Юридическое мировоззрение в системе правовой культуры
![]() |
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Громова Т. Н. В статье определяется категориальный статус юридического мировоззрения в системе философского знания. Автор производит его анализ на фоне понятий «правовая культура» и «правосознание». Правовая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, особое качество правовой жизни, показатель ее эволюции, степени свободы и ответственности личности в государстве. Правовая культура представлена как духовными, так и материальными (объективированными) ценностями. Правосознание понимается как духовная составляющая правовой культуры, отражающая отношение людей к праву, юридическим нормам, своим правам. Правовое сознание возникло с появлением государства, достигало теоретических высот в легистском и конфуцианском Китае, в правовой теории и практике античности. Но до Нового времени оно никогда не поднималось до уровня мировоззрения: между периодом появления на исторической сцене правосознания и эпохой возникновения юридического мировоззрения лежит многотысячелетний временной зазор. Юридическое мировоззрение – это комплексная система чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанная на определяющей роли права и законности в социальной жизни. Оно выделяется из правосознания только в условиях функционирующего гражданского общества, способного оказывать влияние на правовую реальность. Юридическое мировоззрение есть особое качество правосознания, придающее ему целостность и целесообразность. |
Начиная с Нового времени, все большее значение в социальной жизни человека стало приобретать юридическое мировоззрение - комплексная система чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанная на определяющей роли права и законности в социальной жизни. Для анализа юридического мировоззрения как неотъемлемой части духовного багажа современной цивилизации, до сих пор определяющего характер жизнедеятельности и функционирования социума, необходимо показать место в системе правовой культуры.
В научном дискурсе сочетание «юридическое мировоззрение» часто употребляется в связке с другими понятиями, близкими ему по значению: правовая культура, правосознание (правовое сознание). Рассмотрение сходств и различий этих понятий способно высветить специфические характеристики юридического мировоззрения и более четко обозначить его категориальный статус в системе социально-философского знания.
Правовая культура - наиболее широкое по смыслу понятие из приведенных выше. Обычно она рассматривается как «разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность человека».
Правовая культура охватывает все ценности, как идеальные, так и материальные. В нее включаются собственно право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок и т.д. Это совокупность «овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей». Поэтому она, на наш взгляд, является понятием более широким, чем правосознание и, тем более, чем юридическое мировоззрение. Очевидно, что все элементы правовой культуры упорядочены таким образом, что позволяют говорить о том, что она есть особое качество правовой жизни как таковой, показатель ее эволюции, степени свободы и ответственности личности в государстве.
Правовая культура является частью общечеловеческой культуры. При этом на ее формирование и развитие накладывает свой отпечаток состояние культуры в определенном обществе. «На процесс правового формирования личности огромное влияние оказывают та духовная атмосфера, тот правовой климат, которые господствуют в данном обществе. Чем прочнее правопорядок в обществе, чем выше организованность и дисциплина его членов, чем глубже уважение к законам и законности, тем успешнее процесс овладения правовой культурой, правовыми знаниями, правовыми убеждениями». И наоборот, если в обществе царит беззаконие, к закону относятся без должного уважения, общая духовная культура является неразвитой, процесс формирования правовой культуры будет чрезвычайно сложным.
Важной составной частью правовой культуры является правосознание. Отношение между понятиями «юридическое мировоззрение» и «правосознание», на наш взгляд, соответствует отношению между более широкими понятиями «мировоззрение» и «общественное сознание».
Люди осознают природный мир, социальный мир и самих себя во многих аспектах и с различных точек зрения. В зависимости от сферы и характера отражения выделяются нравственное, художественное, религиозное и пр. формы общественного сознания. В ряду этих форм особое место занимает правосознание. Правовое сознание обладает всеми теми характерными чертами, что и общественное сознание в целом, тесно связано с другими его формами, но также и обладает своей спецификой.
В наиболее общем понимании правосознание есть «совокупность чувств, настроений, теорий, представлений, взглядов и т.п., в которых выражено отношение людей к действующему праву, к вновь создаваемым юридическим нормам». Несколько более содержательную дефиницию предлагает Л. С. По- столяко, который пишет: «Правосознание в широком смысле можно определить как переживание и осмысление человеком некоторой возможности социально значимого поведения в качестве своей возможности, своего «права».
