Роль и место органов регионального конституционного правосудия в государственно-правовой системе современной России
![]() |
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Демидов В. Н. Конституционное правосудие в современном мире признается одним из неотъемлемых элементов демократического правового государства, основанного на принципах верховенства права и разделения властей. При федеративном устройстве государства оно может существовать на двух уровнях — федеральном и региональном, поскольку субъекты Федерации обладают значительной самостоятельностью, в том числе своими Основными законами. В России функцию конституционного правосудия на региональном уровне осуществляют конституционные (уставные) суды. В статье раскрываются особенности правового статуса этих судов в условиях федеративного устройства Российского государства, а также освещается их роль и значение в практической реализации принципов, гарантий и ценностей, закрепленных в федеральной Конституции и конституциях (уставах) субъектов Федерации. |
Институт конституционного правосудия является одним из исторических достижений конституционализма и в настоящее время признается неотъемлемым атрибутом правового государства. Современное демократическое государство не может обойтись без осуществления независимого и профессионального судебного контроля над правотворческой деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Наличие в государстве механизма обеспечения соответствия законодательства положениям Конституции как учредительного и высшего нормативного правового акта рассматривается в качестве одного из принципов современного конституционализма, признающегося государствами с различным уровнем политического, экономического, социального и культурного развития.
Установление в Российской Федерации конституционного правосудия отвечает таким основам ее конституционного строя, как принципы верховенства права, федерализма, правового и социального государства, разделения властей, обеспечения приоритета прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов власти. Его предназначение состоит в обеспечении верховенства и прямого действия конституционных норм, упорядочении властных полномочий органов государства. Данный вид судебной власти гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина от нарушающих их законов и иных нормативных правовых актов.
Роль и значение конституционного судебного контроля проявляются в том, что данный институт судебной власти выступает в качестве гарантии соблюдения конституционных норм. Чтобы Конституция стала реально действующим нормативным актом, она должна быть обеспечена правовой защитой. В условиях современного демократического государства только судебный конституционный контроль способен в полной мере обеспечить действенную правовую охрану Конституции. Без такого контроля она может оставаться всего лишь общей декларацией принципов и намерений. В нашей стране конституционное правосудие является принципиально новым институтом правовой системы, который выступает как главный элемент правовой защиты Конституции России, конституций и уставов субъектов Федерации.
Значение конституционного правосудия определяется его функцией подчинения политики праву. Конституционная юстиция является самостоятельным видом государственновластной контрольной деятельности, осуществляемой по судебной процедуре. Именно эта форма обеспечивает объективность и беспристрастность конституционного контроля, выступает гарантией независимого рассмотрения конституционных правовых споров. Как отмечают исследователи, если конституционный контроль осуществляют несудебные органы, то он носит общий характер, поскольку такой конституционный контроль в значительной степени испытывает влияние проводимой в государстве политики. Судебный же конституционный контроль можно квалифицировать как контроль специализированный и неполитический.
В мировом масштабе конституционное правосудие реализуется по двум организационным моделям — американской и европейской. В нашей стране, юриспруденция которой относится к континентальной системе права, воспринята европейская модель. Она характеризуется тем, что конституционная юстиция представляет собой обособленную ветвь судебной власти, осуществляющую правосудие на основе самостоятельного вида судебной деятельности — конституционного судопроизводства, которое по своей правовой природе является одной из форм осуществления правосудия в Российской Федерации (статья 118, часть 2, Конституции РФ). На федеральном уровне его осуществляет Конституционный Суд России, а на уровне субъектов Российской Федерации — их конституционные (уставные) суды.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия региональных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления положениям конституции (устава) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Его создание происходит по инициативе самого субъекта Федерации, финансирование производится за счет средств регионального бюджета, а вопросы, отнесенные к его компетенции, рассматриваются в порядке, установленном региональным законом. При этом его решения, как и решения любого другого судебного органа, являются обязательными для исполнения и не могут быть пересмотрены иным судом.
Региональное конституционное (уставное) правосудие проистекает из федеративной природы Российского государства, которая обеспечивает децентрализацию государственной власти, учет национальных, конфессиональных и региональных особенностей ее субъектов, дает возможность передать в субъекты необходимый объем государственно-правовых вопросов. Она же определяет систему государственных органов, структуру законодательства, распределение полномочий между федеральными и региональными органами власти. В частности, федеративное устройство означает наличие у субъектов Российской Федерации собственных судебных полномочий в рамках конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Создание института региональной конституционной (уставной) юстиции дает возможность реализовать закрепленный в Российской Конституции принцип федерализма в построении системы органов судебной власти.
