Создание в России Евразийского духовного управления мусульман как сегмента вхождения России в «сердца» Ближнего Востока
Мусульманская умма России переживает сегодня непростое время реформ и знаковых изменений. Девальвация культурных и образовательных ценностей, случившихся на пространствах СНГ после распада Советского Союза, сказалась на уровне знаний рядовых граждан, в том числе мусульман, на качестве религиозного образования и на политической ситуации в стране. Так, внутреннее положение в республике Дагестан, Чечня, Татарстан и в ряде других регионов остается крайне неспокойным. Ежедневно в новостях появляются сводки о столкновениях между боевиками и правоохранительными органами в регионах России, связанные с религиозным экстремизмом. Жертвами становятся силовые структуры, мирные жители. Казалось бы, духовных лидеров мусульмане должны как минимум уважать, но и они становятся объектами нападения. Так, 19 июля 2012 года был убит заместитель муфтия республики Татарстана Валиулла Якупов, в этот же день была взорвана машина муфтия Татарстана, сам же Илдус Файзов был госпитализирован. 28 августа 2012 жертвами теракта в Дагестане стал один из лидеров суфийской духовной общины шейх Саид афанди аль-Чиркави (Саид Ацаев). Напомним, что Шейх Саид-афанди к началу 90-х годов XX века стал самым авторитетным духовным лидером Дагестана. Главное его достижение - ему удалось заключить перемирие с властями республики. Практически взять под контроль всю религиозную жизнь Дагестана и оказывать большое влияние на светскую политику, подчинить своему влиянию и светскую власть, и остальных суфийских шейхов. Но теракты и убийства духовных лидеров дестабилизировали ситуацию в регионе.
Хаос на религиозной почве возник на фоне политической нестабильности в 90-е годы прошлого века. С развалом СССР перестал существовать единый центр управления страной. Главы союзных и автономных республик воспользовались данным положением, попытались вести самостоятельную политику, но не осознали пагубность данной ситуации. Однако, такие страны, как Саудовская Аравия, Турция, Англия и Соединенные Штаты Америки стали вмешиваться косвенно или напрямую во внутренние дела ослабевших республик. Не случайно на официальном сайте НАТО прямо указано, что страны СНГ стали после распада СССР одними из ключевых партнеров в содружестве. Там же указано, что из всех аспектов военно-политических отношений государств-участников Содружества и Североатлантического альянса приоритет отдается военному сотрудничеству. Военное сотрудничество стран СНГ и НАТО осуществляется в основном по следующим направлениям: совместные учения, подготовка кадров, отношения между гражданскими и военными, демократический контроль над вооруженными силами.
Между совсем еще недавно «братскими народами» политические лидеры национальных республик стали пропагандировать межнациональную рознь. На Кавказе бывший офицер и начальник военного гарнизона Джохар Мусаевич Дудаев цинично, обманным образом, под предлогом создания исламского государства, хотя в Афганистане была война (1979-1989), активно боролся против исламистов, вовлек Кавказ в междоусобную войну.
В конце 90-х годов XX в. Россия была на пороге распада. Но 2000 год стал переломным для государства. Начался восстановительный процесс политической структуры государства. С 2010 года стали происходить интеграционные процессы уже в странах СНГ. Так возник Таможенный союз, ЕврАзЭс, а в 2012 году В.В. Путин в своих предвыборных статьях предложил создать Евразийский союз. Это проект конфедеративного союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством, предполагаемый к созданию на базе союза России, Казахстана и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ - ЕврАзЭс, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством. Тем не менее, почему-то не говорится об объединении духовных центров. Нельзя не учитывать опыт СССР, когда религию считали «опиумом народа», и её пытались игнорировать. Однако, без веры, без нравственности ни один народ не становится единым, братским, а идет только к деградации и вымиранию. Это хорошо показала история нашей страны. Так, под православной верой в X в. объединилась Русь, в XIV веке одолели татаро-монгольское иго, отбили поляков в Смутное время. На протяжении всей истории России Церковь была тем стержнем, при помощи которого страна сохраняла свою идентичность. Россию также существенно отличает от других государств то, что мы многонациональная страна, в которой мирно сосуществуют и другие мировые религии. В России никогда не было гонений на межнациональной и межрелигиоз- ной почве. Все народы, которые становились частью России, сохраняли свои культурные традиции.
