новом порядке внесения поправок и пересмотре Конституции РА» № 146-IV и т.д.
Из анализа вышеуказанных актов видно, что законодательство, регулирующее судебную систему в обоих государствах, схоже, и вызвано это в первую очередь не только культурной и исторической близостью России и Абхазии, но и значительным процентом заимствования передового опыта Российской Федерации, что, впрочем, характерно не только для Абхазии, но и для подавляющего большинства стран СНГ. Дополнительно стоит отметить сохранившиеся еще со времен СССР рудименты, перекочевавшие в законодательства обеих стран. Так, например, в РФ глава 7 Конституции называется «Судебная власть и прокуратура», что указывает нам на сохранившийся обвинительный уклон, чего не должно быть в отношении к судебной системе, так как суд должен быть беспристрастным арбитром.
В дополнение к значительному сходству законов также стоит отметить, что суды Республики Абхазии активно используют судебную практику судов Российской Федерации, а также используют по аналогии комментарии к законам.
Во время визита в Верховный Суд РА мною был поставлен вопрос: «Как независимое государство может использовать судебную практику другого государства?». На данный вопрос мною был получен ответ от уважаемого Г. Н. Акаба, Первого Заместителя Председателя Верховного Суда РА, который объясняет данное положение разницей в объеме судебной практики Республики Абхазии и Российской Федерации, составляющей 1:1000 дел в день соответственно. Также очевидно, что на это влияет общее историческое прошлое и идентичные правовые ценности, установленные в обоих государствах.
Судебная система в РФ включает в себя: 1. Суды конституционной юстиции. 2. Суды общей юрисдикции. 3. Суды арбитражной юстиции.
Однако следует отметить, что в данный момент идет сращивание системы судов общей и арбитражной юрисдикции, так что данное разделение (еще сохранившееся в учебной и научной литературе) уже можно считать условным. Также в России планировалось создать суды административной и ювенальной юстиции.
Конституционная юстиция представлена следующими судами: Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. При этом стоит отметить, что не существует системы конституционных судов, так как Конституционный Суд РФ не является высшим судом по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов РФ. Соответственно, и термин «Высший» либо «Верховный» суд применительно к Конституционному Суду РФ является ошибочным.
Дополнительно стоит отметить, что построение конституционной юстиции в субъектах федерации идет крайне медленно. Возможно, причина тому заключается в том, что финансирование судей таких судов осуществляется из федерального бюджета, а вот материально-техническое обеспечение - за счет бюджетов соответствующих субъектов федерации. Также по своей сути конституционные (уставные) суды субъектов РФ дублируют Конституционный Суд РФ, очевидно, потому граждане предпочитают обращаться напрямую в Конституционный Суд РФ, минуя суды субъектов, воспринимая их как зависимые от местной власти.
Конституционному Суду РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ подведомственны вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, он разрешает вопросы о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.
Система судов общей юрисдикции в России представлена следующими судами: 1. Верховный Суд РФ; 2. Верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (последний появился в РФ после присоединения Крыма); суды автономной области и автономных округов; 3. Районные суды; 4. Мировые суды.
Данные суды уполномочены рассматривать гражданские, уголовные и административные, а также экономические дела — как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.
Также к системе судов общей юрисдикции относятся и военные суды, которые создаются по территориальному принципу (по месту дислокации войск и флотов) и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба — к ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй, инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
При этом как в России, так и в Абхазии нет внятного объяснения для выделения военных судов от «гражданских», кроме достаточно спорного тезиса, что военным судам приходится работать в сложных условиях военной службы либо в условиях военных действий. Однако с большой уверенностью можно заявить, что во время военных действий право (ни международное ни национальное) не работает вообще. А суды обычно формируются уже после победы одной стороны — для наказания за «военные преступления» проигравшей стороне. А так называемые «военные преступники» и «сепаратисты» могут называться «борцами за свободу и независимость».
Дополнительно стоит отметить претензии к военным судам вообще как к судебным органам, в которых служат исключительно либо преобладают действующие военнослужащие. Что, естественно, вызывает множество вопросов, как к независимости подобного органа, так и к его двойной подчиненности — так как судьи приносят две клятвы («военную» и «судебную») — а также, по сути, подчинены двум ведомствам.
