Участие специалиста при производстве осмотра места происшествия в современных условиях
![]() |
КРИМИНАЛИСТИКА Кубанов В.В. В статье анализируются вопросы применения криминалистических и других специальных знаний в ходе производства осмотра места происшествия в современных условиях. Рассмотрены возможности использования технико-криминалистических средств, приемов и методов в действиях по обнаружению, фиксации изъятию материальных следов преступлений. Затронуты вопросы процессуальной регламентации участия специалиста в ходе осмотра |
Эффективность борьбы с преступлениями на современном этапе во многом определяется уровнем использования специальных знаний в ходе расследования. Разновидностью такого использования является употребление технико-криминалистических средств, приемов и методов сведущими лицами в процессе собирания и исследования следов преступления. Особенно остро проблема использования специальных знаний встает при производстве следственных действий, направленных на собирание материальных следов преступления. К таковым, в первую очередь, относят следственный осмотр, под которым принято понимать «осуществляемое следователем в соответствии с предусмотренной законом процедурой обследование в целях обнаружения следов преступления и иной, выраженной в физических признаках информации, имеющей значение для дела».
Несмотря на то, что вопросы технико-криминалистического обеспечения осмотра достаточно детально исследованы в рамках криминалистической науки, анализ следственной практики показывает, что организация деятельности специалиста в данном следственном действии нуждается в оптимизации и совершенствовании.
Из анализа содержания ст. 176 УПК, регламентирующей производство осмотра, следует, что основным методом, определяющим содержание этого следственного действия, является наблюдение, которое принято определять как «преднамеренное целенаправленное восприятие предметов и явлений внешнего мира». Таким образом, в ходе осмотровых действий следователь, зрительно воспринимая окружающую обстановку, акцентирует свое внимание на поиске и обнаружении интересующих его предметов. Следует отметить, что метод наблюдения является основным способом познания и при производстве обыска. Обыск, как и осмотр, предназначен для собирания материальных объектов, могущих иметь значение для уголовного дела, и так же требует привлечения сведущих лиц. Но осмотр в большей степени предполагает реализацию процессуального статуса специалиста по причине сложности и информационной емкости.
Действующий уголовно-процессуальный закон, устанавливая процессуальный статус специалиста, требования, предъявляемые к нему, саму потребность в специальных знаниях, порядок участия специалиста в отдельных следственных действиях не определяет. Исходя из анализа ст. 58 УПК, регламентирующей деятельность специалиста, С.А. Шейфер отмечает, что положения закона закрепляют его роль как научно-технического помощника следователя. Обнаружение и закрепление доказательственной информации осуществляется следователем, тогда как участие специалиста помогает решать эти задачи. Происходит это по причине того, что следователь не может иметь глубокие познания во всех отраслях деятельности человека. Ему достаточно иметь представление о возможностях соответствующих отраслей научного знания для эффективного использования их достижений в расследовании преступлений, в том числе и при производстве осмотра.
Можно выделить общие и специальные цели привлечения специалиста к производству осмотра. К общим следует отнести: применение технических поисковых средств; осуществление фиксации хода и результатов осмотра с помощью технических средства (фото, видеосъемка); разъяснение следователю свойств и особенностей обнаруженных предметов.
Специальными целями привлечения специалиста являются: проведение по поручению следователя предварительных исследований обнаруженных объектов; дача следователю консультаций по вопросам правильного обращения с обнаруженными предметами; помощь следователю в правильном описании в протоколе изъятых предметов.
Особенно востребованным становится участие специалиста в том случае, если возникает необходимость обнаружения специфических объектов. К таковым следует отнести объекты биологического происхождения, наркотические средства, средства компьютерной техники. Игнорирование участия специалиста при собирании биологических следов может привести к потере информации, могущей иметь значение для дела. Часто это происходит по причине незнания методов обнаружения и изъятия крови, спермы, слюны, выделений. Так, изъятие следов крови путем смыва с поверхности марлевым тампоном, смоченным водой, приводит к разрушению клеток крови и невозможности применить в дальнейшем ряд методов исследования. Длительное по времени освещение источниками ультрафиолетового излучения следов спермы приводит к изменению их генно-молекулярной структуры. Также в настоящее время подтвердилась настоятельная необходимость участия в осмотре места происшествия такого специалиста, как микролог. Участие специалиста-микролога в осмотре позволяет эффективно использовать выявленные микрообъекты, которые преступники оставляют в процессе реализации своего преступного замысла. Предварительное исследование обнаруженных частиц позволяет уточнить данные о природе обнаруженного вещества, провести первоначальную сравнительную оценку, что помогает формированию и проверке версий о выборе направления, средств и методов поиска доказательств, например, об одежде преступников, использованных орудиях и инструментах.
Участие специалиста в производстве следственных действий, в частности осмотра, является процессуальной формой использования специальных знаний. Характерно, что факты, устанавливаемые специалистом во время осмотра, могут иметь доказательственное значение, но не образуют самостоятельного доказательства в отличие от фактов, отраженных в заключении или показании специалиста. Таким образом, деятельность специалиста в ходе осмотра носит вспомогательный характер и определяется лицом, проводящим следственное действие.
Иногда участие специалиста носит характер формального обеспечения присутствия необходимого участника следственного действия. Уголовно-процессуальным законом предусмотрено обязательное участие специалиста лишь при осмотре трупа. В данном случае речь идет о специальных знаний в области медицины, носителем которых является судебно-медицинский эксперт. В остальных случаях решение о вызове специалиста зависит от степени владения следователем соответствующими приемами обнаружения и закрепления доказательств. Подзаконными нормативными актами, регламентирующими деятельность отдельных субъектов уголовного судопроизводства, участие специалистов регламентируется более детально. Так, согласно п. 2.1.1. Наставления по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (утверждено Приказом МВД России от 1 июня 1993г. № 261) сотрудники экспертно-криминалистических подразделений привлекаются в качестве специалистов при производстве следственных действий в случаях, требующих применения криминалистических средств и методов для обнаружения, закрепления и изъятия следов и иных вещественных доказательств. Представляется, что применительно к осмотрам мест происшествий необходимость обнаружения следов существует всегда. Следовательно, участие специалиста, в данном случае - специалиста-криминалиста, становится делом обыденным, что и подтверждается отечественной практикой расследования преступлений в последние два десятилетия.
Дополнительные задачи у специалиста возникают в связи с изменениями уголовно-процессуального закона. Так, в 2013 году ч. 1.1 ст. 170 УПК дополнена нормой о необходимости применении технических средств фиксации хода и результатов ряда следственных действий, включая осмотр. Изменения продиктованы отменой требования об обязательности участия понятых и предполагают в определенной степени увеличение нагрузки на специалиста-криминалиста, традиционно ответственного за обеспечение фото- и видеофиксации результатов следственных действий.
Таким образом, наиболее востребованы в ходе осмотров специалисты-криминалисты - лица, сведущие в области криминалистической техники, имеющие специальные знания в дактилоскопии, баллистике, трасологии, технико-криминалистическом документоведении, почерковедении и владеющие навыками участия в следственных действиях.
С учетом вышесказанного можно констатировать, что востребованность специальных знаний в расследовании преступлений в современных условиях объективно возрастает. Это детерминировано как постоянно растущим уровнем технической оснащенности современной преступности, так и изменениями правовой регламентации производства следственных действий. Участие специалиста в осмотре позволяет сократить время производства следственного действия, повысить вероятность обнаружения и надлежащего изъятия материальных следов преступлений в целях их сохранения и использования в процессе доказывания.