Аксиологические функции чувственного образа
![]() |
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Виноградова Н. В. В статье рассматривается чувственный образ как аксиологическая категория и важная составляющая жизни человека, которая проявляет себя во всех областях человеческой деятельности. Выявляется ценностное содержание и значение чувственного образа, интегрирующее следующие его функции: экзистенциально-аксиологическую, социально-аксиологическую, культурно-аксиологическую, эколого-аксиологическую. Данное положение иллюстрируется примерами из разных сфер взаимодействия человека с окружающим миром (наука, искусство, литература, политика, идеология). |
Особенностью жизни современного человека является, с одной стороны, возрастание роли рационально-логического мышления, что связано с развитием науки и техники, с другой - повсеместная пропаганда средствами массовой информации чувственных наслаждений и стремление к удовлетворению потребностей средствами, не требующими духовных усилий. Данные обстоятельства заставляют обратиться к проблеме ценностного содержания человеческой деятельности и чувственно-эмоциональной сферы, чтобы выяснить, насколько важно, не покидая почву чувственной реальности, не забывать о вечных ценностях, высших проявлениях человеческого бытия. В данном смысле чувственный образ служит связующим звеном между объективной реальностью и внутренним миром человека. Иначе говоря, необходимо повернуться к самому человеку, отказавшись от односторонних абстракций, и рассмотреть его в многообразии проявлений, то есть как существо, в котором сочетаются перцептивно-телесное, рационально-логическое и духовно-экзистенциальное начала.
Человек является частью мира, в котором он живет. Познавая этот мир, он задается вопросами, характеризующими его ценностное отношение к своему существованию. В своей деятельности человек ориентируется на определенные мировоззренческие установки, определяющие предельные основания его бытия. Рассматривая ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие «направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам», обратимся к ценностному содержанию чувственного образа и выясним, какие аксиологические функции выполняет чувственный образ в разных областях жизнедеятельности человека.
Человеческое восприятие чаще всего несет в себе оценочные характеристики. И. Я. Лойфман, опираясь на трехчленную модель чувственного образа, подчеркивает, что возникающие в сознании образы раскрываются трояко: 1) в отношении к объекту - как предметное осознание бытия; 2) в отношении к практике - как идеальное преобразование субъектом объекта; 3) в отношении к субъекту - как «оценочное осознание бытия, идеальная оценка субъектом его отношения к объекту и к ситуации деятельности». То есть оценочный характер восприятия - неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Большинство исследователей сходятся во мнении, что ценность возникает тогда, когда возникают субъект-объектные отношения. Связывают ценность и со способностью объекта удовлетворить какую-либо потребность человека. Так, ценностное отношение проявляется в процессе человеческой деятельности как оценочное отношение к объекту. Высшие ценности всегда соотносятся с неким совершенством, должным в структуре бытия человека. Но, так или иначе, в центре ценностного отношения всегда стоит человек. Исходя из онтологических оснований, можно выделить четыре основных блока взаимосвязей человека в окружающем его мире: человек - человек, человек - общество, человек - природа, человек - культура. В соответствии с этим можно выделить четыре основных типа ценностей: экзистенциальные (ценности бытия человека, его существования), социальные (связанные с благополучием общества, его развитием), экологические (ценности природы, жизни) и культурные. В зависимости от того, в какой сфере проявляет себя чувственный образ, целесообразно определить его функции как экзистенциально-аксиологическую, социально-аксиологическую, эколого-аксиологическую и культурноаксиологическую. В рамках каждой из этих сфер могут находить свое выражение и другие функции.
