Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Теория права и государства «Махр» как инструмент регулирования имущественных отношений в мусульманcком семейном праве

«Махр» как инструмент регулирования имущественных отношений в мусульманcком семейном праве

 

«Махр» как инструмент регулирования имущественных отношений в мусульманcком семейном праве


Мусульманская система правосудия относительно недав­но стала предметом изучения российских специалистов. Лишь с конца 90-х гг. XX в. в отечественное гуманитарное знание, включая и юридическую науку, пришло понимание того, что исследование исламского мира крайне необходимо не только для пополнения интересной и важной информации и обога­щения нашего интеллектуально наследия, но и для правиль­ного осознания тех социально-политических, экономических и правовых трансформаций, которые происходят на всем ев­разийском пространстве. Говоря другими словами, в россий­ском академическом сообществе наметилась положительная, на наш взгляд, тенденция, нацеленная на изучение исламского мира, исследование тех законов, по которым он развивается. Безусловно, актуализация рассматриваемых вопросов в рос­сийской гуманитарной науке, в том числе и в правоведении, будет только способствовать укреплению евразийской циви­лизации. Более того, добавим, что, как справедливо отмечают российские исследователи, «умение распознавать вызовы, ко­торые несут в себе те или иные течения любой религиозной правовой концепции, нейтрализация этих вызовов - это дале­ко не полный перечень тех проблем, на которые необходимо искать ответы отечественным правоведам».

Несмотря, на то, что исламская правовая доктрина в по­следние годы стала предметом пристального изучения рос­сийских исследователей, такая важная часть данной доктрины, как семейно-брачные отношения, все еще остается «за бор­том» серьезного научного исследования. Учитывая, что «се­мья - это микрокосм культуры, культуры бытовой», или, как говорили еще совсем недавно - «ячейка общества», в рамках которой формируется современная личность, семейно-брач­ное законодательство, в том числе и то, которое регулирова­ло на протяжении многих веков жизнь восточных на­родов, не должно оставать­ся без должного внимания.

Более того, понимание того факта, что семья российских мусульман всего лишь ме­нее чем одно столетие назад

строилась согласно положениям различных правовых школ, оформившихся как в рамках суннизма, так и согласно нормам шиизма, только придает особую актуальность затрагиваемой в данном исследовании проблеме.

Как известно, в супружестве тесно переплетены личные и имущественные интересы. «Имущественные правоотно­шения супругов - это урегулированные нормами семейного и гражданского права общественные отношения, складыва­ющиеся между супругами по поводу нажитого в браке иму­щества и взаимного предоставления содержания». В россий­ском правоведении принято рассматривать имущественные правоотношения между супругами в двух ипостасях: в рамках отношений, оформленных на базе нажитого в период брака материального достатка, а также в рамках отношений, возни­кающих на базе взаимного материального содержания. Доба­вим, что материальное содержание обычно рассматривается сквозь призму алиментных обязательств. Все исследователи мусульманского законодательства склонны считать, что со­держание или, как пишут в собственно восточной научной ли­тературе, «вознаграждение», выплачиваемое мужем в пользу жены, обеспечение ее материальным достатком - это одно из ключевых положений исламской правовой доктрины в той ее части, которая касается семьи и брака.

Одним из инструментов регулирования имущественных правоотношений в исламской семье является так называемый махр, который представляет собой разовое денежное возна­граждение, выплачиваемое женихом невесте после заключе­ния брака. Раннесредневековыми мыслителями-правоведами всех правовых школ был достигнут консенсус на предмет того, в какой форме выплаченный махр считался действительным. Согласно общепринятому положению, данный вид возна­граждения мог принимать любую материальную форму, ко­торая соответствовала таким понятиям, как «деньги», «недви­жимость» или «драгоценные украшения».

Махр мог быть выплачен после заключение брака, а так­же в рассрочку. Как правило, условия и форма выплаты махра оговаривались между сторонами жениха и невесты заранее. Форма договоренности могла быть как письменной, так и уст­ной. Однако устная договоренность требовала присутствие свидетелей. Необходимо различать махр от других видов вы­плат в восточном семейном праве, таких, как например, ка­лым или башлык. Отличительной чертой махра является то, что право собственности на объект вознаграждения переходи­ло исключительно к уже ставшей замужней женщине, а не к ее родителям или ожидаемому потомству. Как справедливо отмечают российские исследователи мусульманского права: «Махр, если иное не указано в договоре, переходит в собствен­ность жены сразу после заключения брака, и она получает право распоряжаться им по собственному усмотрению».

