Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Евразийская интеграция Китай и евразийская интеграция:международно-правовые аспекты

Китай и евразийская интеграция:международно-правовые аспекты


Китай и евразийская интеграция:международно-правовые аспекты






ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Шилина М.Г.

В статье рассматриваются вопросы сопряжения новейших интеграционных проектов России и Китая. Эффективное развитие проектов на основе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) оптимально. Предлагается механизм международно-правового регулирования экономического взаимодействия, предполагающий постепенное экономическое объединение государств Евразии.


В мировых геоэкономических процессах первой четвер­ти XXI в. трансформация экономического и политического устройства Евразии является определяющей. В макрорегио­нах Евразии межгосударственное экономическое взаимодей­ствие осуществляется с помощью сети различных механиз­мов: в Европе данные структуры характеризуются глубиной интеграционных процессов, в Азии же и на постсоветском пространстве действует ряд накладывающихся друг на друга соглашений, в основном не предполагающих создания над­национальных институтов. Особенностью сети азиатских ре­гиональных механизмов является их многообразие, нефор­мальный характер, гибкая структура членства. В отличие от данной полицентричной сети, на постсоветском пространстве региональные проекты концентрируются, в основном, вокруг России.

Современные международные экономические отноше­ния между государствами в различных макрорегионах Евра­зии урегулированы на разных уровнях. Международно-право­вое регулирование на универсальном уровне основывается на соглашении ГАТТ-1994, предусматривающим, в частности, взаимное предоставление режима наибольшего благоприят­ствования государствами-членами Всемирной торговой орга­низации (ВТО), и действует между большинством государств евразийского континента.






Помимо универсального уровня и структуры региональ­ных соглашений о свободной торговле, сформировавшейся частично вследствие задержки вступления отдельных стран в ВТО, стремительно развиваются новые форматы региональ­ного межгосударственного сотрудничества в экономической сфере. Идет движение к объединенному евразийскому эконо­мическому сообществу, обусловленное активизацией России и Китая. Так, Россия развивает экономические связи в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - новейшего про­екта, интеграция в котором строится по линейно-стадиальной модели, предполагающей поэтапное сближение в экономи­ческой и политической сфере (международные экономиче­ские отношения регулируются в данном международном объединении главным образом с помощью многосторонних международных договоров). Китай же в 2013 г. выдвинул инте­грационную концепцию «один пояс, один путь», сухопутной частью является Экономический пояс Великого шелкового пути (ЭПШП) - транзитно-транспортный проект, комплекс­ный план экономического развития целого ряда государств (реализация проекта пока выстраивается Китаем в рамках двусторонних международных договоров). Масштабы проекта грандиозны: создание евразийской экономической зоны, свя­зывающей страны Востока и Запада через регион Централь­ной Азии. Для реализации проекта создан Фонд развития в 40 млрд. долларов с возможностью докапитализации.

 

Отметим, что китайская концепция «является значимой для преодоления кризиса и экономического роста Евразии», «не дублирует и не соперничает с другими механизмами сотрудничества». При этом до сих пор существуют некото­рые сложности, связанные с концепцией ЭПШП, все еще нет системности в значимых вопросах ее реализации. Соглас­но Плану по реализации проекта («Концепция и действия по совместному строительству» / Vision and actions on jointly building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road), он направлен на обеспечение глобального режима свободной торговли и открытой мировой экономики в духе открытого регионального сотрудничества. В части V. «Кон­цепции» подчеркивается, что Китай будет в полной мере ис­пользовать существующие двусторонние и многосторонние механизмы сотрудничества: в частности, предполагается ис­пользование существующих механизмов Шанхайской органи­зации сотрудничества (ШОС) (отметим, что среди механизмов не упоминается ЕАЭС). Эксперты отмечают, что реализация идеи не приведет к созданию специфических регулирующих механизмов. При этом нарастает потребность проработки самой концепции со стороны Китая, параметров состыковки стратегий существующих евразийских форматов экономиче­ского взаимодействия, создание правовой основы для сотруд­ничества между ними.