Рассматривая аксиологический аспект чувственного образа, необходимо, прежде всего, обратиться к проблеме онтогенетического развития человека. Исследователями доказано, что именно сенсорно обогащенная среда в раннем возрасте способствует более высокому интеллектуальному развитию. С первых часов жизни новорожденный способен различать звуки и запахи, позднее формируются вкусовые восприятия. Огромную роль играют тактильные ощущения. На начальных этапах онтогенеза существуют особые критические периоды, когда сенсорная изоляция может привести к тяжелым последствиям. Последствия сенсорной депривации могут быть просто катастрофическими для развития человека. Первые образы, возникающие в сознании ребенка, связаны с элементарным опытом выживания, удовлетворением потребностей. Младенец не знает названий объектов своих желаний, но он физически чувствует эти потребности. Если же не подкрепить это человеческим общением, духовным воздействием со стороны взрослых, то удовлетворение потребностей может остаться только на физическом уровне. То есть именно целенаправленное, активное включение в работу всех органов чувств и организация восприятий ребенка взрослыми создает условия для его всестороннего развития. Итак, можно сказать, что уже на ранних этапах развития человеческой личности чувственные образы выполняют эколого-аксиологическую функцию, так как способствуют, в первую очередь, элементарному выживанию ребенка в непростых для него условиях. Экзистенциально-аксиологическая функция проявляется в реализации потребности ребенка в любви, ласке и внимании со стороны близких, которые он получает прежде всего в виде чувственных впечатлений. Слышать знакомый голос, ощущать прикосновения, видеть лица окружающих и красивую обстановку - все это также формирует у ребенка определенные навыки общения с другими людьми и прививает основы культуры. Чувственные образы в данном случае выполняют развивающую и обучающую функции, способствуя интеллектуальному развитию человека, его обучению различным умениям и, в конечном итоге, получению определенных знаний.
Деятельность человека всегда подчиняется какой-либо цели, которая, как правило, регулируется определенными ценностями. Цель деятельности представляет собой идеальный образ конечного продукта, то есть то, что должно быть получено в результате деятельности. Ценность же отвечает на вопрос, для чего совершается деятельность. Для человека ценность связана с его потребностями, желаниями и эмоциями. В процесс познания постоянно включаются эмоции, человек эмоционально оценивает цель своей деятельности и результат, как воплощение этой цели. Здесь проявляет себя оценочно-эмоциональная функция чувственного образа.
Чувственный образ в научной деятельности выполняет эстетико-эвристическую функцию, в которой важную роль играют такие факторы, как чувство красоты, гармонии, простоты и экономии. Важную роль в научном познании играет прогностическая функция чувственного образа, заключающаяся в предвидении возможного результата конкретного исследования и познавательной деятельности в целом. Человек обладает способностью при помощи образов оперировать в чисто идеальном плане, тем самым предваряя свои возможные действия и результат деятельности. Он способен мысленно моделировать цепь событий, объединенных причинной связью. Используя прошлый опыт, индивид может предугадать результат, и в соответствии с этим принимает решение. В этом и проявляется опережающее отражение. Зная, к чему может привести та или иная стратегия, человек выбирает наиболее приемлемую для себя. «Парадоксально звучит утверждение, что будущее служит причиной настоящего. Но нужно обязательно добавить - мыслимое, воображаемое, предвосхищенное будущее». Конечно, это относится не только к научной деятельности человека, но и ко всей его жизнедеятельности.
В общественно-политической сфере чувственные образы могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Образ может выступать как социальный идеал, созданный государством, причем идеал этот не всегда является истинным. Очень часто идеологические установки ведут к ложным ценностям, в рамки которых пытаются «втиснуть» все сферы жизни человека. Сегодня, в условиях информационных войн, телевидение и интернет воздействует на массовое сознание при помощи «картинок», призванных породить реакцию определенного типа. Такое обращение к чувственно-эмоциональной сфере человека является одним из способов изменения сознания, когда рациональные механизмы перестают функционировать, а человек подчиняется эмоциям. Так создается новая реальность, далекая от действительности, но представляемая как истинная социальная реальность. Также через чувственные образы, в частности художественные, возможно выражение определенных убеждений, социально-политических идей отдельных личностей. Например, поэт или писатель выражает свои убеждения и взгляды на происходящие события через литературные произведения, художник - через произведения искусства. Для многих творческих личностей художественный образ становится одним из способов проявления протеста.
Проблема красоты, прекрасного издавна волновала философов. Древнегреческие натурфилософы утверждали всеобщую гармонию вселенной, красоту мироздания. Пифагорейцы объясняли устройство мира числовыми соотношениями, а гармонии музыкальных тонов дали математическое выражение. Гераклит же обратил внимание на то, что прекрасное невозможно постичь при помощи вычисления или отвлеченного мышления, его можно познать только путем созерцания. Демокрит, хотя и утверждал, что жить нужно, наслаждаясь прекрасным, но выдвинул представление о мере, подчеркивая, что, преступив меру, человек может приятное превратить в неприятное. На наш взгляд, это очень верное и актуальное для современности замечание. Современная массовая культура, засилье рекламы создает в сознании человека, а особенно, подрастающего поколения, представление о «красивой жизни». Этот художественный образ - идеал бытия, навязываемый средствами массовой информации, представляется как образец, к которому нужно стремиться. Скорее всего, в данном случае понятие «красота» имеет ряд особенностей, которые не позволяют его оценивать исключительно с положительной стороны. Здесь красота понимается как связанная только с чувственными наслаждениями, которые можно получить посредством любых органов чувств. Это могут быть и зрительные восприятия, и вкусовые, и слуховые, и тактильные, и обонятельные ощущения. Фактически это близко к удовлетворению своих естественных потребностей, физических удовольствий, которые не требуют душевных усилий. Но ведь не такую красоту имел в виду Ф. М. Достоевский, говоря что «красотой спасется мир». Речь здесь идет о духовности, которая может сочетаться с чувственностью, ведь существуют вечные духовные ценности, которые также могут выражаться чувственными образами.
