Нерешенные вопросы правового регулирования трансграничных водотоков в Центрально-Азиатском регионе
![]() |
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Раджабов С.А. В статье рассматриваются международно-правовые проблемы использования трансграничных водных ресурсов в Центрально-Азиатском регионе, которые до сих пор не урегулированы. Дискуссионность проблематики, недостаточная разработанность правовых механизмов, потребность в разработке новых механизмов управления совместными водными ресурсами трансграничных рек, необходимость тесного сотрудничества в решении важных и актуальных водных проблем для стран Центральной Азии обсуждаются в данной статье. |
Распад СССР на независимые государства привел к пересмотру сложившихся к концу 80-х годов межреспубликанских водных источников, перешедших в категорию трансграничных вод, что повлекло за собой возникновение новых вопросов на государственных границах. Многие реки, озера, находившиеся в пределах территории СССР, стали пересекать границы сопредельных государств; в настоящий момент они приобрели статус трансграничных (например, Амударья и Сырдарья).
Использование и охрана рек межреспубликанского значения в бывшем СССР соответствовали существовавшему разделению труда между республиками, специализации и структуре их народного хозяйства. Сложившиеся масштабы и режим использования водных ресурсов, их качество не соответствуют тем или иным нормам международного права в отношении трансграничных вод, что, естественно, создает трудности на новом уровне отношений между бывшими союзными республиками. Теперь вопросы, касающиеся различных видов пользования водных ресурсов трансграничных рек, могут быть урегулированы только в международном порядке.
Республика Таджикистан проявила ряд инициатив в области водопользования в рамках ООН (объявление 2003 года Международным годом пресной воды, провозглашение 2005-2015 гг. Международной декадой под девизом «Вода для жизни», объявление 2012 г. Международным годом водной дипломатии и т.д.). Реализация этих инициатив значительно способствовала укреплению сотрудничества и диалога, выработке новых подходов в урегулировании водных отношений между прибрежными странами, улучшила взаимопонимание водопользователей на всех уровнях.
Наряду с инициативами в области водопользования, в вопросах урегулирования трансграничных водотоков имеются международные документы, регламентирующие распределение вод трансграничных водотоков. Это Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 г. и Конвенция о праве использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 марта 1997 г. Оба документа обязывают рассматривать использование трансграничных вод разумным и справедливым образом. Указанные международно-правовые акты представляют собой общую правовую основу для выработки двусторонних и многосторонних договоров применительно к тем или иным трансграничным водотокам. Как справедливо отмечает К. Х. Сасиев, «хотя в данной Конвенции (1997 г. - С. Р.) большое внимание уделено вопросам водораспределения, в некоторых отношениях она даже "более мягкая" (и напрасно), чем Водная конвенция (1992 г. - С. Р.)».
В Центральной Азии имеются более конкретные соглашения между республиками региона. Так, еще в 1992 г. между республиками Центральной Азии была достигнута договоренность о необходимости сохранения действовавшего с советских времен режима управления водными ресурсами бассейнов Амударьи и Сырдарьи. Соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» от 18 февраля 1992 г., подписанное министрами водного хозяйства в Алма-Ате, регулирует и по сей день вопросы вододеления, ирригации, устанавливает режим и лимит использования вод бассейнов Амударьи и Сырдарьи в соответствии с практикой и объемами, принятыми во времена СССР. В дальнейшем это решение подтверждалось Кызыл-Ординским соглашением от 26 марта 1993 г. и Нукусской декларацией от 20 сентября 1995 г.
Анализ показывает, что подписание вышеперечисленных документов было очень важным и полезным, так как позволило предотвратить неконтролируемый развал общего водохозяйственного сектора в регионе. Но эти механизмы уже давно исчерпали свои возможности. С момента принятия последнего документа прошло 20 лет и существующая межгосударственная правовая база сотрудничества в сфере водопользования в Центрально-Азиатском регионе имеет ряд недочетов:
- отсутствие единого перечня вопросов, требующих правового урегулирования на региональном уровне;
- неудовлетворительное состояние исполнения принятых соглашений;
- несовершенство существующего механизма разработки обязательных межгосударственных соглашений;
- пассивность и нигилизм в поддержке международных водных норм и прав;
- нестабильность правовой базы;
- разногласия по вопросу права собственности на трансграничные водные ресурсы;
- разногласия относительно реализации принципа «загрязнитель платит»;
- разногласия по поводу отношения к водным ресурсам как к товару и к применению режима платного водопользования в практике межгосударственного водораспределения;
- разногласия, возникающие по поводу роли действующих органов, таких как Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, Бассейновое водохозяйственное объединение «Амударья» и БВО «Сырдарья», Международный фонд спасения Арала;
- разногласия относительно путей дальнейшего преобразования системы органов межгосударственного сотрудничества.