ЕАЭС и ЭПШП видятся главными движущими силами трансформации Евразии в зону совместного развития. Про­екты объединяет общая цель, они «могут гармонично до­полнять друг друга», их сопряжение подразумевает общее экономическое пространство на континенте. Подписание 8 мая 2015 г. Совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопря­жению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути ставит серьезные во­просы, решения которых необходимо найти для эффективной реализации состыковки. В частности, в исследовании «Геоэко­номика Евразии» выделяются следующие проблемы: инсти­туциональная слабость ЕАЭС; отсутствие четкого понимания конкретного наполнения сопряжения проектов (возможность сведения сотрудничества к двусторонним договорам); отсут­ствие консенсуса между странами ЕАЭС по поводу создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с Китаем; возможная конкуренция между несколькими режимами свободной торговли на территории Центральной Азии (где одну группу возглавля­ет США, а другую Китай); гармонизация норм ЕАЭС и усло­вий реализации ЭПШП со стандартами Евросоюза.

Таким образом, актуальным и открытым остается вопрос о сопоставлении и дальнейшем развитии ЭПШП и ЕАЭС, о возможных путях их практического взаимодополнения. В рамках Астанинского клуба в 2015 г. рассматривались три воз­можных варианта сосуществования проектов: двустороннее сопряжение (страны ЕАЭС самостоятельно принимают реше­ние об участии в ЭПШП), сопряжение ЕАЭС-КНР и сопряже­ние в рамках ШОС (как альтернатива Транс-Тихоокеанскому партнерству).

Реализация сопряжения китайской концепции и рос­сийского интеграционного проекта, на наш взгляд, могла бы эффективно развиваться на основе действующих структур ШОС. ШОС является проектом, который направлен на «сти­рание» границ между регионами Евразии. Акцент на эконо­мических связях соответствует идеям евразийской континен­тальной интеграции, и постепенно реализуется на практике.


В рамках ШОС за достаточно короткий срок были достиг­нуты определенные результаты в области регионального эко­номического сотрудничества: разработаны и зафиксированы в ряде основных документов параметры и перспективы раз­вития; формируется и апробируется структура оптимального взаимодействия на различных уровнях, система собственных структур кооперации; созданы благоприятные условия для торговли и инвестиций. РФ и КНР вышли на новый уровень отношений, развиваются новые схемы в торгово-экономиче­ском сотрудничестве. Москва и Пекин перешли на торговлю в рублях и юанях, формируются проекты, имеющие инте­грационный потенциал: на Московской бирже запущен пи­лотный проект - платформа по торговле валютными парами рубль-юань и рубль-тенге без посредничества доллара.

В рамках ШОС сформировались как положительные тенденции, так существует и ряд нерешенных вопросов: не создана полноценная правовая основа для многосторонне­го экономического сотрудничества (необходима разработка многостороннего соглашения как действенной основы эконо­мического взаимодействия всех стран-участниц ШОС); также не создан единый механизм финансирования.

ЗСТ как более высокий уровень регионального экономи­ческого сотрудничества в рамках ШОС пока не создается. При этом Китай активно выступает за создание ЗСТ, в ШОС уже создана специальная рабочая группа по упрощению торговли, и к 2020 г. предполагается перейти к свободному перемеще­нию товаров, капиталов, услуг и технологий. Пока проблема состоит в том, что экономическая интеграция России и Китая в ШОС предполагает взаимодействие больших государств с обширным внутренним рынком, что влечет специфику инте­грационного взаимодействия.


Для действенного функционирования и сопряжения интеграционных проектов РФ и КНР с помощью такого многостороннего механизма как ШОС, по нашему мнению, существует необходимость реформирования существующе­го механизма принятия решений в организации (консенсус предполагает существование возможности блокирования значимых экономических инициатив одним государством). Создание институциональной основы для сопряжения - спе­циальной комиссии по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП в ШОС - не видится оптимальной до тех пор, пока не будет изменен механизм принятия решений, реформа которого, могла бы за­ключаться в принятии решений по экономическим вопросам не консенсусом, а большинством голосов (в зависимости от важности вопроса - простым или квалифицированным). Та­ким образом, откроется возможность выработки подходящих для всех государств-членов решений по экономическим во­просам, согласования интересов государств, и осуществления значимых экономических инициатив, а ШОС, как механизм международно-правового регулирования экономических от­ношений, станет эффективной площадкой для сопряжения двух новейших интеграционных инициатив.

