Углубление интеграции правовых систем стран Центральной Азии в свете статьи главы государства
Н.А. Назарбаева «План нации – путь к казахстанской мечте»
![]() Аюпова З.К. ![]() Кусаинов Д.У. |
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. В статье исследуются процессы углубления интеграции правовых систем стран Центральной Азии, происходящие в настоящее время в евразийском экономическом пространстве. Рассматривается модель равноправного сотрудничества народов, достигших высокого уровня самосознания и цивилизованности и движимых стремлением утвердить социальный и межнациональный мир и согласие народов. Изучаются масштабные антикризисные меры государства, нацеленные на восстановление уверенных темпов экономического роста и обеспечение прочных социальных гарантий всему населению. |
Как известно, с начала 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ». В этом ключе вступили в силу 59 законов, создающие принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества и открывающие путь к достижению казахстанской мечты: стать одной из тридцати наций-лидеров ХХ! века.
Осенью 2014 года лидеры Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь подписали Договор о Евразийском экономическом сотрудничестве. В основе данного договора лежит идея евразийства, провозглашенная много лет назад Президентом Республики Казахстан- лидером нации Н.А. Назарбаевым. В настоящее время евразийство представляет собой модель равноправного сотрудничества народов, достигших высокого уровня самосознания и цивилизованности и движимых стремлением утвердить социальный и межнациональный мир и согласие народов.
Наше государство выдвинуло данную идею «нового интеграционизма», основанного на равенстве, добровольности и прагматическом интересе, с целью смягчения глобального фактора мировой экономики и политики.
Признавая важность этого момента, Казахстан поддержал и инициировал предложения, направленные на интеграцию постсоветского пространства и всемерное укрепление СНГ, в том числе вопросы создания системы коллективной безопасности, единого экономического пространства, таможенного объединения или свободного движения капиталов и рабочей силы и культурный обмен народов этих стран.
После распада Союза ССР Н. А. Назарбаев неоднократно возвращался к евразийской идее, акцентировал внимание как на важнейший необходимый фактор дальнейшего развития государств СНГ и российско-казахстанского сближения бывших братских народов. Эти идеи послужили фундаментом формирования единого экономического пространства в Центральной Азии и в СНГ в целом, создания Евразийского Экономического Сообщества.
Оговоримся, что в основе интеграционных процессов лежит гармонизация правовых систем этих государств. В мире до сих пор не сложилось некой идеальной модели построения правовой системы государства. В каждом государстве имеется свой уникальный 25-летний опыт независимого становления, выстраданный годами образ общественного поступательного развития. Большую роль в процессе формирования правовых систем Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана играют менталитет, социально-экономические и политические условия, культурный фактор и интеграционные процессы, которые являются ответами на вызовы современности. Как отмечает проф. А. Х. Саидов, «это предопределяется системой ценностей и целевой ориентацией, национальными традициями и историческими условиями, социально-экономической и политической средой, сложившимся укладом жизни и мировоззрением людей, включая религиозные верования, психологию и нормы поведения».
Как казахстанская, так и узбекская, кыргызская, таджикская и туркменская модели правовой системы относятся к романо-германской правовой семье. По свидетельству проф. В.А. Туманова, «развитие права в рамках национальной государственности по-прежнему остается одной из важнейших закономерностей правовой эволюции».
В Республике Казахстан Декларация о государственном суверенитете (независимости) была принята 25 октября 1990 года, в Республике Узбекистан - в июне 1990 года, а в Киргизии - в августе того же года. Что же касается Основных Законов трех республик, то в Казахстане первая суверенная Конституция страны была принята 28 января 1993 года, а двумя годами позже, 30 августа 1995 года, на всенародном референдуме была принята ныне действующая Конституция Республики Казахстан. Конституционным законом в нее 7 октября 1998 года были внесены 19 изменений и дополнений, касающихся срока президентских полномочий, срока полномочий обеих палат Парламента- Сената и Мажилиса и т.д.
Конституция суверенного Узбекистана была принята в 1992 году. А. Х. Саидов убежден, что «в отличие от советских основных законов в новой Конституции Узбекистана нет засилья европоцентристкого конституционного регулирования, но есть разумный учет норм гражданского общества, разделения властей, сдержек и противовесов власти, присущих демократическим Конституциям стран Запада».
В Кыргызской Республике Конституция была принята 5 мая 1993 года. Во всех этих конституциях воплощены устоявшиеся традиции международного конституционного опыта и собственная многовековая юридическая история. Причем историческим фактом является то обстоятельство, что Узбекистан первым ввел, еще в марте 1990 года, президентскую форму правления. В Казахстане же Закон «Об учреждении поста Президента» был принят в декабре 1990 года. Все три независимых государства являются светскими, унитарными. Приведем цитату доктора юридических наук, проф. А.Х. Саидова в этом аспекте: «Светский критерий может рассматриваться как правовой- в сферах, предусмотренных по смыслу Конституции, и как общественный, гражданский- исходя из реального самосознания общества в целом и влиятельных его слоев в частности. Явление светского пути на основе исламской культуры- показ демократизма и плюрализма в независимом Узбекистане».
Конституция суверенного Таджикистана была принята 6 ноября 1994 года. Шестое ноября 1994 года в истории Республики Таджикистан открывает величественную ее страницу. Таджикский народ за более чем тысячелетнюю историю своей государственности впервые принял Конституцию независимого государства путем референдума. Активное участие всех граждан республики в этом важном политическом событии является важным достижением и победой демократии в Таджикистане».
