Метафизика победы
![]() |
ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО Бондаренко Г. В. В статье содержится философское обоснование истинности тезиса об исключительной роли Советского Союза и советского народа в достижении победы во Второй мировой войне 1941–1945 гг. С позиции философской онто-материалистической концепции мира и человека, представляющей собой также новую версию метафизики, названную автором «метафизикой Глубины», в статье раскрывается глубинно-метафизический смысл победы Советского Союза над нацистской Германией как преодоление действительным человеком идеологии господства и власти надчеловеческого человека над миром, базирующейся на основоположениях ложной по своей сути «метафизики Высоты», на протяжении веков исподволь управлявшей сознанием и поступками людей «западного мира». Предлагаемая в статье аргументация позволяет также обосновано опровергать и отвергать все плоские спекуляции на тему великой победы советского народа, имеющие целью принизить его роль в мировой истории. |
Вернемся к теме метафизики как таковой, чтобы понять, почему «метафизику Высоты», которая на протяжении нескольких тысячелетий «культивировалась» элитой Запада, неоднократно выстраивавшей на ее фундаменте, как казалось, вечные МИРОимперии, в какой-то исторический момент необходимо было преодолеть окончательно и бесповоротно. И далеко не только по соображениям чисто философским.
Метафизика зачинается, по-моему, в такие моменты, когда разум уже устремленного к истине человека (потому и ставшего собственно философом) не только различает реальность всего сущего (прежде всего, природу (фюсис, натура) как реальность собственно чувственно-данного мира, куда относят и человеческие телесно-сущие (природо-сущие) существа, и интеллигибельную реальность иного рода (реальность Космоса), но и когда на фоне последней узревает человека как освобождающегося и освобождающего от хаоса чувственно-данный мир СУБЪЕКТА творческой деятельности, осуществляемой по основаниям реальности Космоса, пребывающего за границами существования самого чувственно-данного мира.
Именно в такого рода творческой деятельности разум начинает прозревать непреходящую действительную сущность человека, кардинально отличающуюся от его существования как телесно-природного существа, и непреходящий действительный смысл его (человека) существования в мире.
Но где следует искать реальность интеллигибельного Космоса? Первый философский ответ: в царстве «чистых идей». Ведь разум способен непосредственно созерцать только идеи. Чистый разум созерцает чистые идеи, среди которых главенствующее положение занимает идея «Бытие как таковое». Мир чистых идей есть высокий, «горний», мир.
Как показывает история философии, метафизика изначально сознательно актуализируется именно как метафизика ВЫСОТЫ, которая полагает чувственно-данный, телесно-природный мир и человеческие существа как особые телесно-природные существа, соответственно наделяемые метафизикой ВЫСОТЫ статусом реальности низшего, реальностью пассивного материала, должного быть подвергнутым упорядочивающей и преобразующей деятельности ВЕЛИКОГО ДЕМИУРГА, НАДЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА, созидателя ВЕЛИКИХ мироЗДАНИЙ (мироИМПЕРИЙ) с целью преодоления УЗА- КОНОМЕРЕННОГО ХАОСА ущербно-материального, изменчиво-телесного мира и человеческого существа как его части. Преодоление это, по мысли создателей и апологетов метафизики ВЫСОТЫ, должно осуществляться по основанию универсальной необходимости в соответствии с идеальными образами (формами) и образцами (парадигмами) реальности высшего, явленными НАДЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЧЕЛОВЕКУ в результате созерцания избранными сокровенно-сущего КОСМОСА.
Полагаю, что декларируемое метафизикой ВЫСОТЫ включение всего сущего в пространство универсальной необходимости, отличной от единично-вещной (изменчиво-случайной) и частично-закономерной необходимости фюсиса (натуры), по существу есть длящийся во времени процесс творчески-практического перевода фюсиса (натуры) в пространство реальности высшего, то есть либо в пространство КУЛЬТУРЫ (античность), либо в пространство ОБЩЕСТВА (Новое время). Представляется, что метафизика ВЫСОТЫ утверждала себя по мере того, как в пространстве синкретического, природокультурообщественного мира, мифологического мира первобытного человеческого существа, освобождающийся от мифологии посредством философии разум человека после довательно обнаруживал и абстрагировал - в античную эпоху реальность культуры как реальность действительного обиталища человека, а в эпоху Нового времени реальность общества как реальность действительного обиталища человека. В первую из этих эпох уже «метафизический разум», первый раз пренебрегший позицией разума человека, к которой с самого своего начала устремлена действительная философия, транс- цендирует реальность культуры (путем предельной универсализации и идеализации конкретно-типических черт культуры эллинов), превращая ее в реальность высшего, реальность царства универсальной необходимости и обиталища надчеловеческого человека как субъекта космосотворящей деятельности. Тем самым незаметно происходит разрыв связи (западной) культуры с действительным человеком. В эпоху Нового времени «метафизический разум» второй раз пренебрегший позицией разума человека, философски обосновавшим идею общества как действительного обиталища человека, отличного от природы, трансцендирует реальность общества (путем предельной универсализации и идеализации конкретно-типических черт капиталистического общества), превращая его в реальность высшего, реальность царства универсальной необходимости и обиталища надчеловеческого человека как субъекта космосотворящей деятельности. И в этот раз также незаметно происходит разрыв связи (западного) общества с действительным человеком.