Однако основным изменением в системе судов общей юрисдикции является, несомненно, создание нового Верховного Суда РФ, образованного в результате слияния Верховного Суда с Высшим Арбитражным Судом в соответствии с ФКЗ «О поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ» № 2 от 5 февраля 2014 г. Так, Верховный Суд, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ, является высшим судебным органом по гражданским делам, экономическим, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам. Также осуществляет судебный надзор и разъясняет судебную практику.
После объединения высших судов система судов арбитражной юстиции выглядит следующим образом: 1. Коллегия по экономическим спорам при Верховном Суде РФ;
2. Арбитражные суды округов (как мы видим, из названия данного суда исчезло слово «Федеративный»); 3. Арбитражные апелляционные суды; 4. Арбитражные суды субъектов РФ; 5. Суд по интеллектуальным правам (специализированный суд).
Как видно, система арбитражной юстиции стала подчинена Верховному Суду РФ, а значит, стала входить в систему судов общей юрисдикции. Так, например, п. 8 ст. 1 ФКЗ «О поправке к Конституции РФ «О Верховном суде РФ и прокуратуре РФ» № 2 от 05 февраля 2014 г. исключил из Конституции РФ ст. 127, закрепляющую положение о том, что Высший арбитражный суд РФ возглавляет систему арбитражных судов.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О судебной системе РФ» № 4 от 05 февраля 2014 г. из перечня федеральных судов, установленных п. 3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», также был исключен Высший арбитражный суд РФ.
Также в ст. 24 ФКЗ «О судебной системе РФ» термин «Высший арбитражный суд» заменен «Арбитражными судами округов», а его полномочия перешли к Верховному Суду РФ путем дополнения п. 2 ст. 19 вышеуказанного закона в плане полномочия Верховного Суда РФ — «разрешением экономических споров».
Подводя итог части данного исследования в области арбитражной юстиции следует особо подчеркнуть, что, по мнению ряда правоведов, арбитражной юстиции в Российской Федерации как таковой пришел конец и в течение ближайших 5 лет произойдет ее полное сращивание с системой судов общей юрисдикции с передачей своих функций и полномочий последней.
Судебную систему Республики Абхазии в соответствии со ст. 21 КЗ «О судоустройстве в РА» составляют:
Верховный Суд РА, который в соответствии со ст. 22 КЗ «О судоустройстве в РА» и ст. 1 ЗРА «О Верховном Суде в РА» — высший судебный орган РА, который осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью всех Судов РА (за исключением Арбитражного суда РА), рассматривает дела по всем вопросам, касающимся соответствия Конституции решений, принятых Президентом, Парламентом, а также другими органами государственной власти или местного самоуправления и вопросам, связанным с Конституцией, и дает руководящие разъяснения по вопросам судебной деятельности всем судам (т.е. по сути — выполняет функции Конституционного Суда, однако, при этом, функция толкования законов принадлежит Народному Собранию РА — органу законодательной власти).
Арбитражный суд РА в соответствии со ст. 26 КЗ «О судоустройстве в РА» и ст. 3 «Об Арбитражном суде РА»10 — экономический судебный орган, разрешающий экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений между предприятиями, организациями и учреждениями, либо из правоотношений в сфере управления и иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РА, законом «Об Арбитражном суде РА», АПК РА и принимаемыми в соответствии с ними другими законодательными актами РА.
Военный суд согласно ст. 28 КЗ «О судоустройстве в РА» и ст. 2 «О Военном суде РА» — судебный орган, осуществляющий правосудие в Вооруженных силах с целью борьбы с посягательством на безопасность страны, боеспособность и боеготовность ее Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы.
Местные суды (районов, городов) РА в соответствии со ст. 24 КЗ «О судоустройстве в РА» — суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Касаемо названия «местные суды» — можно сказать, что это очередной советский рудимент, оставшийся в республике в наследство от СССР.