Еще одним стержнем, при помощи которого страна будет непобедимой, это, на наш взгляд, ислам. Ислам на сегодняшний день является второй по численности верующих мировой религией. В России также растет число мусульман, и данное положение нельзя игнорировать. Но исламизация должна происходить в тех регионах, где есть соответствующие предпосылки, и должна быть связана с мусульманскими историческими событиями в этом регионе. Но чтобы действовать во благо человечества, не вызывая своими действиями вражду, необходимо консолидировать религиозные организации. Так, Евразийский союз сможет объединить Исламскую умму Евразии2. Но прежде чем объединять мусульманское общество, и под каким учреждением это будет происходить, рассмотрим историю возникновения ислама и его духовенств на территории современной России.
По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина: «ислам пришел на нашу землю раньше, чем крещение Руси - на территории Дербента (Дагестан) уже в VIII веке была построена мечеть». Независимые мусульманские государства на территории России существовали тысячу лет - с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны; весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств - русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи. В исламский период Золотой Орды христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии. С этого времени ислам становится религией большого числа поданных российского монарха.
На территорию России (а именно в Дагестан) ислам был принесен в результате арабских завоеваний во второй половине VII века. Однако первоначально он не получил здесь широкого распространения, так как горцы не хотели принимать силой навязываемую им веру. Процесс утверждения ислама в Дагестане активизируется в результате миссионерской деятельности арабских проповедников и охватывает довольно длительный период с X по XVIII век.
В 1312 году ислам как государственную религию приняла Золотая Орда (Улус Джучи) - одно из государств-преемников империи Чингисхана, расположенное на значительной части территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь). Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была веротерпимым государством при традиционной монгольской религии элиты) вассалами Орды были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему ярлык на княжение.
Похожие исламские страны-улусы, преемники империи Чингисхана, в которых впоследствии был принят ислам, существовали и на территории нынешней России и стран СНГ:
— Чагатайский улус (1224—1370 гг.) - современные Узбекистан, Таджикистан, Семиречье в Казахстане;
— Узбекский улус (XIII—XV века) - современные Казахстан, Узбекистан и Западная Сибирь.
С конца XV века начинаются попытки московских великих князей установить контроль над Казанью. После взятия Казани князьями Владимиром Старицким и Александром Горбатым-Суздальским и последовавшего насильственного крещения тысяч казанцев Иваном Грозным булгарам была оставлена вторая столица (современная Уфа). В 1552 году Иван IV Грозный покорил Казанское, а в 1556 году Астраханское ханства. Постепенно и другие исламские государства были присоединены к православной царской Руси и России военным путём.
В царском указе 1681 г. Ивана V, отношение к магометанству меняется в связи с принятием доктрины православного государства. В XVII-XVIII вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман. Утверждаются мусульманские праздники, мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть).
Официальное мусульманское духовенство образовано в 1788 году Высочайшим Указом Императрицы Екатерины II как Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). Оно должно было осуществлять контроль над духовной жизнью всех российских мусульман, началось встраивание духовных лиц Ислама в сословную структуру империи. В конце XVIII века берет свое начало особый период территориального роста России. Главным его содержанием стало включение в состав государства огромных территорий, заселенных преимущественно мусульманами. Юрисдикция ОМДС с тех пор ограничилась внутренними областями, а для окраин стали создаваться свои органы управления духовными делами новых мусульманских подданных империи. Общий надзор за жизнью российских мусульман осуществлял Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел России, который в своей деятельности был обязан придерживаться «принципа полной терпимости».
