Возмещение ущерба как средство правовой защиты при нарушении прав человека: теоретико-правовые аспекты
![]() |
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Кебурия К. О. Перед автором данной статьи ставится задача дать теоретическое обоснование определению возмещения ущерба в контексте понимания средств правовой защиты при нарушении международных норм в области прав человека. Является ли возмещение причиненного жертвам ущерба самостоятельной категорией или же частью обширного перечня средств правовой защиты? |
Под правом на правовую защиту, в первую очередь, понимается возможность защиты законных прав индивида/ов в рамках эффективного, независимого и беспристрастного судебного или административного органа, а также признание факта нарушения права, его прекращение и возмещение понесенного ущерба. Право на правовую защиту в связи с адекватной оценкой судебным или административным органом причиненного человеку/группе лиц ущерба как следствие нарушения прав рассматривается в качестве первого шага для дальнейшего возмещения ущерба жертве/ам нарушения прав человека. В таком контексте нередко возмещение ущерба понимается как часть средств правовой защиты.
Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права ООН (далее - Основные принципы и руководящие положения ООН) в этом же ключе в п. 11 ст. VII закрепляют следующее: «Средства правовой защиты при грубых нарушениях международных норм в области прав человека и серьезных нарушениях международного гуманитарного права включают в себя, согласно нормам международного права, право жертв на следующее: а) равноправный и эффективный доступ к правосудию; b) адекватное, реальное и быстрое возмещение понесенного ущерба; с) доступ к соответствующей информации о нарушениях прав и механизмах возмещения ущерба».
Определенную сложность вызывает и понимание права на средства правовой защиты и возмещение ущерба в официальных языках ООН. Так, английский термин «средства правовой защиты» включает в себя два компонента:
- процедурный (иными словами, процесс рассмотрения жалобы или факта нарушения прав человека соответствующим уполномоченным органом);
- репарационный (т.е. возмещение причиненного жертве ущерба).
В международном праве и национальных законодательствах применяются и другие термины для обозначения средств правовой защиты и возмещения ущерба, частично из- за отсутствия единого и четкого эквивалента во французском и других официальных языках ООН. Во французском и испанском языках термин «recours» или «recurso», соответственно, обычно используется для обозначения только процессуальной защиты. Данное положение явствует из текстов Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в которых процедурное право на средства правовой защиты и право на возмещение ущерба гарантируется в различных нормах.
Однако ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. охватывает только средства правовой защиты, и ее формулировка, особенно на французском и испанском языках, не относится к отдельному праву на возмещение ущерба. Тем не менее, в п. 16 замечания общего порядка № 31 [80] «Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства - участники Пакта» Комитет по правам человека ООН отметил следующее: «...Без обеспечения возмещения лицам, права которых, признаваемые в Пакте, были нарушены, обязательство обеспечения эффективного средства судебной защиты, занимающее центральное место в обеспечении эффективности пункта 3 статьи 2, останется невыполненным.».
Латинская формула «ibi jus ibi remedium» («где есть право, там есть и его защита»), приходится с сожалением констатировать, не всегда неукоснительно соблюдается на практике.
Между тем, концепция права на правовую защиту и возмещение ущерба зафиксирована в различного рода положениях международного и национального права, более того, так или иначе применяется судами различной компетенции.
Универсальные и региональные международные договоры гарантирует право на эффективное средство правовой защиты для всех лиц, чьи права предположительно были нарушены. Право на средства правовой защиты и возмещение ущерба являются одними из наиболее фундаментальных и важнейших прав, без соблюдения которых не представляется возможной эффективная защита всех других прав человека. Комитет по правам человека ООН действительно подчеркнул в п. 14 своего замечания общего порядка № 29 «Отступление от прав в связи с чрезвычайным положением», что право на правовую защиту является «договорным обязательством», вытекающим из всего Пакта в целом, и что даже в период чрезвычайного положения, государство-участник должно выполнять основные обязательства, в соответствии с п. 3 ст. 2 Пакта, обеспечить эффективные средства правовой защиты.
