«Курс криминалистики» Р. С. Белкина: ближайший круг цитируемых авторов
В течение нескольких десятилетий лидером отечественной криминалистики являлся профессор Р. С. Белкин, оставивший более 300 научных трудов, индекс цитирования которых - один из самых высоких среди ученых-криминалистов. Он был одним из наиболее видных представителей отечественной криминалистики. Вклад данного ученого столь огромен, что вряд ли в нашей стране можно найти труд по криминалистике и судебной экспертизе, где бы не упоминалась его фамилия, хотя количество наименований выходящей в стране только за один год криминалистической литературы насчитывает сотни.
Столь значительные научные результаты закономерно вызывают потребность изучения феномена такого ученого - естественно, возникают вопросы технологии его творчества. С целью ответа на некоторые из них попытаемся провести исследование первого крупного постсоветского труда Р. С. Белкина - «Курса криминалистики» в 3-х томах 1997 г.
Нас интересует круг ученых, которых цитировал профессор Белкин. Исследование цитирования относится к количественным методам исследования, которых на сегодняшний день существует достаточно широкий спектр и которые, в целом, более доступны для обработки аппаратными средствами.
Касаясь истории метода исследования цитирования, необходимо также назвать работы Д. Прайса. «С 1964 г. регулярно стал выходить «Индекс научных ссылок» (SCI, Science Citation Index), издаваемый Институтом научной информации в Филадельфии, возглавляемом Ю. Гарфилдом», - напоминает С. Д. Хайтун. На важность метода изучения ссылок указывали В. В. Налимов и З. М. Мульченко: «Прослеживание [цитируемости] позволит нам понять динамику развития отдельных научных направлений... Разумная экстраполяция кривых цитируемости позволит делать краткосрочные прогнозы. Вместе с тем их анализ позволит выявить влияние национальных и других барьеров на распространение научных идей». И. Г. Дежина и В. В. Киселева уверены: «Между учеными, работающими в одном направлении, существуют «формальные» связи в виде цитирования, которое может означать наличие общей идеологической платформы или, напротив, наличие противоречий (отрицательное цитирование)». О. Ю. Грезнева пишет: «При идентификации современных научных школ зачастую используются такие показатели, как. частота цитирования в научной литературе».
Таким образом, метод изучения цитирования, при некоторой его субъективности («привязанности» к мнению цитирующего автора), тем не менее, является весьма показательным средством анализа особенностей творчества как самого автора, так и специфики его предметной области.
Итак, нами изучены ссылки рассматриваемого научного труда и получены нижеследующие результаты.
Прежде всего, обращает на себя внимание объемный список авторов, которые упоминаются в работе - 810 фамилий. Анализ списка цитируемых специалистов также показывает, что наблюдается явно выраженная группа приоритетных авторов, число цитирований которых весьма велико при наличии
также весьма большой массы ученых с небольшим числом цитирований.
Ввиду большого массива цитируемых авторов рассмотрим более подробно 10 специалистов из верхней части списка — с некоторой степенью условности назовем их «ближайший научный круг Белкина». Представим распределение упоминаний данных авторов по разделам анализируемого труда в таблице 1.
Наблюдаем, что безусловным лидером по числу цитирований является А. И. Винберг.
Но ещё более точно приоритеты автора в цитировании, думается, отражает плотность цитирования — количество упоминаний на единицу текста, например — на одну тысячу печатных знаков. Так, можно графически показать распределение плотности цитирования изучаемых авторов по разделам работы — см. рисунки 1-10 (на графиках по оси абсцисс отложены разделы работы; по оси ординат — плотность упоминаний данного автора в сносках — ед. на 1 тыс. печ. знаков. Прямая линия на графиках — линия тренда; уравнение на графиках — уравнение линии тренда).
Данные графики наглядно демонстрируют, во-первых, сам факт неравномерности упоминаний данных авторов (что, в общем, естественно), во-вторых - их приоритетные направления исследований (конечно же, по версии Р. С. Белкина), что видно из значений количества их упоминаний по главам изучаемой работы, и, в-третьих — степень неравномерности упоминаний — т.е. величину её плотности.
Таблица 2. Корреляции упоминаний изучаемых авторов
Из графиков видно, что распределение цитирования отдельных специалистов по главам работы весьма близко. Поэтому изучим корреляции рядов плотности упоминаний этих авторов по главам «Курса криминалистики» (см. таблицу 2).
Как видим, наблюдается сильная корреляция цитирований в парах авторов:
1) . Р. С. Белкин — А. И. Винберг
2) . А. И. Винберг — А. А. Эйсман
Умеренная корреляция в парах авторов:
1) . А. И. Винберг — Н. А. Селиванов
2) . А. В. Дулов — А. Р. Ратинов
3) . Р. С. Белкин - Н. А. Селиванов
4) . Р. С. Белкин — Н. И. Якимов
5) . Н. А. Селиванов - А. А. Эйсман
Возможно, причинами этих связей является то, что, по мнению Р. С. Белкина, и особенно в случаях сильной корреляции упоминаний авторов в одном и том же разделе изучаемого труда — данные авторы имели близкие научные интересы (в данном случае безотносительно к тому, совпадали ли их мнения по рассматриваемым в конкретной главе вопросам или нет).