Последним регионом с преобладающим мусульманским населением, вошедшим в состав России, был Туркестанский край, включавший в себя часть казахской степи и среднеазиатские ханства. Безусловно, политика империи в отношении Ислама во внутренней России значительно отличалась от окраин. Тем не менее, представляется полезным остановиться на ее основных принципах и динамике в Центральноазиатском регионе.
С 1831 г. начало функционировать Таврическое магометанское духовное правление в Крыму. Сразу после завоевания Ташкента в 1865 г., первый военный губернатор Туркестанской области М. Г. Черняев принял на себя обязательство сохранять в неприкосновенности ислам и все его институты и, в обмен на лояльность мусульманских религиозных деятелей, не вмешиваться в его деятельность. В 1867 г. в Средней Азии было создано Туркестанское генерал-губернаторство. В Ташкент прибыл К.П. Кауфман - активный русификатор в Северо-Западном крае, где он также был генерал-губернатором и всячески поощрял массовый переход католиков в православие, новый главный начальник Туркестана в отношении мусульман стал проводить политику «игнорирования» ислама (политикой позитивного нейтралитета).
В первые годы Советской власти религиозная активность духовенства в стране сохранялась. Антирелигиозная борьба в стране началась в середине 30-х и приняла воинствующий характер: разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие его представители были расстреляны или умерли в местах заключения. В 1944 году Центральное Духовное Управление мусульман (правопреемник ОМДС) разделено на 4 независимых управления и переименовано в Духовное Управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, и оно просуществовало в данном виде до распада СССР.
В 90-е годы XX века процесс исламского возрождения был в значительной мере омрачен прогрессирующим расколом духовных управлений мусульман (ДУМ), приведший к появлению десятков враждующих между собой муфтиятов. Россия вышла на первое место в мире по количеству высших духовных лидеров суннитского ислама - муфтиев. Раздробленность российской уммы и отсутствие общепризнанных религиозных авторитетов способствовали развитию межэтнических и вну- трирелигиозных конфликтов, равно как и позволили манипулировать исламом для прикрытия политических и коммерческих интересов многочисленных «групп влияния».
За последние 25 лет исламское сообщество России потеряло даже видимость единства. Попытки воссоединения российских мусульман приводили только к новым расколам и разделениям. Значительные силы основных соперников на мусульманском поле - Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) и Совета муфтиев России уходили на междоусобную борьбу, чем активно пользовались эмиссары нетрадиционных для России течений ислама, стремительно распространявшие свое влияние. Из-за своей раздробленности российский ислам до сих пор не занимает надлежащей ниши в российском обществе, а его лидеры не обладают подобающим влиянием. Более того, сам институт муфтиятов находится сейчас под угрозой уничтожения.
По сути, новейшая история исламского сообщества России стала историей возрождения и раскола. Однако если история исламского возрождения в некоторой мере отражена в трудах отечественных2 и зарубежных исламоведов, то тему раскола затрагивают в основном полемические статьи в ненаучных печатных изданиях и веб-сайтах. Необходимость в систематизации процессов, идущих в российской умме, назрела уже давно, однако специфика современного российского исла- моведения заключается в том, что при хорошей изученности собой». Коран (8:1);«... не будет на них греха, если они примирятся друг с другом (ведь) примирение лучше»; Коран («Женщины», 128);»...примирите их между собой по справедливости и будьте беспристрастными. Поистине, Аллах любит беспристрастных!» Коран («Комнаты», 9);«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» Коран(3:103)
На данный же момент сложилась парадоксальная ситуация в мусульманском духовенстве: муфтии, лидеры своих духовенств и простые мусульмане понимают, что для продуктивной работы необходимо консолидировать все свои усилия, но под каким именно учреждением будет это происходить и начинают возникать противоречия. Сложности в большей степени создают сегодняшние председатели духовенств. В сложившейся ситуации надо понимать, что личные амбиции и принципы здесь неприемлемы. И нужно идти на компромисс (в учениях Ислама говорится о взаимных уступках для общего блага) и образовать Единое духовенство. Один из путей - воссоздать Центральное духовное управление мусульман в его структурированном виде 40-х годов XX в. Выбор именно этого пути определяется его исторической эффективностью. На протяжении II веков ЦДУМ вполне успешно функционировало.