Субъектами правосознания являются отдельные люди, общности, классы, человечество в целом. Профессиональными субъектами правосознания выступают специалисты в области права. Они выступают творцами правовой идеологии, интерпретаторами правовых теорий, экспертами в сложных вопросах, примерами и образцами носителей правового сознания в глазах самой широкой общественности.
Объект правосознания - это государственно-правовая действительность, которая отражается в знаниях, идеях, теориях, эмоциях, оценках людей. Специфика правосознания определяется, прежде всего, особенностями объекта, а не только способом его отражения. Поэтому правосознание позволяет оценивать правовую реальность с позиций не только собственно права, но и морали, религии, политики и т.д. В самом общем смысле правосознание - это система идей, которые задают параметры того, что следует считать правомерным или неправомерным, правовым или противоправным. С его позиций законы квалифицируются как гуманные или жестокие, справедливые или несправедливые, полезные или неэффективные.
Роль правосознания в духовной жизни человека чрезвычайно высока. Русский философ И. А. Ильин утверждает: «Человек не может обходиться без правосознания, ибо всякая случайная встреча с другим человеком, всякий разговор, всякое соседство, не говоря уже о сделках и об участии в любой общественной организации, - ставит немедленно вопрос о праве и не праве, о моем и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. И каждое такое явление обращается к правосознанию человека и приводит его в движение».
Юридическое мировоззрение - это идеальная совокупность элементов общественного сознания, которое, однако, качественно отличается от правосознания как более четко позиционированное и структурированное образование. С точки зрения основных составляющих частей в юридическом мировоззрении нет ничего, чего не было бы в правосознании, однако элементы юридического мировоззрения упорядочены в нем таким образом, что эта упорядоченность порождает новые смыслы.
Важнейшее, на наш взгляд, отличие правосознания от юридического мировоззрения связано с особой - универсальной - оптикой последнего. Это не просто идеальное отражение права. Это, скорее, отображение самого мира через призму права. В юридическом мировоззрении все без исключения формы общественного сознания - мораль, искусство и т.д. - приобретают правовые измерения и могут интерпретироваться в координатах справедливости, права и закона. Универсализация права в юридическом мировоззрении связана с тем, что, начиная с XVII столетия, оно рассматривается не просто как особый регулятор социальных отношений, а как своеобразное инобытие разума на социальном поле. Иными словами, право в социально-философских учениях Нового времени стало способом формализации универсальных законов разума, верных в любых ситуациях и при любых условиях.
Юридические законы в трудах классических теоретиков правовой и политической философии (Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, С. Пуффендорф и др.), рассматриваются в едином контексте с законами природы: и те, и другие суть отображения естественных законов разума. Если проводить аналогию с естественными науками, то можно сказать, что физика не создает закона всемирного тяготения или закона сохранения энергии: она только обнаруживает и описывает естественные, устойчивые связи, уже существующие в природе до и помимо всяких научных писаний. При этом разумность мироустройства предполагает, что в наличном мире законы эти могут быть только такими и никакими иными: они логичны, математически формализуемы, согласуются между собой, а значит не имеют альтернатив. Точно так же теория права не создает, а раскрывает извечно существующие фундаментальные законы общежития любых разумных существ. Социальный мир устроен разумно и законосообразно, право просто фиксирует эту логику мироустройства, а на ее основании уже создает конкретные правовые нормы, применимые для упорядочивания социальных взаимодействий в конкретных ситуациях. Конечно, эмпирические нормы не могут полностью соответствовать идеальным представлениям о высших законах разума, но они должны, по меньшей мере, стремиться к этому.
Юридическое мировоззрение, таким образом, фактически выстраивается на том же объяснительном фундаменте, что и мировоззрение естественнонаучное. В сущности, весь мир - как социальный, так и природный - непротиворечиво объясняется на основании единой системы законов, частным случаем которой и являются юридические законы. Конечно, такой подход на деле сильно упрощал социальные взаимодействия, но он находился в полном соответствии с механистической системой взглядов начала Нового времени, когда социальные взаимодействия считалось возможным проверять математикой (вспомним «Этику», доказанную Б. Спинозой «в геометрическом порядке»).
Что касается собственно социального мира, то здесь право превратилось в универсальную схему для понимания всех возможных общественных взаимодействий. Рассмотрение политики, экономики, и т.д. в координатах права с точки зрения юридического мировоззрения представляется одновременно объективной оценкой их разумности, жизнеспособности, естественности, эффективности.
