Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Философия права Аксиологические функции чувственного образа

Аксиологические функции чувственного образа


Аксиологические функции чувственного образа





ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Виноградова Н. В.

В статье рассматривается чувственный образ как аксиологическая категория и важная составляющая жизни человека, которая проявляет себя во всех областях человеческой деятельности. Выявляется ценностное содержание и значение чувственного образа, интегрирующее следующие его функции: экзистенциально-аксиологическую, социально-аксиологическую, культурно-аксиологическую, эколого-аксиологическую. Данное положение иллюстрируется примерами из разных сфер взаимодействия человека с окружающим миром (наука, искусство, литература, политика, идеология).



Особенностью жизни современного человека является, с одной стороны, возрастание роли рационально-логического мышления, что связано с развитием науки и техники, с другой - повсеместная пропаганда средствами массовой информации чувственных наслаждений и стремление к удовлетворению потребностей средствами, не требующими духовных усилий. Данные обстоятельства заставляют обратиться к проблеме ценностного содержания человеческой деятельности и чув­ственно-эмоциональной сферы, чтобы выяснить, насколько важно, не покидая почву чувственной реальности, не забывать о вечных ценностях, высших проявлениях человеческого бы­тия. В данном смысле чувственный образ служит связующим звеном между объективной реальностью и внутренним миром человека. Иначе говоря, необходимо повернуться к самому че­ловеку, отказавшись от односторонних абстракций, и рассмо­треть его в многообразии проявлений, то есть как существо, в котором сочетаются перцептивно-телесное, рационально-ло­гическое и духовно-экзистенциальное начала.

Человек является частью мира, в котором он живет. По­знавая этот мир, он задается вопросами, характеризующими его ценностное отношение к своему существованию. В своей деятельности человек ориентируется на определенные миро­воззренческие установки, определяющие предельные основа­ния его бытия. Рассматривая ценности как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие «направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и кон­кретным деяниям и поступкам», обратимся к ценностному содержанию чувственного образа и выясним, какие аксиоло­гические функции выполняет чувственный образ в разных об­ластях жизнедеятельности человека.




Человеческое восприятие чаще всего несет в себе оценоч­ные характеристики. И. Я. Лойфман, опираясь на трехчлен­ную модель чувственного образа, подчеркивает, что возникающие в сознании образы раскрываются трояко: 1) в отношении к объекту - как предметное осознание бытия; 2) в отношении к практике - как идеальное преобразование субъектом объ­екта; 3) в отношении к субъекту - как «оценочное осознание бытия, идеальная оценка субъектом его отношения к объек­ту и к ситуации деятельности». То есть оценочный характер восприятия - неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Большинство исследователей сходятся во мнении, что цен­ность возникает тогда, когда возникают субъект-объектные отношения. Связывают ценность и со способностью объекта удовлетворить какую-либо потребность человека. Так, цен­ностное отношение проявляется в процессе человеческой де­ятельности как оценочное отношение к объекту. Высшие цен­ности всегда соотносятся с неким совершенством, должным в структуре бытия человека. Но, так или иначе, в центре цен­ностного отношения всегда стоит человек. Исходя из онтоло­гических оснований, можно выделить четыре основных блока взаимосвязей человека в окружающем его мире: человек - че­ловек, человек - общество, человек - природа, человек - куль­тура. В соответствии с этим можно выделить четыре основных типа ценностей: экзистенциальные (ценности бытия человека, его существования), социальные (связанные с благополучием общества, его развитием), экологические (ценности природы, жизни) и культурные. В зависимости от того, в какой сфере проявляет себя чувственный образ, целесообразно определить его функции как экзистенциально-аксиологическую, социаль­но-аксиологическую, эколого-аксиологическую и культурно­аксиологическую. В рамках каждой из этих сфер могут нахо­дить свое выражение и другие функции.

