Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Теория права и государства Принципы и правовые основы становления теории конституционализма в Республике Казахстан

Принципы и правовые основы становления теории конституционализма в Республике Казахстан

Наука в целом, теории права и, в частности, конституционного права в Республике Казахстан находятся на новом этапе развития после советского периода становления казахской государственности. В настоящее время продолжается процесс позитивного формирования различных направлений в области научного анализа проблем, стоящих перед юридической наукой. Как и все постсоветские государства, так и Республика Казахстан вырабатывает свои научные и практические ориентиры и ценности, направленные на становление и развитие новых направлений в теории права и теории конституционализма.

Становление теории конституционализма связано корнями и закономерностями развития с правовой природой, и связями в целом теории права, в частности, с ее тремя составляющими: теорией правопонимания, теорией правотворчества и теорией правоприменения, что составляет фундаментальную основу самого права и является правообразующей триединой системой как для теории конституционализма, так и других отраслевых теорий и институциональных звеньев правовой системы.

Правовая система Казахстана, система законодательства, принципы права и принципы проявления правовых явлений (законности, правотворчества, правоприменения и т.д.) проникают в дух и материю теории конституционализма.

Начало 1990-х годов ознаменовало для Казахстана начало новых глубоких общественно-политических перемен, мы вступили в новый исторический период – период самостоятельного, суверенного государства, признанного мировым сообществом.

Перемены, происходящие сегодня в казахстанском обществе сложны, так как на смену политическому строю советского типа во главе и в основе, которой стояла партия и господствовала государственная собственность, пришел новый тип- плюралистический с рыночной экономикой и разными формами собственности. Развитое общество характеризуется наибольшей самоорганизацией, т.е. вырабатывается такая модель организации общества и его механизма, при которых взаимосвязанность и взаимообусловленность государственно-правовых явлений представлены в виде единой социальной системы.

В этом свете представляется необходимой разработка понятийного аппарата теории конституционализма, которая продиктована потребностями и нуждами юридической науки и практики, обусловленными глубокими изменениями общественного и политического строя в Казахстане, да и на всем постсоветском пространстве. Одним из приоритетов масштабного преобразования общества является определение наиболее рациональной модели отношений государства, общества и личности, которая приведет к стабильному существованию социальной системы и создаст предпосылки и основы реализации прав и свобод личности. Разработка такой модели позволит обеспечить переход от авторитарного правления к современной либеральной, плюралистической демократии, когда не возникнет потребности в революционных разрушениях, а будет обеспечено путем эволюционирования и реформ при сохранении стабильности и преемственности власти и легитимности правления.

Для наиболее полного представления о научных изысканиях советских ученых-государствоведов в области теории конституционализма, следует обратиться к мнению авторов монографии «История буржуазного конституционализма ХIХ века», в которой впервые была предпринята попытка дать общую характеристику конституционализма в дореволюционной России в контексте общемировых тенденций1. Авторы этой монографии писали, что проблему конституционализма не стоит сводить к наличию или отсутствию в стране писаного документа, в котором зафиксирована форма правления, порядок образования и компетенция высших и местных органов государственной власти и управления, судебное устройство, права и обязанности граждан2. В данном исследовании отражены теории конституционализма, как теоретического знания, как идейно-политического движения, как государственно-правовой практики. Недавнее советское прошлое характеризуется наличием формальной декларации- Конституции Советского государства. В данном контексте мнение советских юристов о том, что для конституционализма имеет существенное значение не только сам факт наличия конституции, но и ее активное влияние на политическую жизнь страны, реальное функционирование конституции в системе действующего законодательства, определяет обращение советской юридической науки к общечеловеческим ценностям.