Ряд специалистов под видами возмещения ущерба понимают действие или процесс обеспечения средств правовой защиты, или же сами средства правовой защиты. Таким образом, констатируем тенденцию слияния в единое целое права на средства правовой защиты и право на возмещение ущерба.
В контексте вопросов международной ответственности государств за нарушения прав человека право на правовую защиту, в большинстве случаев, понимается в смысле возмещения ущерба жертве правонарушения. Возмещение в целом представляет собой усилия государства по восстановлению нарушенного действиями его органов или должностных лиц права, устранению последствий такого правонарушения.
Основные принципы и руководящие положения ООН выделяют следующие виды возмещения ущерба: реституция, компенсация, сатисфакция, реабилитация и гарантии неповторения случившегося. Ряд исследователей исключают из этого перечня сатисфакцию, как не представляющую отдельный вид возмещения ущерба, но рассматривают ее в качестве дополнения к прочим видам. Невозможно также не отметить в корне неверное понимание компенсации как единственного вида возмещения ущерба, хотя и наиболее распространенного.
Компенсация как вид возмещения за причиненный ущерб является материальной формой возмещения ущерба, причиненного физическому или психологическому состоянию человека. Сатисфакция, в свою очередь, направлена на возмещение морального ущерба, и, что не менее важно, также на восстановление в пределах допустимого достоинства и репутации лицу, пострадавшему от нарушения его/ее прав.
В ряде случаев международные суды в своих решениях определяли, что сам факт признания беспристрастным и независимым судом действительности нарушения прав человека уже само по себе является сатисфакцией. Между тем, Межамериканский суд по правам человека утверждает, что в случаях грубых и массовых нарушений прав человека, недостаточно только признания или осуждения для справедливого возмещения ущерба, понесенного жертвами. Следовательно, необходима адекватная компенсация.
В соответствии с Основными принципами и руководящими положениями ООН сатисфакция включает в себя ряд такие меры, как: прекращение продолжающихся нарушений; проверку фактов и обнародование правды, за исключением случаев, когда подобное действие может причинить дополнительный ущерб жертвам нарушений; поиск местонахождения исчезнувших лиц, а также опознание и перезахоронение убитых; официальное заявление или судебное решение, восстанавливающее достоинство и репутацию, а также прав жертв; принесение публичных извинений, включая признание ответственности; судебные и административные санкции в отношении лиц, признанных ответственными за нарушения прав; поминовение и воздание должного памяти жертв; внесение информации о фактах правонарушений в учебные программы по международным нормам в области прав человека, а также в учебные пособия.
Немаловажным является не только поиск и признание правды, но и факта нарушения прав человека и обязательства нести ответственность за него. Таким образом, представляется ключевым принцип расследования и установления истины по каждому конкретному случаю правонарушения. Основные принципы и руководящие положения ООН включают «проверку фактов и полное и публичное обнародование правды при условии, что такое обнародование не причинит дополнительного ущерба или не поставит под угрозу безопасность и интересы жертв, их родственников, свидетелей или лиц, которые осуществляли вмешательство с целью оказания помощи жертвам или предотвращения дальнейших нарушений» (ст. IX, 22 b), а также «принесение публичных извинений, в том числе признание фактов и ответственности», «включение точной информации о совершенных нарушениях в учебные программы по международным нормам в области прав человека и международного гуманитарного права и в учебные пособия всех уровней» (ст. IX, 22 h).
Иными словами, поиск правды, ее публичное признание и обнародование, вкупе с наложением ответственности за нарушение прав человека, является восстановлением прав с моральной точки зрения, или нематериальным возмещением ущерба, т.е. сатисфакцией. Более того, наказание виновных за правонарушение также является одним из элементов сатисфакции (ст. IX, п. 22 f).
Кроме проведения расследования фактов нарушения прав человека и поиска правды, публичное признание, принесение извинений и признание ответственности являются важными аспектами возмещения ущерба. В таком ключе Основные принципы и руководящие положения ООН рекомендуют организациям, оперирующим в области защиты прав человека, публиковать свои доклады с целью доступа к ним широкой общественности.