Рассматривая аксиологический аспект чувственного об­раза, необходимо, прежде всего, обратиться к проблеме онто­генетического развития человека. Исследователями доказано, что именно сенсорно обогащенная среда в раннем возрасте способствует более высокому интеллектуальному развитию. С первых часов жизни новорожденный способен различать звуки и запахи, позднее формируются вкусовые восприятия. Огромную роль играют тактильные ощущения. На начальных этапах онтогенеза существуют особые критические периоды, когда сенсорная изоляция может привести к тяжелым по­следствиям. Последствия сенсорной депривации могут быть просто катастрофическими для развития человека. Первые образы, возникающие в сознании ребенка, связаны с элемен­тарным опытом выживания, удовлетворением потребностей. Младенец не знает названий объектов своих желаний, но он физически чувствует эти потребности. Если же не подкре­пить это человеческим общением, духовным воздействием со стороны взрослых, то удовлетворение потребностей может остаться только на физическом уровне. То есть именно целена­правленное, активное включение в работу всех органов чувств и организация восприятий ребенка взрослыми создает усло­вия для его всестороннего развития. Итак, можно сказать, что уже на ранних этапах развития человеческой личности чув­ственные образы выполняют эколого-аксиологическую функ­цию, так как способствуют, в первую очередь, элементарному выживанию ребенка в непростых для него условиях. Экзистен­циально-аксиологическая функция проявляется в реализации потребности ребенка в любви, ласке и внимании со стороны близких, которые он получает прежде всего в виде чувствен­ных впечатлений. Слышать знакомый голос, ощущать при­косновения, видеть лица окружающих и красивую обстановку - все это также формирует у ребенка определенные навыки общения с другими людьми и прививает основы культуры. Чувственные образы в данном случае выполняют развиваю­щую и обучающую функции, способствуя интеллектуальному развитию человека, его обучению различным умениям и, в ко­нечном итоге, получению определенных знаний.


Деятельность человека всегда подчиняется какой-либо цели, которая, как правило, регулируется определенными ценностями. Цель деятельности представляет собой идеаль­ный образ конечного продукта, то есть то, что должно быть получено в результате деятельности. Ценность же отвечает на вопрос, для чего совершается деятельность. Для человека цен­ность связана с его потребностями, желаниями и эмоциями. В процесс познания постоянно включаются эмоции, человек эмоционально оценивает цель своей деятельности и резуль­тат, как воплощение этой цели. Здесь проявляет себя оценоч­но-эмоциональная функция чувственного образа.

Чувственный образ в научной деятельности выполняет эстетико-эвристическую функцию, в которой важную роль играют такие факторы, как чувство красоты, гармонии, про­стоты и экономии. Важную роль в научном познании играет прогностическая функция чувственного образа, заключающа­яся в предвидении возможного результата конкретного ис­следования и познавательной деятельности в целом. Человек обладает способностью при помощи образов оперировать в чисто идеальном плане, тем самым предваряя свои возмож­ные действия и результат деятельности. Он способен мыслен­но моделировать цепь событий, объединенных причинной связью. Используя прошлый опыт, индивид может предуга­дать результат, и в соответствии с этим принимает решение. В этом и проявляется опережающее отражение. Зная, к чему может привести та или иная стратегия, человек выбирает наи­более приемлемую для себя. «Парадоксально звучит утверж­дение, что будущее служит причиной настоящего. Но нужно обязательно добавить - мыслимое, воображаемое, предвос­хищенное будущее». Конечно, это относится не только к на­учной деятельности человека, но и ко всей его жизнедеятель­ности.


В общественно-политической сфере чувственные образы могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Образ может выступать как социальный идеал, созданный го­сударством, причем идеал этот не всегда является истинным. Очень часто идеологические установки ведут к ложным ценно­стям, в рамки которых пытаются «втиснуть» все сферы жизни человека. Сегодня, в условиях информационных войн, теле­видение и интернет воздействует на массовое сознание при помощи «картинок», призванных породить реакцию опреде­ленного типа. Такое обращение к чувственно-эмоциональной сфере человека является одним из способов изменения созна­ния, когда рациональные механизмы перестают функциони­ровать, а человек подчиняется эмоциям. Так создается новая реальность, далекая от действительности, но представляемая как истинная социальная реальность. Также через чувственные образы, в частности художественные, возможно выражение определенных убеждений, социально-политических идей от­дельных личностей. Например, поэт или писатель выражает свои убеждения и взгляды на происходящие события через литературные произведения, художник - через произведения искусства. Для многих творческих личностей художественный образ становится одним из способов проявления протеста.