Середина 80-х годов ХХ века характеризуется кульминацией авторитаризма в Советском Союзе и наличием формальной, декларативной Конституции. Подвергая анализу формирование конституционализма в условиях буржуазной государственности, Л.С. Мамут писал, что конституционализм предполагает конституционно-правовую регламентацию государственного строя и политического режима и, что особо ценно, указывает на необходимость защиты прав и свобод личности в ее взаимоотношениях с государством4. Термин «конституционализм» присутствует в советской конституционной теории, он в рамках идеологических нужд назывался «социалистическим», который было принято признавать «новым, высшим типом конституционализма.

Большую ценность представляет точка зрения, согласно которой понятие «конституционализм» является производным от понятия «конституция»6. Эти понятия условно можно обозначить как схожие. В одном из источников дореволюционной России, конституционализм рассматривался как «конституционное движение в Европе». Возникнув как либерально-демократическое движение в Европе, затем в Америке, конституционализм в конце ХIХ – начале ХХ в. превратился в борьбу за конституционное развитие в России, о чем свидетельствуют работы в направлении конституционного государства ведущими юристами7. Также теоретико-правовые аспекты конституционализма были предметом изучения многих современных ученых. Среди них особняком стоят работы И.М. Степанова, который говорит о конституционализме, как о крупнейшем событии всемирной истории цивилизации.
Наиболее значимые ценности, которыми обогатил конституционализм общегуманитарное сознание, ярко представлены во французской «Декларации прав человека и гражданина 1789 г.». Это, прежде всего, положения, выведенные из общественной практики, такие как: «что не воспрещено законом, то дозволено»; презумпция невиновности, которая представлена теперь почти во всех новых конституциях – «каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное», право на «свободное выражение мыслей и мнений», и многое другое.

Согласно мнению И.М. Степанова, конституционализм- понятие емкое, которое объемлет собой теорию конституции вообще, историю и практику конституционного развития той или иной страны, группы стран и мирового сообщества в целом9. Он связывает становление конституционализма с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими, теологического мировоззрения идеалами просветительства, свободы и равенства. И.М. Степановым выделен конституционализм буржуазный, социалистический, постсоциалистический, или демократический.

Конституционные идеи начала ХХ века представлены в виде четко регламентированных программ, и виднейшие исследователи России, безусловно, внесли неоценимый вклад в развитие концепции конституционализма. Исследователи этого периода констатируют о терминологических расхождениях, поскольку сами современники вкладывали разные смысловые интерпретации в понятия «конституция», «конституционный», «конституционализм».

Следует отметить, что слово «конституция» употреблялось в значении «конституционная монархия»11. Теория правового государства успешно разрабатывалась в начале ХХ века. А.С. Алексеев раскрывал принцип примата права, который: во-первых, подразумевал, что не может быть изменений правопорядка в государстве без участия народного представительства; во-вторых, не должно быть безответственных правительственных актов; в-третьих, должен существовать правильный суд12. В.М. Гессен дает обоснование об однозначности понятий «конституционное государство» и «правовое государство», полагая, что истинно демократическое правовое государство не может не быть парламентарным, поскольку в основе конституционного режима, лежит идея парламентаризма, т.е. участие народа в законодательстве и контроле над исполнением законов.

Эволюция развития идей Российского государства была прервана первой мировой, гражданской войнами, февральской и октябрьской революциями, тем не менее, данный период следует рассматривать как одну из вех политико-правового развития для всех территориальных окраин, в том числе и для Казахстана.