Обычное право многих народов содержало положения, согласно которым, выходящая замуж женщина получала ма­териальное вознаграждение со стороны будущего супруга или его семьи. Так, например, в европейском правовом обы­чае закрепились термины «brideprice», и «bridewealth», что в переводе означают примерно «цена за невесту». Добавим, что достаточно близки по своей содержательности такие понятия как «dower», или «dowry», обозначающие материальное обе­спечение, выплачиваемое в пользу вступающих в брак со сто­роны семьи невесты.

Как известно, арабы, принявшие ислам в первой по­ловине VII в., в своей системе правосудия достаточно многое переняли у арабов-язычников, живших по нормам обычного кочевого права, а также у персов, имевших богатые традиции сасанидского прошлого. Считается, что определенное воздей­ствие на жизнь аравийских мусульман оказали иудеи и хри­стиане, населявшие богатые прибрежные города полуострова.

Согласно положениям иудейского права, замужество молодых людей определялось волей и желаниями их отцов. Брак свидетельствовался присутствием представителем тре­тьей стороны, не являющейся родственной. В ходе церемонии жених при свидетелях обязывался обеспечивать будущую су­пругу материально и заявлял о выплате ей содержания. Дан­ное вознаграждение получило название мохар, достаточно со­звучное рассматриваемому нами понятию. В период раннего средневековья, как отмечают исследователи, заранее огова­риваемая часть мохара выплачивалась отцу невесты, что от­личает иудейскую форму вознаграждения от мусульманской. Добавим также, что согласно нормам иудейского семейного права, вступающий в брак мужчина, не имеющий возмож­ности выплатить мохар, как правило, обязывался работать на отца невесты в течение определенного времени, что также от­личало иудейское право от мусульманского.

Нечто похожее на махр было характерно и для правовых норм древних арабов, которые, как известно, были язычника­ми и вели кочевой образ жизни. Интересно, что в случае не­выплаты содержания в пользу невесты в течение оговоренного срока, брак автоматически считался расторгнутым. В древнеа­рабском праве также допускалось, что рассматриваемое нами содержание могло быть выплачено не только невесте, но и тре­тьему лицу в полном объеме.

Достаточно близкая по своей содержательности тради­ция наблюдалась и в древнетюркском обычном праве. У на­родов Средней Азии, Северного Кавказа, Южного Урала, По­волжья и Западной Сибири рассматриваемая нами форма содержания именовалась калым, о котором уже говорилось выше. Считается, что впервые калым нашел свое применение в уйгурском обычном праве. Наиболее важной отличительной чертой калыма от махра является то, что древнетюркские воз­награждение выплачивалось родителям невесты.

Как отмечают исследователи семейного исламского пра­ва, махр в период раннего средневековья носил двоякий харак­тер. С одной стороны, он «символизировал те теплые чувства, который испытывал мужчина к своей избраннице», с другой -    служил гарантом того, что женщина, в случае потери мужа, не останется без материального достатка. Напомним, что в пе­риод сложения мусульманского права Арабский халифат вел нескончаемые войны за новые сферы влияния, в результате чего, смерть молодого и только что вступившего в брак воина воспринималась как обыденное явление повседневной жизни общины.

Ссылками на выплату махра изобилуют основные источ­ники исламского законодательства, особенно Сунна. Так неко­торые хадисы гласят: «Когда берете в жены новую женщину, заплатите ей за этот поступок от всего сердца. Если и жен­щина вознаградит вас подарком, не отказывайтесь от него». Более того, считается, что многочисленные хадисы изобилуют фактами, повествующими о том, что браки в начале VII в. за­ключались с напутствиями Мухаммада, одобрявшего выплату содержания выходившей замуж женщине. «Мухаммад, при котором заключался брак, как-то спросил вступающего в брак мусульманина, что он может подарить своей избраннице. Уз­нав, что у жениха нет денег, Мухаммад сказал, что невесте же­лательно подарить хотя-бы кольцо».

Тем не менее, исследователи отмечают, что махр - это «не обязательство для заключения брака, это всего лишь воз­можный его итог». Как уже отмечалось выше, обычно сумму махра и форму его выплаты оговаривают накануне свадьбы. Однако брак, заключенный без выплаты махра также считался действительным. В случае неуплаты женихом махра в пользу невесты, об этом должно быть договорено заранее. Необходи­мо добавить, что не во всех правовых школах исламского права возможность неуплаты махра считалась легитимной. Так, на­пример, маликиты придерживались точки зрения, согласно которой, данная форма содержания должна быть выплачена обязательно после первой интимной близости молодоженов.