В таком ложном (по основанию действительности мира и человека - Г. Б.) представлении мира и человека, которое продуцируется метафизикой высоты, тем не менее, скрывается истина самой метафизики. Истина, которую, по моему разумению, следует раскрыть (сделать явной) и которую необходимо положить в основание оправдания собственно метафизики (то есть, метафизики как таковой) как теории, которая должна быть вновь воссоздана и сохранена, невзирая на все попытки расправиться с ней. Конечная цель таких усилий по возрождению метафизики: непрекращающееся побуждение человеческих существ быть причастными к собственно человеческой (родо-чело- веческой) практической деятельности, объектом которой является этот мир и целью которой является мир будущий. Установку же «метафизики Высоты» на «Беспредельное Величие Человека» путем беспредельной «культуризации» и «социализации» природы, по основанию действительной необходимости, следует бесповоротно преодолеть, ибо она подобно ложному дорожному знаку указывает человеку направление на «штурм недостижимых высот», сопровождающийся бессмысленной, все возрастающей тратой духовных и материальных сил людей, бессмысленным, во все возрастающих масштабах разрушением природы, по существу уводя человека прочь не только от горизонта сознания «обыденного человека», но и от горизонта действительного разума человека, ориентирующего его на решение именно тех задач, ради которых он и явился в этот мир и которые он должен решать потому, что он действительно может их решать. Человеку не предназначены задачи творить мир и творить человека. Это - задачи Бога. Человеку предназначены задача и творчество в пределах его собственно человеческого дела по созданию условий, необходимых для возникновения будущего мира и будущего человека. Пределы этого, родо-человеческого, дела определяют и действительную меру свободы и ответственности человека и, следовательно, меру его, человека, действительности. Установление этих мер есть дело свободного разума, способного непосредственно созерцать недоступный чувственному познанию действительный мир и давать человеку возможность постигать действительные смысл, необходимость и пределы его собственно человеческого мира, то есть, культуры и общества.
Надчеловеческий человек в своем недействительном устремлении бесконечно творить мир и творить человека по канонам «Бытия как такового», безгранично-насильственно расширяет «предел пределов» и «меру мер» телесно-природной экзистенции человека, стремясь полностью присвоить себе не только разум, но также и рассудок, ум (ratio), хитроумие, смышленость и интуицию, присущие телесно-экзистенциальному человеку как телесно-природному индивиду, тем самым создавая реальную тотальную угрозу существованию индивидуального бытия человека и, следовательно, существованию самого действительного человека, пребывающего, как было уже сказано выше, в каждом человеческом индивиде как потенциальный субъект действительно-творческой деятельности.
Дважды в истории западной (мировой) истории позиция надчеловеческого человека преодолевалась, как я полагаю, именно по основанию сокровенной творческой интенции действительного человека. (Вот, кто в действительности является повелителем «крота истории»! Вот, «служанкой» кого на деле является действительная философия, философия par excellence!). Причем дважды преодоление осуществлялось одинаково: вначале философско-теоретическим путем, а затем путем прак- тически-государственного (насильственного) действия, целесообразного и последовательного, ибо оно инициировалось по основанию соответствующей философской доктрины.
Итак, первый эпизод. Крах Западно-Римской империи как воплощения мирового Космоса на Земле и как обиталище надчеловеческого человека. Первое преодоление в это время позиции нечеловеческого человека: в философско-религиозной доктрине христианства, полагающей Бога единственно-сущим творцом мира и человека. Любой человек есть «раб Божий», то есть инструмент реализации Божественного Провидения. Второе преодоление в это время позиции надчеловеческого человека: через практическую религиозно-политическую деятельность церковно-государственного аппарата, направленную на объединение людей во всем мире в единый «Град Божий».
Второй эпизод. Второе явление надчеловеческого человека. Завершение в ситуации чудовищных антагонизмов эпохи капиталистического общества, обиталища нового надчеловеческого человека.
Первое преодоление в это время позиции надчеловеческого человека: в философской диалектико-материалистической доктрине К. Маркса в той его части, где говорится о роли мирового пролетариата как могильщика класса капиталистов. И где насильственное уничтожение класса капиталистов формулируется в качестве объективно-необходимого условия построения коммунистического общества в масштабах Земли.
Второе преодоление в это время позиции надчеловеческого человека: через практическую партийно-государственную деятельность Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, направленную на консолидации людей во всем мире для построения коммунистического общества.
На мой взгляд (о чем говорилось выше), действительный смысл создания Советского Союза и общности «советский народ» из мультикультурных народов царской России заключался в действительной необходимости полного и окончательного преодоления позиции надчеловеческого человека, порожденного ложной по ее направленности и чреватой катастрофами и антагонизмами метафизикой Высоты, мешающей постичь действительный мир, действительного человека и действительный смысл существования человека на Земле. Именно из контекста этой задачи преодоления позиции надчеловеческого человека, кульминацией решения которой и явилась Вторая мировая война, и следует неопровержимый вывод об исключительной роли Советского Союза и советского народа, совершившего, таким образом, не только военный, но и «метафизический», действительно-человеческий подвиг. Подвиг на все последующие времена!