Период постсоветского реформирования повлек за собой осознание гораздо более сложных процессов, и в качестве вектора политико-правового развития стал конституционализм. Множество ученых-исследователей едины во мнении, что конституционализм обуславливает практическое ограничение государственной власти Основным Законом – Конституцией14. Конституционализм легитимирует государственную власть, утверждая ее правомерность, речь при этом надо вести о системе реально действующей Конституции. Реализация принципа народовластия показывает, что именно народу принадлежит вся полнота государственной власти. Однако данное положение не может означать полного одобрения государственной деятельности со стороны всего общества, поскольку такое условие не является практически осуществимым. Конституционализм предполагает принятие этой деятельности со стороны большинства населения при обязательном уважении и защите прав меньшинств. В целом понятие «конституционализм» должно стать центральным в категориальном аппарате современного отечественного государствоведения, в том числе и науке конституционного права. Это отражается в глубинной социальной сущности конституционализма, которая выражается в ограничении произвола власти правом. Теоретической основой является признание всеобщих прав человека и суверенитета народа. Общесоциологическая ценность состоит в официальном закреплении за гражданином как субъектом права, единого и равного исходного статуса и установления механизма его защиты от самого государства, который лимитирует произвол, превращение власти в диктаторскую15. В справочной литературе по конституционному праву, даются следующие определения конституционализма: «правление, ограниченное конституцией; «политическая система, основанная на конституции»; «конституционные методы правления»; и соответственно, «политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя»16. Анализ данных определений, при критическом приближении обращает на себя внимание отсутствием качественных, внутренне присущих конституционализму характеристик, благодаря которым мы воспринимаем конституционализм как явление цивилизации. Первоначальная идея конституционализма, выражающаяся в принципе ограниченного правления, в современных условиях объединяет идею конституционализма. Падение советской системы привело к необходимости поиска новых направлений развития государственности. Представляет существенный интерес определение конституционализма, данное в Справочнике по конституционному праву А.А. Черняковым. Он полагает, что конституционализм – «это состояние конституционной законности и правопорядка в системе общественных отношений, где признаются и обеспечиваются приоритет подлинных прав и свобод человека, верховенство демократической Конституции по отношению к публичной власти, должностным лицам, всем субъектам права»18. По мнению В.Б. Пастухова, конституционализм – это рационализация государств, а его сущность предстает в самоуправлении индивидов19. Он полагает, что конституционализм – более уникальный феномен, нежели универсальный.

Мы солидарны с мнением автора, что конституционализм появился как итог длительной эволюции западной культуры, в результате стечения определенных обстоятельств. В. Кравец полагает, что отождествление правового государства и конституционного государства, свойственное современной немецкой правовой мысли, может привести к определенным заблуждениям20. Логично полагать, вслед за ученым, что конституционное и правовое государство – это не одно и то же, и речь не должна идти о двух сторонах одной проблемы. В юридической литературе еще довольно слабо изучена структура конституционализма. Так, ученые А. Зиновьев, Н. Уткин пытаются выделить элементы конституционализма, его юридических гарантий.
Одним из основных элементов конституционализма является сама Конституция, но наличие Конституции не всегда сопутствует реальному, жизнеспособному конституционализму. Помимо Конституции, к основным элементам конституционализма, А. Зиновьев и Н. Уткин относят законы, суды, уполномоченных по правам человека и общественно-политические организации.

Нормативно-правовой основой конституционализма является наличие официального текста конституции. Конституционализм выражается в том, что посредством конституции закрепляется набор конституционно-правовых институтов.

А.С. Автономовым дается обоснование системно-категориального подхода к решению проблем конституционного права, с использованием определенного круга научных инструментов, не доступных при других подходах. К данному кругу он относит собственную категорию конституционного права – конституционализм.

Как категория, конституционализм востребован в науке конституционного права с момента обращения к общечеловеческим ценностям и идеям. Конституционализм определяется базовым характером. Категория часто являет собой предельное обобщение, соответствующее понятийному ряду, составляя либо его основу, либо его вершину. Необходимо заметить, что среди типовых категорий конституционного права конституционализм представляет собой интегрирующую категорию, которая выстраивает понятийную систему науки конституционного права, как в аспекте ее компонентов, так и с позиции складывающихся отношений.