Принесение публичных соболезнований или извинений носит символический характер, но важно то, что оно адресовано современному и будущим поколениям, как наглядное указание того, что не должно более повториться.
Как итог, главной задачей сатисфакции, как вида возмещения ущерба, является восстановление достоинства, психологического здоровья, чести и репутации пострадавшей стороны в результате нарушения международных норм прав человека.
Основные принципы и руководящие положения ООН понимают под прекращением продолжающихся нарушений и гарантиями неповторения случившегося отдельные виды возмещения ущерба (ст. IX, п. 23), хотя, при этом, прекращение нарушений относится к формам сатисфакции (ст. IX, п. 22 a).
Несмотря на то, что в Проекте статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния прекращение продолжающихся нарушений и гарантии неповто- рения случившегося исключены из понимания возмещения ущерба (ст. 30), Комиссия международного права ООН все же утверждала, что прекращение нарушения международных обязательств и гарантии по неповторению случившегося являются «аспектами восстановления правовых отношений, пострадавших от нарушения» ( п. 1 b ст. 30).
Иногда прекращение нарушения частично совпадает с реституцией, особенно, в случаях лишения собственности. Но все же, в отличие от реституции, прекращение нарушений не ограничено пропорциональностью. Так, реституция применима, только если возможна, а прекращение нарушений может использоваться в любом случае.
В соответствии с положениями Основных принципов и руководящих положений ООН гарантии неповторения случившегося содержат следующие меры, которые направлены на предотвращение нарушений: обеспечение эффективного гражданского контроля за вооруженными силами и службами безопасности; обеспечение соответствия международным нормам гражданских и военных судебных процедур; укрепление независимости судебных органов; защита лиц, занимающихся юридическими и медицинскими вопросами, работающих в средствах массовой информации и правозащитников; организация постоянной деятельности по информированию общественности и соответствующих должностных лиц о международных нормах в области прав человека и международного гуманитарного права; содействие соблюдению кодексов поведения и этических норм, в частности международных норм, государственными служащими, в том числе работниками правоохранительных органов, исправительных учреждений, средств массовой информации, медицинских учреждений, психологических и социальных служб, военнослужащими, а также работниками предприятий экономического профиля; создание механизмов контроля и предупреждения социальных конфликтов и их урегулирования; пересмотр и реформирование национального законодательства.
Гарантии неповторения случившегося также охватывают структурные изменения, которые могут быть достигнуты с помощью принятия соответствующих законодательных мер. Комитет по правам человека ООН в ст. 2 своего замечания общего порядка № 31 [80] «Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства - участники Пакта» подтвердил необходимость принятия законодательства, как первого шага к достижению гарантии неповторения нарушений прав человека, и в дополнение, приведения своего национального законодательства в соответствие с положениями международного права.
Для предотвращения дальнейших правонарушений лицам, находящимся под угрозой нарушения их прав, должны быть предоставлены особые меры защиты. К таким лицам можно отнести правозащитников, работников средств массовой информации и иных лиц, работающих в области защиты прав человека.
Исходя из норм соответствующих международных механизмов, государства обязаны не только обеспечить, но и гарантировать эффективную правовую защиту жертвам нарушений прав человека. Наиболее часто в специальной литературе применяется термин «возмещение» для обозначения средств правовой защиты пи нарушении прав человека.
Однако адекватное выполнение обязательства по предоставлению права на правовую защиту и возмещение ущерба жертвам нарушений прав человека должно сопровождаться, прежде всего, усилиями государств, как на национальной, так и на международной арене, по созданию соответствующих процедур и специальных механизмов, доступных для пострадавших от правонарушений.
