Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Теория права и государства Правовое пространство как объект аксиологического исследования

Правовое пространство как объект аксиологического исследования

 

Правовое пространство как объект аксиологического исследования





ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Азизова В.Т.

Целью данной статьи является исследование аксиологического аспекта правового пространства государства. Основными методами достижения результатов являются формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, отдельные логические приемы. Статья носит теоретический характер и исследует отдельные аспекты аксиологической составляющей правового пространства. Теоретическая значимость состоит в определении аксиологического значения правового пространства, которое заключается в установлении для субъектов правового пространства пределов (границ) правового регулирования, в закреплении баланса между различными правовыми ценностями, в концентрации оптимальных правовых средств, присущих правовым системам развитых демократических стран.


В условиях правового плюрализма, охватывающего все сферы правовой жизни государства, неизбежно возникает вопрос о многоуровневости и многообразии подходов к раз­личным правовым явлениям. Нынешняя ситуация такова, что в рамках современных правовых исследований переплетаются как четко структурированные и доступные для понимания схе­мы анализа правовых явлений, так и максимально абстракт­ные, не связанные с реальной правовой действительностью подходы. Такое положение в современной юриспруденции обусловлено, прежде всего, различными подходами в право- понимании, что неизбежно влечет разнообразие подходов ко всем правовым дефинициям и явлениям.

Правовой плюрализм способствует разностороннему анализу правовых явлений, одним из которых является право­вое пространство. Данное понятие является достаточно новым в рамках правотворческой юридической техники и нормот­ворческой деятельности, что влечет необходимость не только исследования указанного понятия, но и анализа его в рамках методологического разнообразия и различных аспектах.




Правовая природа дефиниции «правовое пространство» в условиях современного государства носит преимуществен­но позитивистский характер, поскольку обеспечение единого правового пространства РФ, являясь одной из основных задач государства в сфере сохранения территориальной целостности и суверенитета, представляет собой определенный процесс, имеющий целью упорядочение российского законодательства на различных уровнях правового регулирования. Закрепление указанной задачи в форме приоритетной на современном эта­пе развития российской государственности осуществляется на базе не законодательного, а подзаконного регулирования, в частности, на основе указов, приказов, распоряжений и т.п.

Активное развитие культурологических исследований правовых явлений свидетельствует о том, что создание кон­струкции правового пространства неизбежно должно основы­ваться в том числе на научных изысканиях в сфере аксиоло­гии права. Актуализация аксиологического аспекта правового пространства наиболее четко проявляется в моменты стагна­ции системы законодательства, в рамках которой на конкрет­ный момент исторического развития государства урегулирова­ны основные общественные отношения. В указанной ситуации приоритетными становятся поисковые исследования и при­менение к предмету изучения ранее не применяемых спосо­бов и подходов.



Для целостного понимания феномена правового про­странства в современной правовой действительности следует исходить из сплава (конгломерата) нормативистского, есте­ственно-правового и аксиологического подходов. Как справед­ливо отмечает Ю. А. Гаврилова, совместить различные под­ходы к смыслу права можно терминологически, используя понятие «концепт», структурно включающее как правовые нормы, так и правовые ценности, при этом ценности пре­имущественно представляются как абстрактные идеи и вооб­ражаемые предметы. Следует согласиться с Г. А. Головченко, что ценностями права «могут быть лишь те ценности, которые имеют место в действительности или могут быть в реальном будущем, необходимость нормативного закрепления кото­рых обусловлена социальным опытом». Ценности, как осно­вополагающая основа (основной структурный элемент) акси­ологии, представлены и реализуются путем разнообразных культурологических механизмов, к которым можно отнести и правила поведения, воплощенные в нормах права. Закреплен­ные нормами права ценности трансформируются в элементы государственно-правовой политики, социокультурные, смыс­ловые параметры правового развития общества и смысловые регулятивы поведения и деятельности личности в правовом пространстве.

Н. С. Цинцадзе, анализируя многоаспектность аксиологи­ческих подходов к исследованию правовых явлений, утверж­дает сложность точного определения содержания аксиосферы права, отмечая отсутствие единого общепризнанного теоретико-методологического подхода и концептуальной платформы для обобщенного исследования правовых проблем.

Правовой аксиологией право рассматривается как цен­ность и ценности права. Одной из особенностей правового пространства в рассматриваемом нами аспекте является такой его признак, как нормативность, которая, в свою очередь, явля­ется ценностной категорией.


Применительно к понятию правового пространства в аксиологическом аспекте можно говорить, на наш взгляд, только о его широком динамическом понимании, посколь­ку узкое статическое понимание правового пространства реализуется в рамках юридического позитивизма. В широ­ком смысле правовое пространство связано с определением единых по характеру не только правовых предписаний, но и социальных условий единых ценностей для их реализации в рамках определенной территории (пространства). В этом - широком - смысле оно тесно связано с механизмом пра­вового регулирования, с социально-политическими, эко­номическими, организационными и другими условиями реализации права. К ним необходимо отнести меры по вы­равниванию социально-экономического положения субъек­тов и других территориальных образований, повсеместному улучшению социально-экономических условий жизни на­рода, обеспечению условий для духовно-культурного раз­вития с учетом национальных особенностей, по интеграции российского общества в общемировое пространство, разви­тию информационных технологий и т.д.