Особенность правового статуса конституционных (уставных) судов заключается в том, что они входят в единую судебную систему России и вместе с тем являются органами власти субъектов Федерации. Конституционные (уставные) суды — это единственные органы судебной власти, которые выносят свои решения именем субъекта Российской Федерации. В отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не образуют единую систему и не являются нижестоящей инстанцией по отношению к Конституционному Суду Российской Федерации. Но при этом органы региональной конституционной юстиции в своей деятельности ориентируются на Конституционный Суд России. И это вполне оправданно, поскольку конституционное правосудие на федеральном и региональном уровнях действует в рамках единого правового пространства и осуществляется в одном и том же порядке конституционного судопроизводства.
Федеральный и региональные органы конституционного судебного контроля исполняют общую функцию обеспечения верховенства права, соблюдения конституционной законности. Общность правовой природы органов конституционного правосудия предопределяет схожесть места и роли Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации на соответствующих этажах федеративного государства. Региональное конституционное (уставное) правосудие по своему предназначению призвано решать в субъектах Российской Федерации те же задачи, которые на федеральном уровне возложены на Конституционный Суд России. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» стал объединяющим и ориентирующим началом для правовых норм законов субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах. Как отмечается, «конституционноуставное правосудие в субъектах Российской Федерации есть составная часть конституционного правосудия Российской Федерации в целом, функционирование которого обеспечивает единство конституционности на основе федеральной Конституции, конституций и уставов субъектов Федерации на территории всей Российской Федерации».
Как отметил известный правовед, один из разработчиков действующей Конституции Российской Федерации С. М. Шахрай, «в федеративном государстве организация конституционного правосудия на двух уровнях предпочтительнее его организации только на федеральном уровне. Во-первых, создание в субъектах Федерации собственных органов конституционного правосудия повышает их роль в развитии федеративных отношений в соответствии с принципами конституционного строя. Хотя федеральный орган конституционного правосудия и органы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации обладают своими полномочиями, связанными с регулированием федеративных отношений, в различном объеме и каждый на своем уровне имеют собственные задачи, в целом они действуют как партнеры в решении общих задач — обеспечении территориального верховенства федеральной Конституции и на этой основе упрочения Федерации и установления в ней конституционного строя».
Благодаря наличию региональных конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации воспроизводится та конституционная модель функционирования органов государственной власти, которая установлена на общероссийском уровне. Это отвечает требованиям статьи 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которым система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии в том числе с основами конституционного строя Российской Федерации. Характерно, что Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает процедуру назначения на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (пункт «з» части третьей статьи 5). Подобный подход содействует повышению демократизации политической жизни регионов, восприятию положительного опыта разрешения конституционно-правовых споров на федеральном уровне, упрочению государственного механизма и стандартов защиты прав и свобод граждан. Не случайно должности председателя, заместителя председателя и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации входят в перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации».
Принципиальной особенностью конституционного правосудия является то обстоятельство, что оно ориентировано на защиту не только буквы, но и духа Конституции. Это вытекает из самой сущности Конституции как основополагающего юридического акта, который в сжатой, концентрированной форме выражает главные ценности страны, основу ее экономического, социального, политического и культурного устройства. Разрешая конкретно-правовые споры, преодолевая неопределенность в понимании конституционных норм, орган конституционной юстиции по определению должен глубоко вникнуть в тот глубокий пласт принципов и отношений, который скрывается за каждой применяемой им конституционноправовой нормой. Благодаря этому конституционное правосудие обеспечивает динамичность понимания конституции, ее развитие, отражающее развитие самого общества, которое по ней живет. Как отметил Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин, «Конституция — это ни в коем случае не застывший, однозначный и понимаемый исключительно буквально текст. Это — живой документ. Который как базовый нормативный фундамент постоянно изменяющегося политического, социального, экономического мира должен жить и реализоваться в контексте перемен в этом мире. Таким образом, задача Конституционного Суда — в каждом своем решении объективировать динамический баланс конституционных ценностей. А именно защищать неизменные и неотменяемые базовые ценности, учитывая при этом те насущные потребности конкретно-исторического развития России, в которых эти ценности находят свое актуальное воплощение».