Кроме прочего, юридическое мировоззрение есть такое состояние правосознания, при котором все его элементы соответствуют определенным представлениям о мире, согласуются между собой и в совокупности формируют единое интегральное целое. Обращение к естественным законам позволяет интегрировать представления о мире природы и социальном мире. Обращение к праву как к гаранту социальной справедливости позволяет интегрировать идеи о политике, экономике, морали. Наконец, внутри юридического мировоззрения нормы представлены как элементы систем (отраслей права, институтов), формирующих четко структурированную систему.
Таким образом, в силовом поле юридического мировоззрения правовые идеи, знания, эмоции, ценности перестают сосуществовать изолированно друг от друга, и кристаллизируются как элементы неразрывного мировоззренческого единства.
Интегральность и целостность юридического мировоззрения достигается, прежде всего, наличием единой практической цели, объединяющей все его элементы. Само по себе наличие цели говорит о деятельностном характере мировоззрения как перспективной программы действий. Если правосознание как подсистема общественного сознания - это отражение государственно-правовой реальности, то юридическое мировоззрение есть выход за пределы простого отражения. Это, прежде всего, творчество, побудительность, надежда на возможность изменения мира - природного, социального или хотя бы внутреннего мира человека.
Считается, что всякая форма общественного сознания характеризуется определенной активностью и потому способна оказывать обратное воздействие на общественное бытие. На примере правосознания становится очевидным, что именно юридическое мировоззрение отвечает за эту активность. Если элементы сознания не вписаны в мировоззренческую систему, придающую высший смысл человеческой деятельности, они так и останутся формами пассивного отражения действительности, неспособными трансформировать породившую их реальность.
В. Г. Федотова, опираясь на идеи М. Вебера, полагает, что движущей силой этой активности является противоречие между реальным положением дел и мировоззренческой программой: «Мировоззрение имеет внутреннюю логику, которая делает его относительно независимым от других социальных систем. Согласно Веберу, между всеохватывающим объяснением целостного мировоззрения и эмпирической реальностью складывается противоречие, которое может сделать внутреннюю логику мировоззрения определяющей для изменений в социальном мире».
Подтвердить и теоретически обосновать активный, процессуально-деятельностный характер юридического мировоззрения возможно при помощи анализа его генезиса. Генетически правосознание выступает в качестве одной из относительно поздних форм общественного сознания, поскольку для его функционирования необходимо наличие государства, в то время как нравственное или художественное сознание, очевидно, могли функционировать и на догосударственном этапе общественного развития. Что касается юридического мировоззрения, то, как справедливо отмечал Ф. Энгельс, оно оформляется только в Новое время, и этот вывод не оспаривается ни одним из исследователей этой проблемы. Правовое сознание достигало больших теоретических высот в легист- ском и конфуцианском Китае, в правовой теории и практике Древней Греции и, особенно, Древнего Рима. Но вплоть до XVII в. оно никогда не поднималось до уровня мировоззрения. Таким образом, между периодом появления на исторической сцене правосознания и эпохой возникновения юридического мировоззрения лежит многотысячелетний временной зазор.
Очевидно, что настолько огромная разница во времени появления правосознания и юридического мировоззрения детерминирована сущностными отличиями между общественным сознанием в целом и мировоззрением как таковым.
С позиции деятельностного подхода очевидно, что юридическое мировоззрение может сформироваться только в определенных социальных условиях, а именно тогда, когда общество может оказывать реальное, хорошо заметное воздействие на правовую реальность: на представления о справедливости, правовую идеологию, характер и содержание конкретных правовых норм. Иными словами, юридическое мировоззрение выделяется из правосознания только в условиях функционирующего гражданского общества. До его появления широкая общественность была способна только пассивно отражать в своих знаниях, чувствах и ценностях правовую реальность, конструируемую элитой в собственных интересах на основе устойчивых социальных традиций и обычаев.
Обобщая результаты сравнительного анализа, можно утверждать, что юридическое мировоззрение есть особое качество правосознания: универсальное по направленности, четко интегрированное и деятельностно-ориентированное. В целом, юридическое мировоззрение является элементом правосознания, а правосознание - духовной составляющей правовой культуры.