Мы полагаем, что в современном казахстанском государствоведении конституционализм должен стать одной из центральных категорий, и призван отражать как сам реальный конституционный строй, так и систему идей, заложенных в нем. Область данной категории формируется посредством теории конституционализма как важнейшего основополагающего элемента теории конституционного права. Утверждение конституционализма как составной части общенациональной идеи, и как компонента государственной идеологии позволяет выделить в этом смысле особую актуальность. Данное представление соответствует положению Конституции (п. 1.ст. 5) о том, что в Республике Казахстан признается политическое многообразие. Конституционализм становится реальностью общественной жизни, поскольку народ Казахстана поддерживает заложенные в Конституции принципы государственного устройства и разделяет те ценности, которые формируют правовую систему. Конституционализм формируется при наличии общеобязательных принципов, среди которых выделим: верховенство конституции как основного закона государства; гарантированность прав и свобод личности, в том числе прав и свобод меньшинств; институционально-правовая организация государственной власти и ее разделение; общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Подвергая анализу конституционализм, следует обратить внимание на актуализацию концепции разделения властей. Данная концепция призвана служить становлению идей конституционализма, способствовать контролю ветвей власти, недопущению узурпации власти одной из них. Одним из основополагающих принципов государственной власти Конституция Республики Казахстан устанавливает принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

В Казахстане единство государственной власти заключается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Так, п. 4 ст. 3 Конституции Республики Казахстан указывает на систему высших органов государственной власти, включая главу государства. Юридические признаки единства состоят в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Конституция Республики Казахстан прямо говорит о единстве государственной власти, устанавливая необходимость взаимодействия ветвей власти и системы сдержек и противовесов. «Государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействии их между собой с использованием системы сдержек и противовесов», – гласит п. 4. ст. 3 Конституции Республики Казахстан 1995 г.

Таким образом, представляется необходимой разработка понятийного аппарата теории конституционализма, которая продиктована потребностями и нуждами науки и практики. Конституционализм формируется при наличии общеобязательных принципов, среди которых выделим: верховенство Конституции как Основного закона государства, гарантированность прав и свобод личности, институционально-правовая организация государственной власти и ее разделение. Самый приемлемый подход к развитию конституционного права, и естественно, самой теории конституционализма, в настоящее время заключается в соединении идей единства и разделения властей, их взаимодействии и системе сдержек и противовесов.

Анализ норм Конституции Республики Казахстан показывает, что конституционные принципы по форме выражения следует разделять на две группы:
1) зафиксированные в Конституции;
2) незафиксированные, выводимые посредством анализа конституционных положений. Рассмотрим первую группу принципов.
1. В основу Конституции заложен принцип общественного согласия, базирующийся на теории общественного договора, декларирующий положение, что: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».
2. Суверенитет народа. Этот принцип определяет, что государство получает полномочия от народа, в соответствии с чем верховная учредительная власть принадлежит народу.
3. Принцип разделения властей в Республике Казахстан воплощен в разделенности на триаду ветвей, и в то же время четкой разграниченности функций центральных и местных органов власти нет.
4. Принцип открытости общества или политического равенства, сущность которого заключается в том, чтобы человек мог выражать себя полностью, допускается политическое многообразие и плюрализм мнений. Он включает в себя свободу мысли, вероисповедания, права на объединение, права мирно собираться и проводить демонстрации, которые признаны Конституцией страны.
5. Принцип верховенства закона. Начало этому принципу было заложено Великой хартией вольностей, принятой в Англии в 1265г., которая гласит: «Ни один свободный человек не может быть схвачен, заключен в тюрьму, объявлен вне закона, изгнан или уничтожен любым другим способом, и не вправе мы возбуждать против него дело, выносить ему приговор, кроме как по обоснованному законом суждению его пэрами и по закону земли».