Проблема красоты, прекрасного издавна волновала фи­лософов. Древнегреческие натурфилософы утверждали всеоб­щую гармонию вселенной, красоту мироздания. Пифагорей­цы объясняли устройство мира числовыми соотношениями, а гармонии музыкальных тонов дали математическое выра­жение. Гераклит же обратил внимание на то, что прекрасное невозможно постичь при помощи вычисления или отвлечен­ного мышления, его можно познать только путем созерцания. Демокрит, хотя и утверждал, что жить нужно, наслаждаясь прекрасным, но выдвинул представление о мере, подчерки­вая, что, преступив меру, человек может приятное превратить в неприятное. На наш взгляд, это очень верное и актуальное для современности замечание. Современная массовая культу­ра, засилье рекламы создает в сознании человека, а особенно, подрастающего поколения, представление о «красивой жиз­ни». Этот художественный образ - идеал бытия, навязывае­мый средствами массовой информации, представляется как образец, к которому нужно стремиться. Скорее всего, в данном случае понятие «красота» имеет ряд особенностей, которые не позволяют его оценивать исключительно с положительной стороны. Здесь красота понимается как связанная только с чувственными наслаждениями, которые можно получить по­средством любых органов чувств. Это могут быть и зрительные восприятия, и вкусовые, и слуховые, и тактильные, и обоня­тельные ощущения. Фактически это близко к удовлетворению своих естественных потребностей, физических удовольствий, которые не требуют душевных усилий. Но ведь не такую кра­соту имел в виду Ф. М. Достоевский, говоря что «красотой спа­сется мир». Речь здесь идет о духовности, которая может со­четаться с чувственностью, ведь существуют вечные духовные ценности, которые также могут выражаться чувственными об­разами.


Созвучны этому мысли другого русского философа- гуманиста и художника Н. К. Рериха. «Как пелена высше­го очищения знак красоты должен освятить каждый очаг... Красота есть луч постижения и возвышения». Искусство, по мнению философа, как воплощение гармонии, является международным языком, который свяжет человечество. При­чем искусство, направляемое порывом духа, подобным тому, который движет такими людьми, как, например, П. Третья­ков. Третьяковскую галерею, считает Н. К. Рерих, повторить не способно никакое правительство, потому что «порыв духа создал неповторимую комбинацию красоты». Философ ста­вит в один ряд знание и красоту, на почве взаимодействия которых можно будет познать сущность вещей и установить отношения между народами. Искусство и знание являются единственной опорой в жизни. Мыслитель-гуманист пред­упреждает, что человечеству предстоит испытание восприя­тием культуры, еще более трудное, чем средневековые испы­тания огнем, водой и железом. И только сила духа способна вознести человечество над «обломками обихода» и вознести его на «ступени знания и красоты». Красота без духовной силы не является красотой истинной. Только когда человек вкладывает свою душу в произведение искусства, и это произ­ведение вызывает в другом человеке душевные переживания, духовный подъем, такое произведение можно назвать истин­но прекрасным. В данном случае чувственный образ выпол­няет сразу несколько функций: духовно-аксиологическую, которая тесно переплетается с когнитивно-аксиологической, так как искусство несет просвещение людям, эмоционально­оценочную, воспитательную, а также социально-аксиологи­ческую, так как способствует формированию социально ак­тивных граждан.

Таким образом, в центре эстетического восприятия мира стоит сам человек. Говоря словами М. М. Бахтина, «все в этом мире приобретает значение, смысл и ценность лишь в соотнесении с человеком, как человеческое. Все возможное бытие и весь возможный смысл располагаются вокруг чело­века как центра и единственной ценности; все - и здесь эсте­тическое видение не знает границ - должно быть соотнесено с человеком, стать человеческим». М. М. Бахтин приходит к выводу, что ценностное многообразие бытия, соотнесенного с человеком, может быть доступно только любовному созерца­нию. Только объективная эстетическая любовь дает человеку возможность закрепить разнообразие и понять смысл бытия. «Только любовно заинтересованное внимание может развить достаточно напряженную силу, чтобы охватить и удержать конкретное многообразие бытия, не обеднив и схематизиро­вав его». Здесь речь не идет о любви в «пассивном психоло­гическом значении», а о любви, как принципе эстетического видения. То есть это любовь в смысле внутренней заинтере­сованности, внимательного неравнодушного отношения к разным проявлениям бытия. А это так важно для современ­ного общества. Равнодушие всегда обедняет предмет, не дает возможности познать его во всей полноте и подробности до мельчайших деталей. Только целостный чувственный образ, который формируется в результате заинтересованного вос­приятия окружающего мира, образ, способный охватить все многообразие бытия, является по-настоящему ценностным. Подобное восприятие и свойственно художникам, которые воплощают свои чувственные образы в художественных об­разах. В свою очередь зритель, слушатель или читатель, про­никаясь чувствами создателя произведения, обогащает не только свое чувственное восприятие, но и весь свой внутрен­ний мир.



