Понятие конституционных ценностей в современной юридической науке (на примере конституционного права на труд)
![]() |
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Хурматуллина A.M. В статье анализируются теоретические и правовые подходы к определению конституционных ценностей, правовые позиции судов конституционной юстиции по вопросам защиты конституционных ценностей, рассматриваются ценностные основания конституционного права на труд. |
Ценность труда в любом обществе является неоспоримой, а по своей социально-ценностной сущности труд - это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для любого общества, коллектива, конкретного человека. На рубеже XX-XXI вв. происходит переосмысление сущности трудовой деятельности, главным ее мотивом становится совершенствование собственного потенциала.
С.С. Товмасян трактует понятие труда как «социально обусловленного, целесообразного и осознанного процесса, направленного на создание материальных и духовных ценностей, способных удовлетворить всю сумму разнообразных потребностей общественного человека». В то же время следует согласиться с О. И. Богдановой, отмечающей, что труд является источником нравственного развития общества, основой накопления здоровых, положительных моральных качеств людей: честности, доброты, добросовестности, трудолюбия.
И.С. Гуноев отмечает социокультурную ценность труда и ее динамику в инновационном, информационном, глобализирующемся обществе. Если в индустриальном обществе технологическое развитие происходило под лозунгом «свободы предпринимательства», то в постиндустриальном обществе центральной идеей становится всеобъемлющая «свобода нововведений», что неотделимо от представления о работнике не как о некоем подобии производственного механизма и не как о «калькуляторе» издержек и прибыли, а как об индивиде, обладающем, согласно Э. Фромму, человеческой природой - стремлением к творчеству, свободе, самореализации личности. В настоящее время интеллектуальные знания, творческие умения личности, проявляющиеся в информационном обществе, явно вытесняют по степени своей востребованности собственно материальный капитал.
Из вышеизложенного следует, что труд в современном обществе рассматривается в качестве социокультурной и нравственной ценности.
Как указывает Н.Е. Таева, одной из форм выражения социальных ценностей выступают нормы права, содержащиеся в том или ином источнике, например, в Конституции Российской Федерации. В отечественном конституционном законодательстве необходимость рассмотрения труда и его правовых компонентов (свобода труда, право на труд и др.) в качестве конституционных ценностей подтверждается положениями Конституции Российской Федерации и судебной практикой Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 7 Конституции России труд рассматривается в качестве объекта, требующего установления правового режима государственной охраны, что, в свою очередь, является одним из важнейших признаков социального государства.
Кроме того, исходя из смысла статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, в том числе право на труд, являются высшей ценностью, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В этой связи в одном из решений Конституционным Судом Российской Федерации было отмечено следующее: «Конституция Российской Федерации, закрепляя в числе прав и свобод человека и гражданина право на труд (статья 37, части 1 и 3) и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), исходит из того, что здоровье человека, равно как и возможность собственным трудом обеспечить себе и своим близким средства к существованию, являются естественными взаимосвязанными благами, без которых утрачивают свое значение многие другие блага и ценности.. .».
Итак, рассмотрение труда как блага, без которого утрачивают смысл другие ценности, повышает его значимость в аксиологической иерархии, причем определение его в качестве возможности себе и своим близким обеспечить средства к существованию ставит труд и его производные на один уровень с такой ценностью, как жизнь человека.
Таким образом, труд - это социокультурная и нравственная ценность, в равной мере значимая для общества, коллектива и личности, выступающая объектом нормативного закрепления в источниках международного и национального права в виде системы правовых ценностей, часть которых (свобода труда, запрет принудительного труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных способов их разрешения, право на забастовку, право на отдых, право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов) относится к высшим конституционным ценностям, определяющим систему отраслевого правового регулирования тех общественных отношений, на упорядочение которых они направлены.
В этой связи уместно вести речь о развитии системы конституционных ценностей. Так, И.А. Карасева конституционные ценности определяет как основополагающие правовые принципы, определяющие приоритеты развития и защиты общественных отношений в различных сферах жизни, закрепленные в конституции государства непосредственно или выводимые из ее содержания органами конституционного контроля.
Г.Б. Ройзман под конституционными ценностями понимает совокупность универсальных и приоритетных социальных принципов (целей, установок), формализованных в Основном Законе и (или) исходящих из результата конституционно-оценочной деятельности судебных органов конституционного контроля, обеспечивающих наиболее оптимальное развитие личности, общества и государства на основе баланса частных и публичных интересов, опирающегося на принцип справедливости.
С.П. Маврин в качестве конституционных ценностей предлагает рассматривать те рассчитанные на благотворный эффект при своем практическом воплощении в жизнь эксплицитно выраженные либо имплицитно подразумеваемые Конституцией России идеи, идеалы, принципы, стандарты и цели, на которые должны ориентироваться либо которых должны придерживаться или достигать в своей деятельности наши граждане, их объединения, российское общество в целом и все его публичные власти.
Следует отметить, что ряд авторов (Н.С. Бондарь, М.В. Пресняков, М.В. Осипова и др.) в качестве неотъемлемого признака отмечают иерархичность конституционных ценностей. Вопрос иерархичности конституционных ценностей в большинстве случаев основан на положениях ст. 2 Конституции Российской Федерации, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью. Как считают М.В. Баглай и В.Д.
Зорькин, закрепление прав и свобод в качестве высшей ценности - это не столько дань моде или стремление перенести зарубежный опыт на российскую почву, сколько желание государства сломать вековое бесправное существование человека и выработать новый подход к самой личности. С.И. Архипов указывает, что человек (в его юридическом качестве, в частности) есть основание и центр российской правовой системы и правовой культуры; все остальные субъекты - организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в одной из названных форм.
Идея о высшей ценности прав и свобод человека выражена также и в практике Конституционного Суда Российской Федерации: в отношении права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ст. 32, части 1 и 2), права каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30, часть 1), право на защиту от безработицы (ст. 37, часть 3).
В то же время возникает вопрос о целесообразности расположения всех прав и свобод человека и гражданина на одном вертикальном уровне аксиологической иерархии. Представляется, что в системной взаимосвязи со статьями 17, 18 Конституции Российской Федерации все права и свободы, предоставляемые с рождения (естественно-правовая доктрина) и закрепленные в главе 2, составляют высшую конституционную ценность.
Как указывает Н. Бондарь, конституционные ценности являются также результатом практической конституционносудебной аксиологии. Действительно, Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в своих решениях не раз употребляли такие понятия, как «конституционно значимые ценности», «конституционные ценности», «конституционно защищаемые ценности».
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что конституционные ценности в Российской Федерации - это социально-культурные и нравственные ценности, в равной мере значимые для общества, государства и человека, формализованные в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, и (или) исходящие из конституционно-оценочной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, определяющие основные приоритеты деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе баланса частных и публичных интересов.