Но процесс единения Российского духовенства должен проходить не только в пределах Российской Федерации. Есть множество стран, а именно стран центральной Азии, с которыми мы многие годы жили в единой стране. Нужно этот интегрированный процесс придать и им. Создать единое духовенство совместно с Центральной Азией, Кавказом, Закавказьем, а затем уже этот процесс перейдет и в Восточную Азию и т.д., и на этой базе создать Евразийское Духовное Управление Мусульман (ЕДУМ). Данное учреждение уже будет вырабатывать единую стратегию развития исламской уммы. Разрешив внутренние противоречия, выйдем уже на значимый глобальный уровень. Время, когда все бывшее союзные страны бежали друг от друга, перестав вести даже примитивный диалог, прошло. Государственные деятели наконец-то поняли, что сила только в единстве, а разобщенность не выгодна ни в одной из структур, будь она в политической, экономической или духовной сфере. Вражда между нашими государствами выгодна только тем странам, которые придерживаются формулы «разделяй и властвуй».
Уже эффективно действует Таможенный союз между странами: РФ, Белоруссия и Казахстан, дальше он будет только расширяться и приобретет статус Евразийского союза. Необходимо объединяться не только в рамках политического или экономического развития, но ещё и духовного. Это позволит создать сильное, главенствующее Содружество. Во главе ЕДУМ будет избираться муфтий, срок которого ограничен на 2 года, затем председательство будет переходить поочередно.
Центральное Духовное управление мусульман РФ и Европейской части будет находиться в Уфе, где и было создано первое в России духовное управление мусульман. На Кавказе таким центром является - Дербент (Дагестан). В Азии таким центром считается Узбекистан. Все эти города в свое время были родоначальниками развития Ислама в России. Небольшая история развития мусульман России была представлена выше. Разногласий о том, где будет находиться Духовный центр региона либо по каким-нибудь национальным признакам не должно быть. Наш мир действительно разнообразен, существует множество языков, национальностей и культур, и религия никоим образом это равновесие не разрушает, а только дополняет. Поэтому возможен пересмотр городов-центров, но противоречия не должны быть из-за каких-либо амбиций или принципов. Многовековая история, культура, опыт и расположения данных городов отвечает потребностям глобального продвижения ЕДУМ. Интеграция позволит сделать Евразийское Духовное управление мусульман одним из центров мусульманского образования, наряду с Турцией и Саудовской Аравией.
Подводя итоги, можно отметить, что само объединение еще не поставит ЕДУМ в один ранг с уже признанными духовными центрами, которые ведут свою многовековую историю. Для этого нам необходимо будет усиленно работать. Но уже есть неплохой фундамент и базис, который складывался столетиями, нужно только его воссоздать. Первым этапом будет создание научных центров на базе мечетей. Ведущие богословы и учёные будут приглашены. Во-первых, это будет менее затратное дело, чем отправлять студентов в другие страны, во-вторых, будут фильтроваться учения, и не будет допущено экстремистско-террористическое влияние. Также уже выпускники будут ориентированы на собственные культурные традиции, не чуждые им. Центры будут изучать богословие, толкования и изучение Священного писания, науку и технику, а также позволять человеку раскрыть себя1: не быть просто винтиком мировых процессов, а самому быть двигателем и управленцем. Это позволит создать новое общество, в котором главное место отводится человеческим ценностям.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (64) 2013