Понятие и правовая природа юридических услуг по законодательству Российской Федерации
![]() |
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Ильяшенко К. В. В статье предлагается авторское понятие юридической услуги, затрагиваются проблемы, связанные с данным правовым институтом. В том числе автор обращает внимание на такие понятия как «правовые услуги» и «юридическая помощь». |
Конституция РФ провозглашает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений отметил, что право каждого на получение квалифицированной юридической помощи служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции РФ прав и свобод, в частности на защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ст. 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123), находится во взаимосвязи с ними и не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах.
Сегодня потребность в юридической помощи неуклонно растет как в сфере предпринимательской деятельности, так и в иных сферах общественной жизни, не связанных с предпринимательством. Данная тенденция во многом обусловлена возрастанием роли права в жизни российского общества.
Важнейшей формой оказания юридической помощи выступают юридические услуги, посредством которых граждане реализуют различные конституционные права (например, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилье, право на судебную защиту прав и свобод и др.).
Как отмечает в своем исследовании Л. Б. Ситдикова, в настоящее время судебная практика показывает, что юридическими услугами хотя бы раз в жизни пользуется практически каждый гражданин, и актуальность исследования данной темы особенно в последнее время для юристов-практиков очевидна.
Считаем, что юридические услуги «служат» на благо не только отдельных граждан, но и всего общества в целом. Например, институт профессионального судебного представительства помогает не только физическим и юридическим лицам защищать в суде свои права и отстаивать свои интересы, но и способствует эффективности правосудия. Как отмечает в своем диссертационном исследовании М. В. Богомолов, анализ судебной практики судов различной юрисдикции и разных уровней показывает, что участие в судебном процессе представителя сокращает время, необходимое для рассмотрения дела, снижает вероятность возникновения судебных ошибок при рассмотрении дела (при условии квалифицированности судебного представителя), уменьшает нагрузку на судебные органы, имеет ряд других полезных эффектов.
От качества оказанных юридических услуг подчас зависит судьба человека (защита его чести, достоинства, деловой репутации, имущественное положение человека). Безответственность и отсутствие надлежащего правового регулирования в указанной сфере могут обернуться бедами как для конкретного гражданина, так и для российского общества в целом.
Несмотря на важность рассматриваемого правового института, на сегодняшний день в данной сфере остается нерешенным множество проблем. Так, отсутствует легальное определение термина «юридическая услуга», отсутствует должное правовое регулирование отношений по оказанию юридических услуг юридическими фирмами и индивидуальными предпринимателями, не принят специальный нормативный акт, регулирующий деятельность по оказанию юридических услуг вне адвокатуры, отсутствуют стандарты и правила оказания юридических услуг, обязательные для соблюдения субъектами юридического консалтинга, имеют место иные проблемы.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ под услугами понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем по заданию заказчика. А что же такое «юридическая услуга»?
В доктрине гражданского права существует несколько определений юридической услуги, но, как видится, ни одно из них нельзя признать приемлемым.
По мнению ряда авторов, под юридической услугой следует понимать «...юридически значимые действия, то есть действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей»4. Данное понятие, на наш взгляд, не охватывает такие юридические услуги, как устная или письменная юридическая консультация, подготовка и составление любых юридически значимых документов, в том числе заявлений, жалоб, ходатайств и др.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Следовательно, неотъемлемым атрибутом отношений по оказанию юридических услуг является договор об оказании юридических услуг. Указанный договор, в соответствии с ч. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ, как правило, заключается в простой письменной форме.
Исходя из приведенного выше легального определения термина «услуги», нами предлагается следующее определение термина «юридическая услуга»: «Это возмездная деятельность (совокупность действий) исполнителя, осуществляемая на основании договора, по заданию заказчика, с целью содействия в удовлетворении его индивидуальных потребностей, связанных с юриспруденцией и правом, как правило, требующая специального юридического образования».
Высший Арбитражный Суд РФ относит к юридическим услугам, в частности, письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам; проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера и т.д. Распространенным видом юридических услуг выступает представительство и защита интересов юридических и физических лиц в различных судебных и несудебных органах, что, как мы отметили выше, имеет важное значение для правовой жизни общества и для эффективного осуществления правосудия.
В рамках настоящего исследования видится необходимым обратить внимание на понятие «правовая услуга». Данный термин используется в доктринальной литературе и судебной практике наряду с термином «юридическая услуга», что наталкивает на мысль о существовании отдельно от юридических неких правовых услуг. Считаем, что такое предположение не является верным.
Считаем допустимым отождествлять понятия «юридические» и «правовые» услуги, поскольку, по сути, имеется в виду одно и то же - оказание сведущим в области права человеком (исполнителем) услуги заказчику. К тому же семантически слово «юридический» раскрывается через понятие «правовой». Данную точку зрения поддерживает Л. Б. Ситдикова, которая отождествляет юридические и правовые услуги, А. В. Орлов - раскрывает понятие «юридическая помощь» как правовые услуги по низким тарифам или бесплатно.
Данная точка зрения находит свое подтверждение в письме Министерства юстиции РФ от 19 января 1998 г. № 09-27 «О лицензировании платных юридических услуг», в котором понятия «юридические услуга» и «правовые услуги» употребляются как синонимы.
Отметим, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности также не подразделяет услуги в области права на правовые и юридические. Он объединяет в одну группу «деятельность в области права» такие виды деятельности как: представление интересов одной стороны против другой стороны в судах, предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, включая подготовку юридических документов, работу государственных нотариусов, работу патентных поверенных.
Из вышеизложенного видно, что нет оснований для выделения правовых услуг отдельно от юридических.
Интересным видится соотношение понятий «юридическая услуга» и «юридическая помощь». Как отмечает Л. Б. Ситдикова, «.юридические услуги являются формой юридической помощи, которая может оказываться как посредством предоставления юридических услуг (т.е. платная юридическая помощь), так и в форме собственно юридической помощи (бесплатная юридическая помощь), которая оказывается в рамках деятельности государственных органов и должностных лиц, а также в рамках деятельности негосударственных организаций».
Как указывают ученые, «юридические услуги являются объектом гражданско-правовых отношений, в которых имеет место возмездность (т.е. оплата заказчиком действий (деятельности) исполнителя), а оказание собственно юридической помощи находится в сфере конституционных, социальных правоотношений, где потребитель услуги не платит ее исполнителю».
Из сказанного видно, что конституционное положение о праве граждан на квалифицированную юридическую помощь распространяется и на сферу юридических услуг, т.е. на сферу возмездной юридической помощи, что подчеркивает необходимость решить существующие проблемы в данной области.