Историко-правовое исследование действующей Конституции Таджикистана позволяет изучить прошедшие за последние годы коренные политико-правовые и социально-экономические преобразования в стране и определить степень преемственности правовых и иных норм от предшествующего 70-летнего периода советского строя, а также правомерность использования зарубежного опыта.
В истории Таджикистана были приняты пять Конституций (в 1929, 1931,1937, 1978 и 1994 гг.), на основе и во исполнение которых происходили формирование и совершенствование республиканского законодательства, что свидетельствует об определенном опыте и традиции в области национального правотворчества.
Скрупулезный анализ нормативно-правовых актов периода от провозглашения государственной независимости до принятия Конституции Республики Таджикистан, глубокое исследование основных положений самой Конституции и изданных на ее основе законодательных актов свидетельствуют о многотрудном, но самостоятельном пути развития таджикского народа в построении правового, демократического и светского государства, что представляет большой научный интерес.
С принятием Конституции 1994 года как фундамента всей системы законодательства и центра правовой системы Республики Таджикистан, встали неотложные задачи: конструирование и организация деятельности органов молодого государства на основе конституционного принципа разделения властей, а также разработка и принятие новых законов, отвечающих духу государственной независимости, интересам формирования правового государства и рыночной экономики, приведение действующего законодательства в соответствие с принципами и нормами Конституции. 26 сентября 1999 года в Основной Закон Таджикистана были внесены изменения и дополнения.
Огромным вкладом в изучение данной проблемы явились исследования видных ученых-правоведов Таджикистана- А. Имомова, Ф. Т. Тахирова и других.
Конституция Туркменистана была принята 18 мая 1992 года. Туркменистан является наиболее противоречивым и одновременно интересным для исследователя примером изучения проблем строительства демократического общества на постсоветском пространстве. В то же время некоторыми международными и общественными организациями Туркменистан упоминается как государство, осуществляющее успешный переход от тоталитаризма к демократии. Выборы в стране и создание политических институтов проходили в строгом соответствии с официальной идеологией, она была направлена на создание незаменимой, но в то же время легитимной власти. Первым делом в стране были отменены очередные президентские выборы. В декабре 1993 года парламент страны выступил с инициативой о продлении полномочий президента до 2002 года путем всенародного референдума. Действующая Конституция не предусматривает такую правовую процедуру. Кроме того, закон «О референдуме» регламентирует проведение всенародного опроса не менее чем через два месяца после принятия решения парламентом страны о проведении такой процедуры. Эти требования закона не были соблюдены, и референдум был проведен через две недели с момента принятия решения.
В Конституции Туркменистана есть ряд прогрессивных моментов, которые по идее должны направлять ход развития политических событий в цивилизованное русло, создавать условия для появления политического плюрализма и, самое главное, гарантировать права граждан страны на свободу волеизъявления, выборы политического руководства и т.д. К таким прогрессивным моментам в Конституции можно отнести положения о верховенстве права, прямом действии конституционных норм, плюрализме мнений, провозглашении принципа разделения властей, права частной собственности на средства производства, землю и иные материальные и интеллектуальные ценности.
Согласно Конституции, меджлис является законодательным органом и представляет соответствующую ветвь власти. В то же время в иерархии высших органов государства меджлис выглядит бессильной структурой, не способной воздействовать на другие ветви власти. Помимо меджлиса правом издавать законы наделены Халк Маслахаты и президент, что умаляет роль парламента как законодательного органа. Слабость парламента объясняется тем, что ряд важных его полномочий перераспределены в пользу Халк Маслахаты. Ряд полномочий меджлиса, так или иначе, формализуется. В частности, во многом остается декларативным положение о праве парламента вносить изменения в Конституцию (п.1, ст. 67). Дело в том, что таким правом меджлис не может самостоятельно воспользоваться, так как в соответствии с п.1, ст. 50 целесообразность вопроса об изменении Конституции рассматривается Халк Маслахатом.
Судебная власть в стране не может воздействовать на другие ветви власти, отменять решения президента, Халк Мас- лахаты и меджлиса, противоречащие Основному закону, поскольку, согласно Конституции, судебная власть не обладает функцией конституционного контроля. Это обстоятельство полностью формализует существование третьей ветви государственной власти в стране.
Во всех этих конституциях воплощены устоявшиеся традиции международного конституционного опыта и собственная многовековая юридическая история. Причем историческим фактом является то обстоятельство, что Казахстан первым ввел, еще в 1990 году, президентскую форму правления. В нашей стране Закон «Об учреждении поста Президента» был принят в декабре 1990 года. Все три независимых государства являются светскими, унитарными.
Ныне действующие Конституции суверенных Казахстана, Таджикистана и Туркменистана устанавливают механизмы функционирования всех звеньев государственного аппарата, их компетенцию, закрепляет демократические основы общественной жизни, во главу угла ставит личность, права и свободы человека и гражданина. Огромное внимание в ней уделяется роли выборных органов государственной власти, системе сдержек и противовесов во взаимоотношениях всей ветвей власти, статусу местных органов самоуправления, укреплению независимости судов, усилению полномочий правоохранительных органов.
В заключение подчеркнем, что дальнейшее развитие новых национальных правовых систем независимых государств Центральной Азии - Республик Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан происходит в результате новых интеграционных процессов в свете идеи евразийства Н.А. Назарбаева, направленных на укрепление этими республиками государственной независимости на основе кардинальных преобразований в области общественного развития в этих государствах.