Некоторые правовые школы признавали махр, если он не оговаривался заранее между представителями жениха и невесты. В зависимости от этого, данный вид вознаграждения именовался по-разному. Так, например, махр, сумма которого была оговорена заранее назывался «определенным махром» (mehr-i musemma). Махр, о котором оговорено заранее не было, получил название «схожий махр» (mehr-i misil). Данное название объясняется тем, что супруга, претендовавшая на «схожий махр» сама определяла сумму в денежном эквива­ленте или в какой-либо иной форме, исходя из опыта своих ближайших родственниц.

Минимальный размер махра в различных правовых шко­лах также трактовался по-разному. Так, например, нацелен­ные на максимальную экспансию ханафиты, и с этой целью, разработавшие более либеральные, легко воплощающиеся в жизнь правовые положения, считали, что минимальный махр мог быть равен стоимости двух единиц домашнего скота. В на­учной литературе встречается и другая точка зрения, соглас­но которой, минимальный махр в воззрениях приверженцев ханафитской правовой школы был равен десяти серебряным монетам Арабского халифата. Последователи маликитской правовой школы считали, что махр в своем денежном экви­валенте не мог быть ниже одной четвертой золотого динара, или трех серебряных монет. Шафииты и ханбалиты в своих ра­ботах вопросы о размере махра, как правило, не затрагивали. Максимальная граница махра ни в одной из правовых школ не оговаривалась. Многие мыслители-правоведы раннего средне­вековья в своих трактатах особо подчеркивали необходимость придерживаться здравого смысла в данном вопросе. В целом, все правовые школы придерживались того мнения, что всту­пающий в брак мужчина должен ориентироваться прежде всего на традиции и обычаи своего региона.

Согласно разработанным мыслителями-правоведами Ближнего Востока положениям, для того, чтобы замужняя женщина могла претендовать на рассматриваемую нами форму содержания, требовалось соблюдение некоторых усло­вий, одним из которых была необходимость присутствия ин­тимной близости молодоженов. В случае несоблюдения рас­сматриваемого условия вступившая в брак женщина еще не считалась правообладательницей махра. Исключением могли быть непредвидимые обстоятельства, как, например внезап­ная смерть мужа. Все правовое школы исламского права признавали, что в случае расторжения брака до установления интимных отношений между супругами, бывшая жена полу­чала махр в размере половины от оговоренной заранее суммы. Многочисленные хадисы, которые, как известно, в мусульман­ском классическом законодательстве применялись в качестве источника правосудия, свидетельствовали об этом. Более того, если сумма махра заранее не оговаривалась, то есть супруги вступали в брак на условиях так называемого «схожего махра», то разводящаяся супруга получала символическое вознаграж­дение, которое обычно выражалось в форме ювелирного укра­шения, одежды, предметов домашнего быта и т.д. Исламское классическое право регулировало также те положения, соглас­но которым махр женщине не выплачивался. Так, например, в случае заключения так называемого фиктивного брака (fasit evlenme), данная форма содержания женщине не предостав­лялась.

Махр как один из методов регулирования имуществен­ных отношений играл важную роль в системе мусульманско­го правосудия на протяжении многих столетий. Однако и в настоящее время в семейном праве некоторых стран мусуль­манского мира рассматриваемой форме вознаграждения всту­пившей в брак женщины также уделено немалое внимание. Говоря другими словами, те нормы и положения, по которым регулировалась жизнь мусульманской семьи в прошлом, еще не стали историей. Актуальность затронутой темы для россий­ских реалий заключается прежде всего в том, что наша страна представляет собой центр евразийской цивилизации, где так прочно сплелись западное и восточное начала. Усиливающи­еся из года в год миграционные потоки, а также определен­ные внешнеполитические факторы могут стать причиной по­вышения уровня конфликтогенности в нашем обществе. Как уже говорилось выше, умение распознавать и нейтрализовать те вызовы, которые несет в себе стремительно меняющийся мир - одна из важнейших задач отечественных специалистов права. Необходимо также особо подчеркнуть, что семейные отношения в своей природе чрезвычайно статичны, консерва­тивны, они тяжело поддаются переосмыслению и переформа­тированию. В этой связи, как нам видится, усиление работы в сфере семейной политики - одна из важнейших задач нашего государства на современном этапе. Как справедливо отмечают российские исследователи семейного права, «понятие семей­ное политика исторично и существенно зависит от реализации государством экономической и социальной политики». Ду­мается, что дальнейшее изучение норм исламского семейно­го права, исследование тех его положений, которые в той или иной форме не утратили своей актуальности и в современном мире, будут способствовать формированию более взвешенной и актуальной повестки дня отечественной юридической науки.


Теория и история государства и права

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 3 (70) 2014

заказ сайта



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info