На современном этапе развития российской государ­ственности преимущественно решаются задачи, связанные с обеспечением единого правового пространства в узком (по­зитивистском) смысле, т.е. с созданием единого по сути, не противоречащего Конституции РФ законодательства. Обеспе­чение единого правового пространства в широком (аксиоло­гическом) смысле - задача более масштабная и сравнительно трудная.


Правовое пространство представляет собой ту сферу со­циального пространства, на которую распространяется дей­ствие норм права, составляющего «ценностно-нормативную систему, влияющую на поведение участников социальных отношений в обществе, которые вследствие этого стали одно­временно и правовыми отношениями». Ценностный аспект правовых явлений в целом и правового пространства в част­ности, определяется достаточной и необходимой свободой выбора человеком своего поведения в процессе достижения конкретных целей.

Правовое пространство как правовую категорию мож­но представить как концепт, включающий интерпретацию, сохранение, воспроизведение, передачу и иные действия по отношению к конкретной правовой действительности (в рамках конкретного государственного образования), кото­рая необходима для удовлетворения стремления человека к свободе, благополучию, счастью. Индивидуальные субъек­ты права в условиях современной государственности опира­ются в своей деятельности на собственные ценностные ори­ентиры и добровольно реализуют только те нормы, которые приобрели для них ценностное значение, поэтому законо­датель в процессе совершенствования правового простран­ства заинтересован в том, чтобы правовые нормы станови­лись необходимой правовой ценностью каждого индивида. В этом плане проблемным вопросом выступает возмож­ность единой оценки поведения, заключенной в правовой норме, поскольку «оценка поведения и правовых ценностей различается у разных людей и разных групп». Кроме того, в зависимости от конкретной государственно-политической ситуации, определенного политического режима и уровня правовой культуры может эволюционировать и система ценностей.


Очевидно, что понятие правовой системы шире понятия правового пространства. По мнению Е. Н. Мороз, «правовая система представляет собой пирамиду, вершину которой со­ставляют нормативные предписания, взятые из источников права, в широком основании же ее находятся традиции, кон- венциализация и ценности». Ч. Варга включает ценностный элемент в правовую систему, обосновывая тем самым аксиоло­гический фундамент правового регулирования.

История России характеризуется неоднородностью пра­вовых регламентаций в различных регионах. Так, в жестко унифицированной правовой системе при всей ее гомогенно­сти в принципиальных вопросах определенными отличиями обладали правовые системы прежних советских республик. Эти различия были обусловлены учетом традиций народов и этнических групп, особенностями культурного и экономи­ческого развития. Если право не в полной мере учитывало традиции и обычаи народов, то эти традиции все равно ока­зывали свое воздействие на всю общественную жизнь этих ре­гионов. Тем не менее такие элементы чуждых правовых систем не нарушали целостности единого правового пространства го­сударства.


Воздействие национальной правовой системы на обеспе­чение единого правового пространства невозможно оценить однозначно. Влияние национальной правовой системы на обе­спечение единого правового пространства можно признать позитивным в случае совпадения территориальных пределов функционирования единого правового пространства и право­вой системы, при этом последняя не должна включать в себя другие правовые системы. В наибольшей степени это харак­терно для унитарных государств, так как в этом случае влия­ние правовой системы проявляется в создании и фиксации норм права, которые, очевидно, будут едиными и по сути, и по юридической форме. Кроме того, национальная правовая система обладает дополнительным механизмом по обеспече­нию единого правового пространства не только через единую систему государственных органов, но и с помощью правосо­знания и правовой культуры, а также характеризуется опре­деленным единством правовых ценностей. Однако нацио­нальная правовая система может быть и дестабилизирующим фактором и оказывать негативное воздействие на обеспечение единого правового пространства. Эта ситуация была реализована в Российской Федерации в начале 90-х гг., когда не только возникли правовые системы субъектов Федерации, но и от­дельные правовые системы были осознаны субъектами как на­циональные.


Таким образом, аксиологическая составляющая право­вого пространства может быть рассмотрена через следующие аспекты:

- правовые ценности структурируют правовое простран­ство как по вертикали (с учетом иерархии законодательства федеративного государства), так и по горизонтали (по пред­мету правового регулирования);

- правовое пространство, будучи достаточно четко струк­турированным и имеющим императивный характер, закре­пляет систему правовых ценностей, которая, в свою очередь, преимущественно диспозитивна;

- правовое пространство закрепляет модель поведения, обязательную для всех субъектов права, при этом с позиции ценности данная модель не может рассматриваться как иде­ал или высшая форма ценностного регулирования, в то время как ценность, принятая индивидуальным субъектом в качестве собственной, адаптированной, представляет собой наиболее предпочтительную модель поведения;

- правовое пространство и правовая ценность в опреде­ленных условиях могут представляться как форма и содержа­ние, при этом содержание составляют «цели и смысл чело­веческой деятельности в сфере права», а форма - способы и средства ее осуществления.


Правовое пространство в аксиологическом аспекте представляется как структурированный инструмент фик­сации правил поведения, которые формально закреплены, признаются обществом ценными, полезными и важными. Ценность правового пространства государства содержатель­но определяется ценностью закона, отсутствием внутренних противоречий в рамках правового регулирования, противо­стоит режиму произвола и беззаконности, содержит кон­структивный потенциал специфического социокультурного регулятора.



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info