Государственное планирование как элемент конституционного строя Российской Федерации
![]() |
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Курбатов И. А. В статье показывается, что государственное планирование можно рассматривать как элемент конституционного строя Российской Федерации, которая является социальным и правовым государством, в том смысле, что государственное планирование является средством государственного регулирования экономики и, соответственно, достижения целей социального государства, обеспечения прав и свобод граждан в социально-экономической сфере. |
Особо важное юридическое значение в настоящее время придается стратегическому планированию.
Стратегия предполагает разработку обоснованной (с учетом потенциала и нужд) комплексной системы мер достижения намеченных целей. Как пишет С. А. Бескоровайная, принципиальное отличие стратегического планирования от долгосрочного заключается в формулировке основной цели планирования. Так, у долгосрочного планирования основной принцип - идти от настоящего к будущему, а в условиях формирования стратегии принцип обратный - идти от будущего к настоящему. Изменяется методология: планы начинают разрабатываться на ситуационной основе, т. е. применительно к гипотезам будущего - сценариям.
С 11 июля 2014 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 этого Федерального закона стратегическое планирование как разновидность планирования представляет собой деятельность участников стратегического планирования (государственных и муниципальных органов и иных уполномоченных организаций) по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности, направленную на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Особенно следует подчеркнуть закрепленную в данном определении задачу устойчивого социально-экономического развития.
Согласно ст. 8 названного Федерального закона к задачам стратегического планирования относят определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, выбор путей и способов, определение ресурсов для достижения целей и решения задач, что и составляет сущность планирования.
Как подчеркивает Е. П. Губин, рыночная экономика не предполагает отказа от планирования как такового, изменяются формы планирования, появляется многообразие методов планирования, не предполагающее устранение директивности как одного из основных методов плановой деятельности государства. Это хорошо видно не только при рассмотрении сущности бюджетного планирования, что является предметом рассмотрения и изучения специалистами в области финансового права, но и при рассмотрении и изучении такого инструмента планирования, как целевые комплексные программы (федеральные, региональные, межгосударственные), которые несут в себе элемент директивности.
С данным мнением следует согласиться, тем более что, помимо директивного, существует индикативное планирование, которое предполагает установление в плане определенных показателей с целью достижения пропорциональности и планомерности развития.
Е. П. Губин также отмечает, что планирование - это средство государственного регулирования экономики (т. е. деятельности государства по воздействию на экономику) и инструмент реализации государственной экономической политики (т. е. выработки государством стратегии деятельности в экономике). Планируя мы регулируем, в том числе и управляем, а регулируя обязательно используем планирование. Необходимость планирования в рыночной экономике - явление объективное.
Государственное планирование как конституционный принцип
Как обращает внимание Н. С. Бондарь, именно конституционное право в силу повышенной концентрации своей нормативности способно выражать согласованную волю различных социальных групп общества, устанавливать, поддерживать, охранять и защищать определенный баланс интересов, уже поэтому социально-экономическое развитие общества представляет собой проблему конституционную.
Основное значение Конституции РФ для правового регулирования социально-экономических отношений как акта, обладающего высшей юридической силой на территории Российской Федерации и выражающего ценности права, проявляется в том, что она, с одной стороны, определяет пределы государственного регулирования социально-экономических отношений, а с другой стороны - обязывает государство это делать.
Государственное планирование имеет отношение, прежде всего, к таким основам конституционного строя Российской Федерации, как социальное и правовое государство.
При этом отсутствие прямого закрепления государственного планирования в качестве конституционного принципа экономической системы Российской Федерации не означает невозможность его рассмотрения в качестве такового, т. е. как принципа, прямо не закрепленного в конституционных нормах, но выводимого из системы конституционных норм.
Учитывая тенденции увеличения объема государственного регулирования экономики, тесную взаимосвязь планирования как средства государственного регулирования экономики с социально-экономическим развитием и обеспечением прав граждан и, как следствие, расширение конституционно-правового регулирования этих вопросов, планирование можно признать принципом-идеей конституционно-правового регулирования социально-экономических отношений.
Связь социального и правового государства с государственным планированием
В настоящее время понятие социального государства (ст. 7 Конституции РФ) обращает пристальное внимание многих ученых.
Например, В. Е. Чиркин обращает внимание, что социальную справедливость можно осуществить, если в стране создана социально ориентированная экономика.
Социальное государство - не только социально-поддерживающее, но и социально-регуляционное государство. Важнейшим элементом социально-регуляционного государства является государственное прогнозирование и планирование, впервые появившееся в государствах тоталитарного социализма. Теперь планирование в форме индикативного, ориентирующего планирования принято в большинстве стран. О нем говорится в Конституциях Индии, Испании, Италии, Португалии и других стран (в Конституции РФ об этом не сказано).
Следовательно, учитывая, что устойчивое социально-экономическое развитие является основной целью планирования, оно имеет отношение к социальному государству как средство государственного регулирования, создания социально-ориентированной экономики и, соответственно, достижения целей социального государства. С помощью планирования обеспечивается целенаправленное упорядочивающее воздействие на социально-экономические отношения, их постоянное и равномерное развитие, ограничиваются стихийные рыночные проявления. Поскольку Российская Федерация является социальным государством, цели планирования ее социально-экономического развития должны совпадать с целями социального государства.
Сущность идеи правового государства (ст. 1 Конституции РФ) - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола государства и его органов.
Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. В данном случае понятие «верховенство права» должно употребляться в том смысле, что подлежат применению законы, соответствующие праву (правовые законы).
Б. С. Эбзеев подчеркивает, что один из основных признаков такого государства заключается в том, что государственная власть в нем ограничена. Речь не об объективной ограниченности государства экономическими, социальными или геополитическими факторами, а об установлении Конституцией РФ и действующим законодательством пределов государственной власти, которые последней не могут быть преодолены правовым образом. В действительности речь идет об обязанности всех государственных властей и их должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и действовать совместимым с законом образом.
Соответственно, планирование имеет отношение к правовому государству в смысле связанности государственных и муниципальных органов, их должностных лиц принятыми при выработке государственной экономической политики решениями, как подчинение их актам планирования (в виде нормативного или индивидуального акта), которые, в свою очередь, должны соответствовать Конституции РФ, провозглашающей основной ценностью права и свободы граждан. В данном случае акты планирования как средство государственного регулирования экономики выступают одновременно средствами обеспечения прав и свобод граждан в социально-экономической сфере. Именно конституционные нормы обеспечивают при государственном планировании согласование неправовых и правовых факторов, обеспечение баланса между целесообразностью и правовыми установлениями.