Подключив и развивая в ШОС инициативы, выдвинутые Китаем и Россией, возможно развить потенциал самой орга­низации - практически все государства, которые предположи­тельно будут подключены к проектам, входят в ШОС, и идея формирования общей транспортной системы ШОС, а также некоторые проекты китайско-российского сотрудничества26 в данном контексте приобретают особую актуальность.

Правовое сопряжение, на наш взгляд, видится первосте­пенной и важнейшей задачей. Разработка актуального много­стороннего международно-правового регулирования является необходимой для обеспечения учета интересов государств, за­тронутых обоими евразийскими проектами (ЕАЭС и ЭПШП).

Считаем возможным предложить следующий механизм международно-правового регулирования экономического вза­имодействия, предполагающий постепенное экономическое объединение государств Евразии.


  • Первостепенной задачей является обсуждение и со­гласование национальных интересов и экономических от­ношений внутри ЕАЭС путем заключения многостороннего экономического соглашения между всеми государствами организации.
  • Затем оптимально осуществлять объединение в фор­мате ЕАЭС - Китай, основой которого может стать соответ­ствующий международный документ, что предотвратит вза­имодействие с Китаем по двусторонним линиям. Отметим, что на данный момент у Евразийской экономической комиссии с Китаем уже имеется правовая основа взаимодействия (в 2012 г. были подписаны два меморандума, которые определили сотрудничество по торгово-экономическим вопросам). Сей­час же ведутся переговоры по подготовке соглашения о тор­гово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем, которое предполагает «широкий охват сфер взаимодействия, включая транспортные вопросы, технические стандарты, фитосанитар­ное регулирование, энергетику и многое другое».
  • Третий этап международно-правового регулирования экономической интеграции в Евразии - подключение к взаи­модействию государств, не входящих в ЕАЭС, но являющих­ся государствами ШОС. Состыковка интересов на платформе ШОС, разработка экономического соглашения ШОС - при­оритетное направление работы. ШОС и ЕАЭС уже готовят со­глашение об экономическом континентальном партнерстве: фактически будет подготовлен «всеобъемлющий договор в рамках ШОС», который предположительно предусмотрит три составляющих: свободу движения товаров, вопросы свобо­ды движения капиталов, а также преференциальный доступ к рынкам услуг. Подготовка «самого амбициозного торгового соглашения в мире» будет вестись как в рамках ЕАЭС, так и в рамках двусторонних контактов между КНР и РФ.
  • Далее необходимо выявить возможности заключения соглашений о зонах свободной торговли и координации эко­номической деятельности между созданным на основе ШОС механизмом и отдельными странами, задействованными в ЭПШП.


На каждом этапе важно также параллельно сопоставлять создаваемые на региональном уровне международно-право­вые обязательства с обязательствами, вытекающими из уни­версального международно-правового регулирования, своев­ременно выявлять противоречия с правом ВТО.

Формирование инструментов политической координа­ции также актуально: постоянно действующего межправи­тельственного комитета ШОС (с возможным участием не толь­ко ведомств, но и экспертов бизнеса), а на время переговоров по соглашениям - переговорных делегаций. В дальнейшем оптимально создать совместную с Китаем структуру, контро­лирующую исполнение обязательств.


В рамках сопряжения, которое могло бы эффективно ре­ализоваться на основе ШОС, возможно создание новой плат­формы сотрудничества, что будет способствовать изменению конфигурации геоэкономической карты евразийского конти­нента. ШОС в текущих реалиях имеет экономический и политический потенциал и может стать уникальным форматом взаимодействия евразийских государств.

Таким образом, варианты развития межгосударственного экономического взаимодействия в Евразии зависят, в первую очередь, от взаимной заинтересованности, степени активности и вовлеченности участвующих в интеграции евразийских госу­дарств, интересы и воля которых должны быть оформлены с помощью должного международно-правового регулирования (норм международного права, облеченных в письменную фор­му в виде многосторонних международных экономических до­говоров)

 

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 5 (96) 2016


Евразийская интеграция



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info