Также в Абхазии предполагается создание Конституционного Суда РА — судебного органа конституционного контроля в РА. Стоит отметить, что у законопроекта по созданию Конституционного Суда достаточно долгая и трудная история. Еще в 2005 г. была создана Комиссия по конституционной реформе. В 2007 г. на заседании Комиссии по конституционной реформе глава рабочей группы Т. И. Кецба выступил с предложением о создании специализированного органа наделенного полномочиями толковать законы и Конституции Абхазии — Конституционного Суда РА. Были предложены поправки к главам 3, 4, 5 и 7 Конституции РА. В 2008 г. Президент РА С. В. Багапш представил проект КЗ «О поправках к Конституции РА» на рассмотрение Народному Собранию РА, который утвердил его в сокращенном варианте только в 2010 г. В 2012 г. Президент РА А. З. Анкваб обратился к Парламенту РА с предложением принять необходимые поправки к Конституции РА, необходимые для создания Конституционного Суда РА. В 2013 г. рабочей группой Народного Собрания РА составлен Проект закона о конституционной юрисдикции. В 2014 г. проект № 146-IV КЗ РА «О поправке к Конституции РА» не набрал необходимого количества голосов. В связи с чем Конституционный Суд РА так и не был создан.
Однако в свете судебной реформы в России и учитывая высокую степень влияния российской практики и законов на Республику Абхазии, возникает очередной вопрос, а нужен ли Абхазии Конституционный Суд?
В данный момент в Российской Федерации происходит процесс сращивания судов арбитражной и общей юрисдикции. Стоит отметить, что данный факт уже волнует абхазских судей. Но, что произойдет, если сбудутся прогнозы ряда российских чиновников и правоведов и российская реформа затронет и конституционную юстицию? Так, В. В. Гребенников отмечает о возможности слияния Верховного Суда РФ с Конституционным Судом по примеру произошедшего уже ранее слияния Высших судов. Однако, по его мнению, слияние судов конституционной юстиции с судами общей юстиции невозможно по причине наличия Конституционных (уставных) судов субъектов.
Впрочем, последнее утверждение спорно в силу того, что, как подчеркивалось выше, данные суды не пользуются популярностью в обществе, а для бюджетов соответствующих субъектов — лишь представляются дополнительной статьей расходов. Также не стоит забывать, что в России во многом судебная система зависит от «политической власти». Так, Т. Г. Морщакова Советник Конституционного Суда РФ по отношению к прошлой реформе говорила, что «Судебная реформа полностью зависит от воли Президента РФ: захочет — состоится, не захочет — провалится...».
Применительно к Абхазии не получится ли ситуация, когда вновь созданный орган конституционного контроля (Конституционный Суд РА) отберет данную функцию у Верховного Суда РА? А через 5 лет данный орган вновь будет расформирован и функции вернутся вновь Верховному Суду — если так произойдет в Российской Федерации? Данный вопрос обсуждался мной с представителями судей Абхазии, как действующими, так и пребывающими в отставке. Позиция их была единая — государству необходим специализированный судебный орган, осуществляющий конституционный контроль. Очевидно, что этот орган в глазах как абхазских судей, так и всего юридического сообщества республики является гарантом подлинной независимости судебной власти от исполнительной и законодательной власти. Так как в данный момент полномочиями по толкованию законов наделено Народное Собрание РА, а полномочиями по отмене неконституционного подзаконного акта обладает Президент РА. Что, естественно, является не совсем правильным.
Однако возвращаясь к российской судебной реформе, можно отметить следующее: Очевидно, что она проходила под лозунгом единообразия правоприменения и толкования законов, укрепления вертикали судебной власти. А также по замыслам реформаторов арбитражная юстиция (во многом передовая и активно вводящая такие нововведения, как: электронный документооборот, когда была размещена в сети интернет база судебных решений; предполагалось также создание дистанционного арбитра, когда судья мог выносить решения находясь онлайн, и многое другое) с системой судов общей юрисдикции (отсталой и во многом советской). Предполагается, что это объединение будет способствовать развитию судебной системы.
Сравнительное правоведение