Механизм реализации принципа презумпции невиновности в уголовном процессе Вьетнама
![]() |
ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Нгуен Т.Т. Статья посвящена исследованию механизма принципа презумпции невиновности в уголовном процессе Вьетнама. Рассматриваются также структурные элементы, характеризующие механизм реализации принципа презумпции невиновности. |
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Вьетнама положение о презумпции невиновности рассматривается как один из принципов уголовного судопроизводства.
Как правило, в Конституции Вьетнама предусмотрен общий механизм реализации принципа презумпции невиновности. Но реальность и эффективность реализации данного принципа возможна лишь при условии четкого регламента процедуры производства по уголовному делу. Совершенно прав В. П. Божьев, который считает, что «конституционные принципы, чтобы быть воплощенными в ткань реально функционирующего уголовного судопроизводства, должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве». Отсюда со всей очевидностью следует отметить, что необходимым условием реализации принципа презумпции невиновности в уголовном процессе является разработка и создание единого уголовно-процессуального механизма его реализации.
А. В. Кудрявцева высказывает мнение о том, что принцип уголовного процесса как общая норма имеет характер некой общеправовой декларации, воплощение в жизнь которой в процессуальных действиях требует обеспечения более подробными нормами уголовно-процессуального характера. Это могут быть нормы конкретного и специального характера, которые являются процессуальными гарантиями. Ими могут быть также некоторые комплексы норм, устанавливающих определенные правовые институты, связанные с осуществлением отдельных принципов уголовного процесса.
Выдерживая аналогичную точку зрения, В. Н. Баландин и А. А. Павлушина относят необходимость гарантированности принципов уголовного судопроизводства к механизму их реализации: «Если взглянуть на принципы процесса как на автономный объект исследования, можно обнаружить, что и самому принципу для его реализации требуется гарантия. Такие гарантии могут быть заключены в нормативном закреплении принципа во внутреннем или международном законодательстве, в обеспечении его процессуальными санкциями, во внедрении его в сознание общества, должностных лиц».
В свою очередь, И. В. Тыричев считает возможной прямую реализацию принципов уголовного судопроизводства: «Принципы процесса независимо от способа выражения не должны быть декларациями, которые в целом через посредство процессуальных норм оказывают определенное регулирующее воздействие на правоприменительную деятельность. Они являются нормами прямого непосредственного действия и могут быть реализованы вне конкретизирующих их норм».
Учитывая мнения вышеуказанных ученых, нам представляется, что принцип презумпции невиновности может быть непосредственно реализован через свои содержания. Но в целях более эффективной его реализации, требуются и еще другие конкретные нормы процессуального права, в которых конкретизируются отдельные аспекты принципа презумпции невиновности.
В. Т. Томин выделяет два способа претворения в жизнь принципов уголовного судопроизводства: 1) посредством указания в законе наименования принципа; 2) посредством раскрытия в законе содержания принципа.
При исследовании механизма реализации принципа презумпции невиновности в уголовном процессе Вьетнама в рамках данного подхода следует отметить следующее:
во-первых, в последней редакции УПК Вьетнама от 27 ноября 2015 г. в ст. 13 был закреплен термин «презумпция невиновности», что позволяет говорить об окончательной возможности реализации данного принципа в рамках данной позиции;
во-вторых, попытка реализации принципа презумпции невиновности также была предпринята законодателем посредством раскрытия в УПК Вьетнама его содержания. Однако существующее содержание не раскрывает рассматриваемый принцип в полном объеме. В УПК Вьетнама отражается лишь идея о том, что лицо, обвиняемое в совершении, считается невиновным, пока обвинительный приговор суда не вступает в силу, а закрепление его отдельных элементов в качестве содержания разных принципов в последней редакции УПК Вьетнама делает эту проблему весьма актуальной. Продолжается отнесение правила о бремени доказывания к принципу установления истины в уголовном деде, что, по нашему мнению, не дает возможности правильно понимать принцип презумпции невиновности и не может обеспечить реализацию прав и законных интересов личности в целом, и обвиняемого в частности. Следовательно, данный способ реализации принципа презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве Вьетнама не достиг своего назначения.
С. С. Ерашов выделяет три способа реализации принципов уголовного судопроизводства: 1) воздержание от действий, запрещенных принципами уголовного процесса; 2) совершение активных действий по реализации принципов уголовного процесса; 3) посредством проведения мировоззренческой идеи через множество частных норм, регулирующих процедуру уголовно-процессуальной деятельности. Первый способ реализации принципов уголовного процесса проявляется в том, что участники уголовно-процессуальной деятельности не совершают действий, относительно которых в принципах имеется соответствующее запрещение. Второй способ реализации принципов уголовного процесса проявляется в том, что участники уголовного процесса и другие лица, опосредованные уголовным судопроизводством, совершают активные действия по реализации принципов.
В отношении принципа презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве Вьетнама в том виде, в каком он закреплен в действующем УПК, можно говорить о том, что он реализуется посредством проведения мировоззренческой идеи через другие частные нормы, регулирующие процедуру уголовно-процессуальной деятельности. Данный тезис подтверждается тем, что в УПК Вьетнама содержатся нормы и институты, основанные на положениях данного принципа и претворяющие в жизнь отдельные аспекты его содержания. К числу таких институтов относятся:
- подозреваемый, обвиняемый, подсудимый наделяются правом на защиту с совокупностью предусмотренных УПК Вьетнама процессуальных прав; орган, осуществляющий предварительное расследование, прокурор и суд должны обеспечивать реализацию указанными лицами права на защиту (статьи 11, 48, 49, 50, 56 УПК Вьетнама);
- обязанность суда, прокурора, следователя принять все предусмотренные законом меры, чтобы установить обстоятельства, обличающие и оправдывающие преступления, обстоятельства, отягчающие и смягчающие уголовную ответственность (ст.10 УПК Вьетнама);
- прокурорский надзор за законностью в уголовном судопроизводстве (ст. 23 УПК Вьетнама);
- признание обвиняемым, подсудимым своей виновности рассматривается в качестве доказательств только при его соответствии с другими доказательствами. Не допускается использование признания обвиняемым, подсудимым своей виновности в качестве единственного доказательства для обвинения и осуждения (ст. 72 УПК Вьетнама);
- запрещается домогательство показаний путем насилия, экзекуции (ст. 6, ч. 4 ст. 131 УПК Вьетнама).
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что механизм реализации принципа презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве Вьетнама представляет собой систему институтов и правовых норм УПК Вьетнама, в которых нашли свое закрепление отдельные элементы рассматриваемого принципа и сформулирован четкий порядок претворения в жизнь данных предписаний.
Принцип презумпции невиновности может быть реализован посредством прямого действия, а также через другие правовые нормы, направленные на регулирование круга правоотношений, охватываемых данным принципом. При этом механизм реализации принципа презумпции невиновности в уголовном процессе Вьетнама можно представить в виде взаимосвязанной системы из следующих элементов:
- точное законодательное определение и закрепление в полном объеме содержания принципа презумпции невиновности в уголовном процессе;
- признание, соблюдение и обеспечение основных прав подозреваемого, обвиняемого в рамках производства по делу;
- прокурорский надзор за исполнением органами, ведущими уголовное судопроизводство, положений законов, устанавливающих принцип презумпции невиновности;
- закрепление процессуальных гарантий, реально обеспечивающих осуществление прав личности, в том числе обязанности участников соблюдать требования презумпции невиновности.
- закрепление правовых последствий нарушения должностными лицами требований презумпции невиновности.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 12 (91) 2015