Кроме того, полагаем, вполне обоснованным можно считать, что если автор труда (мета-автор) часто цитирует вместе с собой (самоцитирование) автора «А», а автор «А» в свою очередь часто им цитируется вместе с автором «Б», то в какой- то степени, пусть и опосредованно, мета-автор связан через автора «А» и с автором «Б». «Научные публикации образуют сеть взаимных ссылок, по которым можно проследить, откуда данная работа берет свое начало, т.е. образуют граф в математическом смысле»9, поэтому для наглядности покажем графи-
чески данные связи для автора труда, т.е. для Р. С. Белкина — см. рисунок 11.
Как видим, опосредованные сильные связи цитирования соединяют Р. С. Белкина и А. А. Эйсмана (через А. И. Вин- берга). Кроме того, помимо прямой связи цитирования с Н. А. Селивановым, Р. С. Белкин связан с данным автором и опосредованно — через его связи цитирования с А. И. Вин- бергом и А. А. Эйсманом. Полагаем, что верным будет считать, что связи цитирования Р. С. Белкина и Н. А. Селиванова поэтому несколько сильнее, чем обнаруженная выше прямая и, нужно признать, не самая сильная корреляционная зависимость (математическая степень такой связи — вопрос отдельного рассмотрения). Так или иначе, определен круг авторов, с которым Р. С. Белкин в изучаемом труде имеет прямые значимые корреляционные связи их цитирования с цитированием самого себя — это: А. И. Винберг, Н. А. Селиванов, И. Н. Якимов.
Далее. Покажем для рядов распределения плотности цитирования этих авторов по разделам работы такие параметры, как «эксцесс распределения» и «коэффициент вариации» (см. таблицу 3).
Рассмотрим параметр «коэффициент вариации». Если распределить авторов в сторону убывания его значений, то обнаруживаем, что в верхней части этого списка (т.е. с максимальным значением коэффициента вариации) окажутся авторы, не имеющие прямых связей с самоцитированием Р. С. Белкина. А в нижней части списка (т.е. с минимальным значением коэффициента вариации) — авторы, с которыми Р. С. Белкин имеет выявленные нами ранее прямые связи: Н. А. Селиванов, А. И. Винберг, И. Н. Якимов. И, как видим, на последнем месте в данном списке (наименьшее из всех значение коэффициента вариации) — Р. С. Белкин.
Рисунок 11. Связи цитирований Р. С. Белкина
Примечание: толщина линий связи обозначает степень корреляции
Таким образом, мы наблюдаем, что разброс плотности самоцитирования по тексту работы у Р. С. Белкина наименьший из всех. Несколько выше разброс у авторов, с которыми Белкин имеет значимые корреляционные связи цитирования. И наибольший разброс у авторов, с которыми Белкин не имеет сколь-нибудь существенных связей их цитирования с цитированием самого себя. Полагаем, это говорит о стабильности интереса и осведомленности Белкина о работах того или иного автора — естественно, что свои собственные работы профессор знал наиболее хорошо, как и, видимо, труды тех, кого он упоминал в связи со своими трудами — поэтому разброс плотности упоминаний наименьший и ряд наиболее в этом плане ровный (либо данные авторы результативно работали по многим направлениям криминалистики — отсюда и стабильность их цитирования). Напротив, для иных авторов ситуация иная — их упоминания более спорадические. В любом случае, думается, что параметр «коэффициент вариации плотности цитирования» может служить индикатором, показывающим степень равномерности упоминаний цитируемого автора по разделам работы.
Анализируя значения эксцесса, отмечаем, что наиболее остроконечными являются распределения плотностей цитирования у таких авторов, как: А. Р. Шляхов, А. Н. Васильев, А. Р. Ратинов — см., соответственно, рисунки 5, 2, 8. Действительно, на данных графиках наблюдается резко выраженный пик цитирования, особенно в случае распределения плотности цитирования А. Р. Шляхова. Таким образом, параметр «эксцесс распределения плотности цитирования» также, полагаем, может служить индикатором, показывающим, насколько ак- центированно (избирательно) или, наоборот, насколько равномерно цитировался какой-либо автор.
Ряд коэффициента вариации практически полностью коррелирует с рядом эксцесса — их корреляция 0,97. Таким образом, чем больше разброс значений плотности цитирования — тем, чаще всего, более остроконечным является распределение — т.е. имеется резко выраженный пик. Является ли это закономерностью или мы имеем дело с конкуренцией индикаторов — этот вопрос на текущий момент остается открытым. Практически же для установления степени равномерности упоминаний цитируемого автора по разделам работы целесообразно пользоваться ими обоими с подтверждением результатов графическим методом.
Таким образом, нами был изучен ближайший научный круг профессора Р. С. Белкина на базе его труда «Курс криминалистики» 1997 г. и получены следующие результаты:
1. Более точно, чем число упоминаний разных авторов по разделам работы, приоритеты изучаемого автора в цитировании отражает плотность цитирования — количество упоминаний на единицу текста.
- Определен круг авторов, с которым Р. С. Белкин в изучаемом труде имеет прямые значимые корреляционные связи их цитирования с цитированием самого себя.
- Установлены авторы с наибольшей и наименьшей равномерностью их упоминаний. Параметры «коэффициент вариации ряда плотности цитирования» и «эксцесс ряда плотности цитирования» могут служить индикаторами, показывающим степень равномерности упоминаний цитируемого автора по разделам работы.
Итак, мы, изучая один из трудов профессора Р. С. Белкина, обнаружили ряд индикаторов, показательных в плане методологии исследования научного текста. И самое главное — мы провели некоторый анализ технологии творчества этого выдающегося специалиста, лучше поняв его видение ситуации в криминалистике и его мнение о роли наиболее значимых специалистов этой предметной области.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 7 (74) 2014
КРИМИНАЛИСТИКА