Евразийская интеграция и «Русский мир»
В статье были исследованы перспективы формирующегося интеграционного образования на постсоветском пространстве - Евразийского Союза. Основное внимание было уделено ценностному фундаменту будущего Союза государств, а также политической формуле С.С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность».
Редакция ЕврАзЮж, учитывая большой читательский резонанс, решила открыть научную дискуссию на тему « Евразийская интеграция и «Русский мир». Приглашаем всех желающих, способных на должном научно-теоретическом уровне высказаться по данной проблематике с учетом нижеследующих историкоправовых положений:
В центре процессов евразийской интеграции, происходящих на пространстве бывшего СССР и бывших территорий Российской империи, находится проблема т.н. «Русского мира» - культурно-исторического образования, фундаментом которого стали этические ценности, сформированные, главным образом, творческим гением русского народа. Эти ценности, которые можно обобщить слегка модернизированной формулой графа С.С. Уварова: «Духовность. Державность. Соборность», основаны на Православии. Они прошли через всю историю России, и в настоящее время также продолжают оказывать влияние на общественное сознание и государственную политику в странах «Русского мира». Поэтому религиозное обоснование «ценности государства» (как, впрочем, и религиозное обоснование общественной нравственности), продолжает оставаться краеугольным камнем мировоззренческой системы стран «Русского мира», единых для этих стран базисных ценностей.
Кроме того, здесь необходимо упомянуть еще об одном аспекте, связанном с понятием «базисные ценности». Указанные ценности оказывают решающее влияние на стереотип поведения человека, о котором говорил русский историк Л.Н. Гумилев. Единый стереотип поведения, основанный на Православии, державности и соборности - базисных ценностях Русской цивилизации, позволит интегрировать евразийское пространство, из которого в будущем сможет развиться новая суперэтническая общность, как это имело место, например, в XIV в. на территории Северо-Восточной Руси.
Единый стереотип поведения существует, и он основывается, прежде всего, на Православии. Это аксиома, которая не требует доказательств и от признания которой зависит будущее России. «Плоды», «творения», особого стереотипа поведения, присущего людям определенной цивилизации - это, среди прочего, государство и право. История различных цивилизаций говорит о том, что этот стереотип основывается на религии, то есть можно говорить не только об этнической общности, но и об общности религиозной, мировоззренческой, которая формируется на основе религиозной, или этической идеи, - как например, конфуцианство. Впрочем, конфуцианство не случайно называют в европейской интеллектуальной традиции «светской религией», видимо, особый, «почти религиозный» характер этого учения связан со спецификой китайской цивилизации.
По словам Л.Н. Гумилева, жизненные силы обществу дает «пассионарность» - способность его членов жертвовать индивидуальными интересами во имя коллективных. Русский историк объяснял явление «пассионаности» действием «нематериальных сил», говорил не без иронии о «лучах из космоса». Однако его примеры «пассионарного взрыва», факты, которые он приводит в подкрепление своей теории, позволяют установить всегда один источник пассионарности - религиозность. «Всплеск» пассионарности всегда связан с религиозным «горением», со стремлением к воплощению в жизнь Божественного закона, или же, наоборот, с отрицанием его, - тогда это уже будет то, что можно назвать «отрицательной пассионарностью».
И здесь нельзя не привести в качестве примера такого мировоззренческого единства народов России, уходящего вглубь веков, Русь XIV в. с ее религиозным возрождением, ставшим основой возрождения государства. По словам Л.Н. Гумилева: «...Москва стала точкой приложения сил митрополии, т.е. организованной пассионарной элиты Великороссии. Церковь как социальная организация дала этим пассионариям доминанту - защиту православия, которой можно было служить искренне, а не ради выгоды. Москва устояла, потому что... «московская политическая идеология была церковной... московский царь мыслился своими подданными не столько как государь национальный, сколько как царь православного христианства всего мира». Такое было возможно только в фазе пассионарного подъема. Митрополии служили тверичи, рязанцы, смоляне, суздальцы, киевляне, белорусы, крещеные татары и крещеные зыряне, карелы и ижоряне, новгородцы и псковичи. А Москве - только московиты. Здание православной теократии, воздвигнутое митрополитом Алексеем при помощи игумена Троицкой лавры Сергия Радонежского, стало крепиться еще при жизни владыки».
Ниже вы можете прочитать первую статью, открывающую научную дискуссию на тему « Евразийская интеграция и «Русский мир»
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 7 (62) 2013