Созвучны этому мысли другого русского философа- гуманиста и художника Н. К. Рериха. «Как пелена высшего очищения знак красоты должен освятить каждый очаг... Красота есть луч постижения и возвышения». Искусство, по мнению философа, как воплощение гармонии, является международным языком, который свяжет человечество. Причем искусство, направляемое порывом духа, подобным тому, который движет такими людьми, как, например, П. Третьяков. Третьяковскую галерею, считает Н. К. Рерих, повторить не способно никакое правительство, потому что «порыв духа создал неповторимую комбинацию красоты». Философ ставит в один ряд знание и красоту, на почве взаимодействия которых можно будет познать сущность вещей и установить отношения между народами. Искусство и знание являются единственной опорой в жизни. Мыслитель-гуманист предупреждает, что человечеству предстоит испытание восприятием культуры, еще более трудное, чем средневековые испытания огнем, водой и железом. И только сила духа способна вознести человечество над «обломками обихода» и вознести его на «ступени знания и красоты». Красота без духовной силы не является красотой истинной. Только когда человек вкладывает свою душу в произведение искусства, и это произведение вызывает в другом человеке душевные переживания, духовный подъем, такое произведение можно назвать истинно прекрасным. В данном случае чувственный образ выполняет сразу несколько функций: духовно-аксиологическую, которая тесно переплетается с когнитивно-аксиологической, так как искусство несет просвещение людям, эмоциональнооценочную, воспитательную, а также социально-аксиологическую, так как способствует формированию социально активных граждан.
Таким образом, в центре эстетического восприятия мира стоит сам человек. Говоря словами М. М. Бахтина, «все в этом мире приобретает значение, смысл и ценность лишь в соотнесении с человеком, как человеческое. Все возможное бытие и весь возможный смысл располагаются вокруг человека как центра и единственной ценности; все - и здесь эстетическое видение не знает границ - должно быть соотнесено с человеком, стать человеческим». М. М. Бахтин приходит к выводу, что ценностное многообразие бытия, соотнесенного с человеком, может быть доступно только любовному созерцанию. Только объективная эстетическая любовь дает человеку возможность закрепить разнообразие и понять смысл бытия. «Только любовно заинтересованное внимание может развить достаточно напряженную силу, чтобы охватить и удержать конкретное многообразие бытия, не обеднив и схематизировав его». Здесь речь не идет о любви в «пассивном психологическом значении», а о любви, как принципе эстетического видения. То есть это любовь в смысле внутренней заинтересованности, внимательного неравнодушного отношения к разным проявлениям бытия. А это так важно для современного общества. Равнодушие всегда обедняет предмет, не дает возможности познать его во всей полноте и подробности до мельчайших деталей. Только целостный чувственный образ, который формируется в результате заинтересованного восприятия окружающего мира, образ, способный охватить все многообразие бытия, является по-настоящему ценностным. Подобное восприятие и свойственно художникам, которые воплощают свои чувственные образы в художественных образах. В свою очередь зритель, слушатель или читатель, проникаясь чувствами создателя произведения, обогащает не только свое чувственное восприятие, но и весь свой внутренний мир.
Итак, чувственный образ обладает ценностным значением, интегрирующим следующие его функции: экзистенциально-аксиологическую, социально-аксиологическую, культурно-аксиологическую, эколого-аксиологическую.
Кроме того, в рамках этих функций чувственный образ может проявляться в когнитивной, обучающей, развивающей, воспитательной, ассоциативной, прогностической, эстетической, эвристической, культурно-транслирующей и эмоционально-оценочной функциях. При помощи чувственных образов возможно выражение определенных взглядов, как социально-политических, так и морально-нравственных, а также представление какой-либо идеи, идеала, к которому нужно стремиться.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016