Концепции интеграции складывались исторически. Наиболее приемлемые формы интеграции для стран ТС и ЕЭП ввиду сходности менталитета и культурно-религиозных основ в развитии государств мы находим в примере Европы.
«Первое объединение Европы произошло в VII веке, воедино были собраны в империи народы, населявшие земли, на которых расположены Австрия, Бельгия, Западная Германия, Северная Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. Создание империи было отмечено введением в 794 г. первой единой западноевропейской валюты - монеты денарий. Объединение народов в одно (единое) государство происходит параллельно с осознанием потребности введения единой валюты, так как валюта является самым эффективным интегрирующим элементом и наиболее ярко символизирует целостность государственного образования., выделяя его среди прочих». Исходя из вышеизложенного мы имеем первый тип интеграции, выраженный в виде объединения государств в одно, с централизованной системой управления и единой валютой. Условно назовём его «централизованный».
Имеет место в истории и второй тип интеграции - заключение между государствами валютных союзов. Второй тип интеграционного процесса исторически мы можем наблюдать на примере интеграционного процесса, проходившего в Европе на рубеже XX века - это заключение рядом западноевропейских государств валютных союзов (Германо-Австрийский валютный союз, Латинский валютный союз и Скандинавский валютный союз, которые не преследовали цели создать единые государства). «Заключение Германо-Австрийского валютного союза (1857-1866) означало введение в Австрии южно-германской валюты гульден. Этот Союз был обречён на неудачу вследствие серьёзных политических разногласий между участвующими в нем государствами». Нечто подобное мы наблюдаем в настоящее время в ЕС, где присутствуют экономические и политические разногласия, протестные настроения, массовые беспорядки. Стабильная Швейцария готовится к краху Еврозоны, в частности, увеличением воинского контингента на четыре батальона для предотвращения массовых беспорядков, которые могут возникнуть с территории других стран Евросоюза, а также ужесточением миграционной политики (вопрос решался в форме референдума). Во втором типе интеграции происходит введение единой валюты, но без образования единого государства (центра управления). Это децентрализованная форма интеграции.
Исторически жизнеспособным и наиболее стабильным типом интеграции проявил себя централизованный тип интеграции.
При осуществлении интеграции происходит определённый важный этап - гармонизация политик и законодательств интегрирующихся государств. Раскрытие понятие «гармонизация», по мнению автора, оказывает важное влияние для выбора типа интеграционного союза. В научной литературе, посвящённой исследованию ЕврАзЭС, существуют следующие подходы к определению понятия «гармонизация»: «Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений»; «гармонизация - процесс обеспечения согласованности правовых актов, соразмерности объема полномочий принявших их субъектов, достижения целей, заданных государственными институтами».
И. И. Лукашук отмечает, что гармонизация представляет собой процесс целенаправленного сближения правовых систем в целом и отдельных отраслей, утверждения общих институтов и норм, устранения противоречий. Исходя из имеющихся доктринальных определений, а также определений понятия «гармонизация», содержащихся в различных международных документах, Н. А. Данилов понимает под гармонизацией следующее: «Гармонизация — планомерный процесс сближения национальных правовых систем, выражающийся в формировании в различных национальных правовых системах схожих по правовому регулированию институтов, подотраслей и отраслей права, единого правового регулирования определённых общественных отношений».
Исходя из вышеотмеченных доктринальных воззрений и проведённого Н. А Даниловым доктринального анализа понятия «гармонизация», сложно прийти к выводу о наиболее эффективном типе интеграционного объединения. В результате этого возникает необходимость более глубокого и широкого раскрытия понятия «гармонизация», в основе которой лежит понятие «гармония».
Гармония (др. греч. ap|jovia — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию музыки.
Человеком, ответственным за беспрецедентный успех «Beatles», был Теодор Адорно. Его секретным оружием была система атональной музыки, или, как ее еще называют, 12-то- новая музыка, которая, казалось, пробуждала в сознании общие для многих людей ощущения и действовала особенно на определенные возрастные группы. Данная система атональной музыки, или 12-тоновая музыка, - это метод музыкальной композиции, созданный в конце 1910 г. австрийским композитором, секретным агентом британской разведки Арнольдом Шёнбергом. Он описывает музыку, в которой применяются как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, в отличие от тональной системы, характерной для европейской музыки XVII-XIX вв., в которой вся звуковысотная структура подчинена строгой иерархии, то есть существует главный тон, к которому стремятся все остальные звуки. Шёнберг стремился к тому, чтобы его метод композиции стал основной движущей силой музыки, сменив тональную систему, основанную на гармонии.
«Эта новая форма музыки влияла отрицательно на психику американцев, приводя к последовательному и в то же время радикальному разрыву семейных и религиозных культурных связей, - пишет Ричард Уоррен Липак в книге "События и тайны эпохи: Джон Леннон и "Beatles" как зеркало человеческой судьбы" (Epoch Moments and Secrets: John Lennon and the Beatles as the mirror of man's destiny). - Это произошло естественным образом, под влиянием тяжелых и повторяющихся звуков, воздействию которых подвергались тело, мозг и человеческий дух, под влиянием атональной шкалы».