Данное определение не только характерно для понимания сущности Конституции и конституционного правосудия на федеральном уровне, но и помогает лучше понять деятельность конституционных (уставных) судов по защите конституций (уставов) российских регионов как субъектов федеративного государства, каждый из которых обладает спецификой и самостоятельностью при решении своих вопросов. Это обуславливает роль конституций и уставов субъектов Российской Федерации как правовых документов, встроенных в единое российское правовое пространство и развивающих принципы и ценности, заложенные в Российской Конституции, но на региональном уровне являющихся учредительными актами, определяющими работу органов государственной власти и местного самоуправления, жизнь региона в целом. На необходимость действия конституционных норм в режиме реального регулирования общественных отношений обратил внимание и Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, отметив, что «законодательство тем сильнее, чем теснее оно связано с жизнью. Со временем будут обновляться и конкретные статьи Конституции Республики Татарстан. Но ее принципиальные положения, ее дух останутся неизменными и в дальнейшем будут определять правовые основы социально-экономического, политического и духовно-культурного развития республики, находиться на страже неотъемлемых прав и свобод ее жителей». Это емкое определение роли Конституции Татарстана в жизни республики безусловно подходит и для других субъектов Федерации, и конституционные (уставные) суды могут и должны играть свою роль в реализации данного потенциала их конституций (уставов).
Вполне естественно, что исходя из полномочий, роли и значения в системе органов государственной власти конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации за ними закрепилась репутация хранителей базовых фундаментальных ценностей, признаваемых как в рамках всего федеративного государства, так и имеющих особое значение для каждого конкретного региона с учетом его специфики. Причем нередко речь идет не только о сугубо правовых ценностях, составляющих основу современного конституционализма, но и о ценностях, тесно связанных с культурным наследием конкретного региона, историческим восприятием и самоидентификацией народов, государственность которых реализована в том или ином субъекте Российской Федерации. Вот, например, Глава Республики Северная Осетия — Алания и Председатель ее Конституционного Суда обращают внимание на то, что действующая Конституция этой республики впервые в практике ее конституционного строительства закрепила в названии региона термин «Алания». Они отмечают следующее: «В Конституции республики 1994 года было закреплено новое название Северной Осетии — «Республика Северная Осетия — Алания», что объясняется необходимостью восстановления исторической связи осетинского народа со своими непосредственными предками — аланами и стремлением идентифицировать себя в тех основных понятиях и названиях, под которыми известны осетины в доктрине мировой исторической науки и долгое время в обыденном сознании народов Европы».
Насущной потребностью современного конституционализма является не только воплощение ценностей, непосредственно закрепленных в нормах Конституции, но и, как отмечается в литературе, генерирование новых конституционных ценностей как результата оценочной деятельности судебных органов конституционного контроля. Например, «в практике Конституционного Суда РФ получил свое обоснование целый ряд формально не имеющих прямого закрепления в Конституции РФ ценностей, включая такие, как: справедливость и правовая определенность, устойчивость публичных правоотношений, стабильность условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов правоотношений и др.». Развитие данного сегмента конституционных ценностей, а следовательно, и конституционного регулирования неразрывно связано с осуществлением конституционного правосудия, в том числе на региональном уровне с деятельностью конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Учреждение и развитие конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации является залогом формирования демократической государственности России, которая немыслима без сильной судебной власти в регионах. Конституционные (уставные) суды являются именно тем институтом власти, посредством которого укрепляется конституционная законность и сохраняется стабильность конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Выявляя неконституционные положения действующих законов, признавая их утратившими юридическую силу, органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации нацеливают региональные парламенты на создание более качественных законов с точки зрения соответствия Конституции России и конституциям (уставам) субъектов Федерации. Вынося решения о конституционности закона или его отдельных положений, конституционные (уставные) суды способствуют устранению препятствий в их реализации. Решая вопросы о соответствии конституции (уставу) того или иного законодательного акта, они нередко предрешают вопросы законотворчества; высказанные ими правовые позиции не подлежат обжалованию, а юридическая сила постановления конституционного (уставного) суда о признании нормативного правового акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же нормативного правового акта.
Конституционное правосудие по своему потенциалу способно внести свою стабилизирующую роль в развитие государства и общества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Как справедливо отмечается, «проблемы конституционного государства, демократии, свободы и прав личности связаны со всей совокупностью общественных отношений и всей системой конституционного права, выступающего одной из гарантий развития цивилизационного процесса»10. На разрешение именно этих проблем ориентирована работа конституционной юстиции, что определяет ее объективную востребованность как специализированного государственноправового института, занимающего уникальное место в системе органов государственной власти, в том числе и регионального уровня. При этом для полной реализации данного ее потенциала на региональном уровне необходимо завершение процесса ее формирования, что остается основной задачей обозримого будущего.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (76) 2014