В данном вопросе нельзя не обратиться к одному из важнейших средств правовой защиты, которое также выделено Основными принципами и руководящими положениями ООН, а именно, право на доступ к правосудию. Как национальное законодательство, так и международное в обязательном порядке закрепляют за каждым человеком возможность обратиться в соответствующие судебные или административные органы за защитой своих прав. Национальные и международные компетентные органы, в свою очередь, должны обладать таким качествами, как беспристрастность, независимость и справедливость при разрешении вопросов, связанных с нарушением прав человека.
Государства, таким образом, в лице своих уполномоченных структур берут на себя обязательство по расследованию каждого факта нарушения прав человека, преследовать виновных лиц, определять ответственность правонарушителей, а также восстанавливать нарушенное право. Отказ в предоставлении доступа к правосудию или же создание заведомо неблагоприятных условий для жертвы правонарушения при прохождении процедуры рассмотрения дела является прямым показателем отсутствия в государстве правосудия как такового.
Право на доступ к правосудию включает в себя, как было отмечено выше, и эффективные процедуры возмещения причиненного ущерба. Применение того или иного вида возмещения ущерба зависит от обстоятельств каждого конкретного случая, однако необходимо соблюдать минимальный стандарт, определяющий условия использования каждого из видов возмещения ущерба.
Представляется, что основной целью права на правовую защиту является по возможности полное исправление ущерба, причиненного жертве правонарушения, т.е. восстановление справедливости. При определении вины в каждом конкретном случае обращаются к моральной стороне вопроса.
Комитет по правам человека ООН в п. 15 замечания общего порядка № 31 [80] «Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства - участники Пакта» подчеркнул, что эффективные средства правовой защиты включают в себя прекращение, возмещение и предотвращение повторяющихся нарушений. Межамериканский суд, Африканская комиссия по правам человека и народов, а также Европейский суд по правам человека подтвердили, что же эффективные средства правовой защиты должны быть способны обеспечить возмещение причиненного ущерба. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин указал, что средства правовой защиты и компенсационные средства являются частью системы эффективных средств правовой защиты.
Комитет по ликвидации расовой дискриминации пояснил, что требование потерпевшего о компенсации должно быть рассмотрено в каждом случае, в том числе, в случаях, когда жертве не было нанесено физическое увечье, но был причинен ущерб достоинству и репутации. Европейский суд счел, что средство правовой защиты должно быть в состоянии восстановить нарушенное право в том или ином виде.
Главными чертами репарационной практики возмещения причиненного ущерба являются: равность сторон; одна из сторон заведомо является (предполагаемым) правонарушителем; конечный итог процесса включает в себя восстановление жертвы в своих правах, иными словами, положении, предшествовавшему нарушению права.
Таким образом, цель права на правовую защиту и права на возмещение ущерба - в достижении вполне определенных результатов, устранении нарушения, и, как следствие, приведении в должный вид морального аспекта.
Во всех случаях применимое средство правовой защиты должно быть практичным, эффективным и явным: оно должно быть эффективным, оперативным и доступным; оно должно исходить от независимого органа; жертва должна иметь доступ к юридическому представителю/адвокату, при необходимости, юридическая помощь должна оказываться на безвозмездной основе; средство правовой защиты должно вести к восстановлению нарушенного права, в том числе к возмещению и компенсации; право на оперативное, эффективное и беспристрастное расследование фактов предполагаемого нарушения права человека является неотъемлемой частью права на правовую защиту; средство правовой защиты должно применяться, по возможности, быстро; особое внимание уделяется случаям грубых, систематических и массовых нарушений прав человека.
Ввиду того, что компенсация представляет собой наиболее часто используемое средство возмещения ущерба, представляется необходимым установить ясные очертания процедуры определения точного размера суммы компенсации жертвам нарушения прав человека, чтобы не допустить возможности предоставления неадекватной каждому случаю компенсации.
Тем не менее широкая практика применения компенсации не должна сводить к минимуму значение прочих видов возмещения ущерба. Представляется, что начальной задачей права на правовую защиту и возмещение ущерба должна быть вовсе не компенсация, иными словами, только передача конкретной денежной суммы, но восстановление нарушенных прав.
Права человека