Дальнейший анализ норм Конституции дает основание выделить в особую группу правовые идеи, которые зафиксированы в ней, но не выражены как принципы. К ним относится принцип верховенства Конституции Республики Казахстан, который не выделен непосредственно как принцип верховенства Конституции, как это сделано в Конституции Российской Федерации (п.2.ст.4.). Принцип верховенства Конституции на всей территории республики имеет различные аспекты реализации. Прежде всего, он выражается в утверждении в Казахстане конституционного строя, в стремлении к созданию правового государства. Признание верховенства Конституции означает идею подчинения государства Конституции, праву. Верховенство Конституции означает также, что с ее другими принципами, нормами должна сообразовываться деятельность всех государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан во всех сферах жизни общества. В принципе верховенства Конституции Республики Казахстан отражается унитарная форма государственного устройства, верховенство конституции унитарного государства утверждается на всей территории республики. Именно на этом принципе основано положение о территориальной целостности, ее неотчуждаемости.

Принцип высшей юридической силы и прямого действия норм Конституции Республики Казахстан имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции Республики Казахстан означает, что все законы и иные правовые акты, принимаемые в Казахстане, не должны противоречить Конституции страны, что органы государственной власти, должностные лица, органы местного самоуправления, а также граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

Теория конституционализма, развивающаяся в Казахстане, вобрала в себя, в свое содержание принцип конституционной законности. В юридической литературе указывается, что в теории принципу конституционной законности не уделяется должного внимания. Конституционная законность- это точное, неукоснительное соблюдение и единообразное применение на территории Кыргызстана конституционных норм и положений всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Идея конституционной законности наиболее отчетливо выражается в тех нормах Конституции, в которых речь идет о способах организации, полномочиях государственных органов, организации деятельности общественных объединений, о правах и обязанностях граждан.

Современная казахстанская теория конституционализма есть результат длительной эволюции. В своем конституционном развитии Казахстан, начиная с 1990 года, предпринимает попытки создания правовой системы, которая обеспечивает реализацию либерально-демократических идей. Исторический опыт новейшей истории Казахстана показывает, что первые шаги к демократизации в Казахстане были сделаны именно в последние годы существования Советской власти.

Определяющим шагом в решении этой проблемы стало принятие новой Конституции Республики Казахстан 28 января 1993 года. Позднее, 30 августа 1995 года, была принята ныне действующая Конституция. Кстати, в Основной Закон государства дважды были внесены изменения и дополнения: Законом Парламента РК от 7 октября 1998 года и Указом Президента РК от 21 мая 2007 года. Основные ценности и принципы, составляющие ее основу, дают основание констатировать, что на сегодняшний день демократия в Казахстане имеет правовую основу, свидетельствует о неотъемлемых моментах преемственности казахстанского конституционализма.

Анализ современного состояния конституционного права свидетельствует о собственной роли конституционного процесса в гарантировании конституционного законодательства. Следует различать конституционный процесс и процессуальные нормы конституционного права. Конституционный процесс путем опосредования норм Конституции, и в целом конституционного законодательства, способствует реализации идей конституционализма, заложенных в них. Представляется, что нормы конституционного процесса отражают уровень демократизма в обществе, служат определением реальности происходящих изменений как в экономической, политической, так и в социальной, духовной сферах.

В современном конституционном праве представлен один из видов такого контроля- конституционное правосудие, одно из замечательных явлений в институционной и правовой истории новейшего времени. Конституционный контроль эффективен при наличии соответствующих условий, рациональной конституционной регламентации, высоком профессионализме судей и общем убеждении, что с решениями органов конституционной юрисдикции должны считаться все государственные органы.

В заключение отметим, что на конституции строится весь государственный и правовой порядок, из нее вытекают все остальные правовые нормы. Поэтому нормы, не соответствующие ей, не могут иметь значения правового регулятора. В этом плане является важной охрана конституции как одного из элементов современного конституционализма. Правовая охрана конституции направлена, прежде всего, на неуклонное выполнение норм конституции всеми должностными лицами, общественными организациями, юридическими и физическими лицами, т.е. на достижение конституционности правоприменительной практики. Реализация конституции, т.е. ее действие и соблюдение, достижима с помощью механизма правовой защиты конституции- системы правовых институтов и процедур, обеспечивающих ее действенность.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 1 (56) 2013

http://vashnevrolog.ru



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info