Итак, чувственный образ обладает ценностным значе­нием, интегрирующим следующие его функции: экзистен­циально-аксиологическую, социально-аксиологическую, культурно-аксиологическую, эколого-аксиологическую.

Кроме того, в рамках этих функций чувственный образ мо­жет проявляться в когнитивной, обучающей, развивающей, воспитательной, ассоциативной, прогностической, эстети­ческой, эвристической, культурно-транслирующей и эмо­ционально-оценочной функциях. При помощи чувственных образов возможно выражение определенных взглядов, как социально-политических, так и морально-нравственных, а также представление какой-либо идеи, идеала, к которому нужно стремиться.



Безопасность и право

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016



   

Самое читаемое

Юридическая консультация 24/7

Тел. 8-800-350-23-69 (доб. 192)
Звонок по РФ бесплатный!

Юридические статьи

Адвокатура
Адвокатура и нотариат
Адвокатская деятельность и адвокатура
Авторское право
Антикоррупционное право
Антимонопольное право
Актуальный вопрос
Аграрное право
Арбитражный процесс
Агентство правовой информации «человек и закон»
Бизнес и право
Безопасность и право
Бюджетное право
Гражданский процесс
Гуманитарные права
Гражданское общество
Гражданско-процессуальное право
Государство и политические партии
Договорное право
Дискуссионный клуб
Евразийская интеграция
Евразийская адвокатура
Евразийская безопасность
Евразийская толерантность
Евразийское сравнительное право
Евразийская геополитика и международное право
Европейское право
Корпоративное право
Конституционное и муниципальное право
Криминалистика
Криминология
Криминалистика и оперативно-розыскная деятельность
Конституционное право
Муниципальное право
Миграционное право
Международное экономическое право
Международное экологическое право
Мусульманское право
Мнение нашего эксперта
Международное инвестиционное право
Международная практика
Международное морское право
Международное публичное право
Международное частное право
Право стран СНГ
Право ЕС
Право зарубежных государств
Право Европейского Союза
Право зарубежных государств
Международное гуманитарное право
Национальная безопасность
Общие права человека
Образовательное право
Обычное право
Профессиональная защита
Права детей
Правовая реформа
Психология и право
Проблемы юридического образования
Права человека
Право и образование
Прокурорский надзор
Правоохранительные органы
Право и безопасность
Приглашение к дискуссии
Право народов
Педагогика и право
Право интеллектуальной собственности
Парламентское право
Право и политика
Предпринимательское право
Природоресурсное право
Рецензии
Религия и право
Страницы истории
Слово молодым ученым юристам-международникам
Социология и право
Судебная экспертиза
Судопроизводство
Социальные права
Судоустройство
Сравнительное право
Инновационное право
Информационное право
История государства и права
История права
Избирательное право
Исполнительное производство
Интерэкоправо
Уголовный процесс
Уголовное право и криминология
Уголовно-процессуальное право
Уголовный процесс и криминалистика
Уголовно-исполнительное правоотношение
Уголовно-исполнительное право
Уголовное судопроизводство
Теория прав человека
Теория и история государства и права
Таможенное право
Теория права и государства
Теория
Трибуна молодого ученого
Философия права
Федеративные отношения
Экологическое право
Юридическая наука
Юридические конференции
Юридическая практика
Ювенальная юстиция
Юридическое образование
Юридическая этика
Ювенальное право