Учитывая большой объем и широкий спектр предстоящей деятельности по повышению эффективности управления водно-энергетическими ресурсами, целесообразно, исходя из зарубежного опыта, иметь в Центрально-Азиатском регионе водно-энергетический консорциум, который бы являлся, с одной стороны, финансовым механизмом, решающим проблемы с недостатком средств у покупателей электроэнергии и топливных ресурсов, направленных за компенсацию воды, и гарантировал бы своевременное исполнение платежей, а с другой стороны - страховой организацией, покрывающей возможный ущерб, возникающий по объективным причинам, не связанным с деятельностью человека. Ущерб, возникающий по субъективным причинам, взимался бы с виновной стороны в виде штрафов.
В Центрально-Азиатском регионе созданы межгосударственные инструменты по решению вопроса вододеления. Так, по решению глав государств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана 26 марта 1993 г. был создан Международный фонд спасения Арала (МФСА). На встрече в г. Кызыл-Орде 19 апреля 1996 г. ими было подписано Соглашение о совместных действиях по решению проблем Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона.
В учредительных документах говорится, что «Фонд координирует финансовое обеспечение многокомпонентной комплексной Программы бассейна Аральского моря, нацеленной на решение экологических и социально-экономических проблем Аральского региона и устойчивое управление окружающей средой». Решением глав государств - учредителей МФСА осенью 2008 г. Казахстан был избран председателем МФСА (2009-2011 гг.), а затем Таджикистан стал возглавлять этот орган (2012-2014 гг.).
В целях оптимизации механизма распределения воды в Центрально-Азиатском регионе нами сформулированы следующие практические предложения и рекомендации:
- осуществить постепенный переход на бассейновом и субрегиональном уровнях в пределах каждой страны на интегрированный (комплексный) метод управления водопользованием, ориентированный на равноправное участие всех отраслей, местных органов и представителей водопользователей в этом управлении. Данный метод устанавливает взаимосвязь водопользования с природными и экономическими факторами, сбалансированность достижения целей экономического развития с экологической безопасностью речных систем и, как следствие, является одним из важных положений современной концепции управления водными ресурсами;
- усовершенствовать нормативно-правовую базу трансграничного сотрудничества, четко разграничить полномочия различных водохозяйственных организаций, министерств и ведомств. С этой целью необходимо подписание всеми странами Соглашения о комплексном использовании водных ресурсов рек и принятие соответствующих этому соглашению Правил распределения и оперативного управления водопользованием. К разработке Соглашения и Правил целесообразно привлечь ученых, практиков, представителей соответствующих стран и крупных компаний;
- разработать и подписать Конвенцию по совместному использованию рек и присоединиться к ней всем странам региона;
- разработать, с целью облегчения последующих необходимых соглашений по отдельным вопросам, Региональную стратегию рационального и эффективного использования водных и энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона. Только путем сотрудничества, основанного на правовых документах, страны смогут решить как свои национальные, так и региональные проблемы. Главным направлением для подготовки региональной стратегии управления водными ресурсами Центрально-Азиатского региона является определение подходов, обеспечивающих равные и удовлетворительные условия для устойчивого развития экономического и социального потенциала стран региона на основе регламентированного и контролируемого порядка водопользования, эксплуатации всех технических объектов, определения обязанностей по охране вод, в том числе водной экосистемы Арала. В стратегии необходимо будет учесть географические, экономические, социальные и иные особенности каждого государства, сблизить позиции стран, определить принципы вододеления, организационные и правовые основы сотрудничества по водным вопросам;
- осознавая, что дефицит водных ресурсов в регионе усугубляется их нерациональным использованием, и принимая во внимание постоянный рост населения, представляется важной ориентация всех стран на водосбережение, соответствующее современным технически и экономически достижимым уровням водопользования.
Осваивая свои гидроэнергетические ресурсы, Таджикистан полностью учитывает нормы международного права, а также интересы соседних стран. Именно поэтому, проявив добрую волю и исходя из необходимости обеспечения транспарентности, открытости и соблюдения общерегиональных интересов, Таджикистан с помощью международных институтов провел технико-экономическое обоснование, оценку экологического и социального воздействия строящейся Рогунской ГЭС. Оба исследования завершены, результаты, опубликованные в прессе, препятствий к строительству Рогунской ГЭС не выявили.
Таким образом, сотрудничество государств региона в решении проблемы трансграничных водотоков является важным фактором укрепления региональной безопасности в Центральной Азии. Такое сотрудничество будет плодотворным, если государства Центральной Азии будут его развивать на основе и при соблюдении принципов и норм международного права. Обеспечение верховенства права в международных отношениях государств Центральной Азии является залогом успешного развития сотрудничества между ними и гарантией укрепления мира и безопасности в регионе.