Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Права человека Соотношение идеи человеческого достоинства и презумпции знания закона

Соотношение идеи человеческого достоинства и презумпции знания закона

 

Соотношение идеи человеческого достоинства и презумпции знания закона

 




ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Копыца А. В., Протопопова Т. В., Орлова С. В.

В статье рассматривается презумпция знания закона всеми гражданами государства. Подвергается анализу природа и смысл данной юридической конструкции и ее соотношение с категорией человеческого достоинства.

Представляется бесспорным, что каждое государство за­интересовано в обеспечении и повышении достоинства своих граждан и других людей, проживающих на его территории. Это объясняется тем, что достоинство государства напрямую зависит от достоинства его граждан.

Данный вывод подтверждает утверждение английского философа и политического деятеля Д. Милля о том, что до­стоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей. К похожим выводам приходят в своем исследова­нии С. А. Дробышевский и Т. В. Протопопова. По их мнению, любое государственно организованное общество является союзом отдельных людей. Такое общество не может считать себя достойным, не наделяя достоинством своих членов. Го­сударство, желающее быть достойным, обязательно признает человеческое достоинство собственных граждан. Однако раз­ные люди обладают разной степенью достоинства в зависимо­сти от их вклада в обеспечение достоинства государства.

В данной работе предлагается использовать следующее определение человеческого достоинства: самоуважение лич­ности, ее нравственное, справедливое отношение к себе, стрем­ление к снисканию уважения других людей, предполагающее при реализации необходимость уважать других индивидов. Возможно применение данного определения и по отношению к государству: государственное достоинство - это стремление к снисканию уважения людей и других государств, предпола­гающее при реализации необходимость взаимного уважения. Говорить о самоуважении государства не совсем корректно, однако можно говорить о самоуважении государственных слу­жащих, а также об уважении государства своими служащими.




Представляется, что государство осуществляет деятель­ность для повышения количества достойных граждан и степе­ни их достоинства. Это выражается в том числе в обеспечении правомерного поведения граждан.

По мнению С. А. Дробышевского и Т. В. Протопоповой, исходя из направленности государственной политики поддер­жания достоинства человека и гражданина, любой государ­ственно организованный коллектив предъявляет требования к своим членам, выражая их на языке юридически закрепленных прав и обязанностей. После этого он оценивает достижения адресатов таких дозволений и предписаний в решении общих задач всего объединения. Можно сделать вывод, что государ­ство самостоятельно реша­ет, какого человека считать достойным, а какого - недо­стойным.

Таким образом, госу­дарство стремится сделать своих членов достойнее с помощью определенных правовых институтов и юри­дических правил. Однако не всегда эти правила являются понятными для граждани­на. Безусловно, государство предпринимает меры для правового образования на­селения, но этих мер недо­статочно для обеспечения знания и соблюдения зако­нодательства каждым. Кро­ме того, несоблюдение ряда правил влечет исключение из социума правонарушите­лей, поскольку государство начинает считать их недо­стойными и опасными.


Основной и самый про­стой механизм обеспечения законности при реализации и применении права закре­плен в ч. 2 ст. 15 Конститу­ции РФ, согласно которой органы государственной власти, органы местного са­моуправления, должност- Орлова С В ные лица, граждане и их объединения обязаны со­блюдать Конституцию РФ и законы. Вышеприведенную норму рекомендуется толковать расширительно. Во-первых, «граждан» следует понимать как физических лиц - граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства или с несколькими гражданствами, по­скольку отечественное законодательство распространяются не только на граждан РФ. Во-вторых, «законы» следует понимать как законодательные и подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, то есть как источники права, облада­ющие юридической силой в стране. Это объясняется тем, что государство заинтересовано в соблюдении гражданами всех источников права, а не только законов.

Норму ч. 2 ст. 15 Конституции РФ в науке называют юри­дическим обоснованием существования в правоприменении презумпции знания закона, поскольку необходимо знать за­кон, чтобы его соблюдать. Презумпцию знания закона можно определить как предположение, согласно которому каждый человек знает закон, до момента опровержения такого поло­жения. Если предположение не опровергнуто, человек при­знается знающим закон.