Исходя из вышеотмеченных доктринальных воззрений, понятий, терминов, автор в результате проведённого изучения и анализа пришёл к следующим выводу:
Гармонизация - планомерный, органичный процесс сближения национальных правовых систем, выражающийся в формировании в различных национальных правовых системах схожих по правовому регулированию институтов, подотраслей и отраслей права, единого правового регулирования определённых общественных отношений, основанный на принципах гармонии, целью которого является создание иерархически единой правовой системы в рамках централизованного экономического союза.
Современная европейская интеграция, по мнению Т. В. Грачёвой, является частью глобального интеграционного процесса и переходной стадией к созданию глобального государства. С её же точки зрения, происходит глобальный управляемый процесс по постепенной ликвидации национальных политических и экономических суверенитетов национальных государств и создание союзов государств по второму типу (децентрализованных с единой валютой) с последующим переходом к глобальному (централизованному) государству. Основой для этого Глобального государства (своего рода матрицей) должно послужить одно из современных государств, для чего оно не будет введено (по сути, а не по форме) ни в один децентрализованный союз и должно сохранить экономический и политический суверенитет в достаточном объёме для последующего распространения на всё государство. Какое же это потенциальное государство? На первый и поверхностный взгляд, напрашиваются США, но это только не первый взгляд. В конфедеративном государстве США процесс децентрализации и «десуверенизации» запущен и идёт полным ходом - это один из кирпичиков здания Глобального государства, но никак не краеугольный камень. На роль «краеугольного камня» - основы (матрицы) нового Глобального государства наиболее подходит Израиль.
Единый глобальный интеграционный (империалистический процесс), результатом которого будет построение Единого глобального государства, неизбежен - это вопрос времени. Но в историческом ракурсе мы наблюдаем форсирование этого процесса при отсутствии объективных предпосылок для этого, результатом чего был «откат назад» процесса глобализации в виде разрушения, распада либерально-демократических (децентрализованных) союзов - так как данный промежуточный этап формирования Глобального «империалистического» (централизованного) государства крайне нестабилен и требует одновременности процесса во всём мире (сохраняя недолгую стабильность и жизнеспособность) и требует своевременного перехода в окончательную стадию формирования Глобального государства (опять же при наличии объективных предпосылок для этого). Исторически процесс неоднократно инициировался и форсировался, но откатывался к начальным стадиям (Наполеон, Гитлер, Революция 1917 г. в России и т. д.)
В настоящее время мы наблюдаем запуск начальных процессов Глобализации и, так же как и в историческом контексте, видим неединовременность формирования децентрализованных союзов и затягивание данной стадии, что ведет к распаду этих промежуточных недолго жизнеспособных систем. Вновь и вновь наблюдаем отсутствие объективных предпосылок для глобализации, а именно: неподготовленность всего мирового сообщества для создания Единого Глобального Империалистического государства в соответствии с замыслом его устроителей.
Рано или поздно лица, управляющие процессом глобализации, осознают (а возможно, уже осознали) необходимость тактической уступки в виде возможности возрождения России хотя бы в «усечённом» виде (централизованного Евразийского экономического союза не всех ранее входивших в Российскую империю, а позднее в СССР государств, а лишь России, Украины, Белоруссии и, возможно, Казахстана), так как в случае окончательного распада территории, разрушения экономики, производства, связей, ослабления производительных сил, а также разложения потенциала электората (столь необходимого глобальному государству) заново осваивать такую огромную территорию и всё восстанавливать будет слишком затратно даже для последующего глобального государства, а эта проблема возникнет непременно, если процесс распада не будет приостановлен на данном этапе.
Исходя из вышеизложенного, для стран ТС и ЕЭП, по мнению, которое разделяет автор, открывается перспектива выработки достаточно определённой концепции интеграции, а именно постепенной реализации 1-го типа интеграции (централизованного), осуществляемой по принципу «мягкой силы» при отсутствии либерального подхода и принципов.
При создании (или в процессе создания) централизованного союза необходимо будет переподчинить Центробанк правительству и восстановить контроль над золотовалютными запасами, а именно: вносить изменения в законодательство таким образом, чтобы контроль над деятельностью Центробанков был постепенно возвращён под контроль правительств, а в итоге - единой правительственной структуры Евразийского экономического союза, аналогично в отношении контроля над золотовалютными запасами, которые в итоге так же должны быть централизованы, как и управление ими в интересах, прежде всего, Евразийского экономического союза. Данные меры позволят произвести рывок в развитии производительных сил, что приведёт к обеспечению суверенитета, развитию экономики и благосостояния граждан, общества, государства.