Можно выделить два момента, связывающих обязан­ность знать закон каждым и идею человеческого достоинства. Во-первых, государство использует обязанность знания зако­на всеми гражданами как средство обеспечения законности, правопорядка и повышения достоинства каждого. Во-вторых, государство формально допускает, но реально не предостав­ляет возможность освобождения от этой обязанности путем доказывания невозможности знания конкретного норматив­но-правового акта или невозможности ознакомления с кон­кретным нормативно-правовым актом и тем самым посягает на человеческое достоинство. С одной стороны, человек, пони­мая, что не знает всех законов, считает это своим недостатком. В результате снижается самоуважение человека и уважение к нему со стороны других людей. С другой стороны, государство лишает людей возможности эффективной судебной защиты, что подрывает достоинство самого государства. Это позволя­ет говорить об обратной связи между достоинством челове­ка и гражданина и достоинством государства: чем менее до­стойным является государство, тем менее достоин каждый его гражданин.

Норму ч. 2 ст. 15 Конституции РФ с некоторым успехом могут соблюдать государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, поскольку при приня­тии на государственную или муниципальную службу в обяза­тельном порядке проверяется компетентность лица. Однако возникает вопрос о том, в какой мере может соблюдать весь правовой массив человек, не являющийся государственным, муниципальным служащим или юристом.


Говоря о юридической конструкции «знание закона» в российском праве, следует учитывать, что по своей правовой природе она скорее отвечает признакам юридической фик­ции, чем презумпции. Так, в основе любой презумпции лежит предположение - положение, которое является истинным в ряде случаев, но может оказаться ложным, а в основе любой фикции лежит ложное положение. Бесспорно, что тезис о знании законов каждым является ложным, поскольку ни один человек не может знать каждый закон, подзаконный акт или правовой обычай.

Кроме того, достаточно сложно определить, что пред­ставляет собой знание закона. Так, Л. Л. Кругликов и Ю. Г. Зуев понимают его как общие знания лица о правомерном и неправомерном, полагая при этом необоснованным вклю­чать в содержание конструкции «знание законов» конкретных предписаний нормативных актов. Однако общепринятым является понимание, что категория «знание закона», помимо знаний общего характера, включает также знание конкретных норм права. По мнению А. В. Полякова, чтобы быть субъек­том права, лицо должно обладать способностью понимать смысл существующих в обществе правовых норм и оценивать их социальную значимость. Есть основания полагать, что нет ни единого человека, который знает все юридические нормы в государстве и понимает их смысл, сущность.

Кроме того, знание закона по своей правовой природе яв­ляется фикцией, поскольку любая презумпция, будучи пред­положением, опровержима, в то время как фикция не может быть опровергнута. Положение о знании закона человеком невозможно опровергнуть, поскольку это знание или незна­ние невозможно установить. Кроме того, на практике суды используют юридическую конструкцию «знание закона» и не проверяют истинность предположения, заключенного в ней. Вместо этого используется категоричное положение о знании законов каждым. Например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июля 2013 г. № Ф06-5126/13 по делу № 55-28506/2012 изложена позиция суда, согласно которой в силу презумпции знания закона работни­ки предприятия не могли не знать, что возведение сооруже­ний возможно на предоставленном для строительства участке только после получения разрешительной документации.


Таким образом, можно сделать вывод, что в современной правоприменительной практике имеет место ссылка на несу­ществующую презумпцию - презумпцию знания закона. Это объясняется тем, что данная презумпция не только не сформу­лирована в законодательстве, но и не вытекает из существующих норм права. Не формулируя однозначного определения пре­зумпции знания закона и не допуская возможности опровер­жения этой презумпции, государство посягает на достоинство каждого человека и гражданина, поскольку невозможно знать все законы. Однако государство, считая знание законов обязан­ностью каждого, уважает человека меньше в случае установле­ния незнания закона. А поскольку подрывается достоинство че­ловека, то уменьшается и достоинство самого государства.

Для обеспечения надлежащего правоприменения, обще­ственного порядка и общественной безопасности, в законода­тельстве следовало бы закрепить положение о том, что никто не может ссылаться на незнание закона, с одновременным указанием на недопустимость опровержения данного поло­жения. Такое положение по своей правовой природе будет являться фикцией знания закона. Закрепить в законодатель­стве презумпцию знания закона невозможно, поскольку не­возможно установить знания конкретного человека, а значит, и опровергнуть данную презумпцию.


Идеей человеческого достоинства пронизана вся правовая организация общественных отношений. Эта идея отражается в механизме правового регулирования, охватывает психологи­ческое и юридическое содержание правовой системы. Причем каждая структурная часть правовой системы отражает чело­веческое достоинство как правовую категорию и высочайшую нравственную ценность. Государство не должно применять юридические нормы, которые могут посягнуть на достоин­ство человека. Правильное закрепление в праве и примене­ние юридической конструкции «знание закона» сможет обе­спечить эффективность реализации прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на человеческое достоинство.

Права человека



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info