Соотношение культуры прав человека и конституционного правосознания является центральной проблемой настоящего исследования. Именно через правосознание как один из значимых элементов правовой культуры осуществляется её тесное взаимодействие с культурой прав человека. Наиболее отчетливо можно проследить соотношение культуры прав человека и правового сознания через одну из его форм - конституционное правосознание.
Понятию конституционного правосознания, его специфике, компонентам, месту среди других отраслевых форм правового сознания, функциям, позволяющим охарактеризовать его роль в механизме конституционно-правового регулирования, а также основным направлениям повышения конституционного правосознания в современном российском обществе в настоящее время в юридической науке уделяется пристальное внимание.
Конституционное правосознание можно в общем виде определить как разновидность правового сознания общества, социальных групп и личности, отражающую их знания и отношение к конституционно-правовым нормам и институтам, к практике их реализации, а также осознание роли Конституции в правовом регулировании.
Конституционное правосознание имеет сложную многоуровневую структуру. Оно отражает представления субъектов об основах конституционного строя, о сущности, принципах, гарантиях и механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, о взаимодействии государства и общества, о значении Конституции в урегулировании современных общественных отношений.
Необходимо обратить внимание на особенности соотношения и взаимосвязи конституционного правосознания и культуры прав человека. Рассматривая вопрос о соотношении данных категорий, прежде всего, необходимо выявить то общее, что их объединяет.
Во-первых, и культура прав человека, и конституционное правосознание являются составными элементами духовной культуры, процесс их формирования направлен на духовное развитие человека и общества, затрагивает, прежде всего, изменение мировоззренческих установок и ценностных ориентаций.
Во-вторых, обе категории имеют непосредственное отношение к оценке прав и свобод человека. Поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека зафиксированы в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, конституционное правосознание, так же, как и культура прав человека, предполагает осмысленное отношение к данной норме индивида, социальных групп и общества в целом.
В-третьих, и культура прав человека, и конституционное правосознание имеют сложную многоуровневую структуру и общие, прежде всего рациональные, элементы в ней.
При этом культура прав человека и конституционное правосознание как научные категории имеют существенные различия.
Во-первых, в отличие от культуры прав человека, которая является комплексным понятием, отражающим состояние духовной жизни в целом, включает нравственноэтический, правовой, политологический и другие аспекты и выступает составным элементом предмета изучения различных областей научного знания, конституционное правосознание представляет собой исключительно юридическую категорию, характерную в первую очередь для науки и практики конституционного права, то есть имеющую отраслевой характер.
Во-вторых, культура прав человека охватывает все без исключения стороны и аспекты оценки прав и свобод человека, а конституционное правосознание - только конституционно-правовой аспект.
В-третьих, конституционное правосознание в области прав и свобод человека сосредоточено на конституционных основах взаимоотношений государства и личности, в то время как культура прав человека затрагивает всю совокупность отношений и взаимосвязей в обществе, государстве и международном сообществе.
В-четвёртых, в отличие от культуры прав человека, конституционное правосознание предусматривает оценку не только прав и свобод, но и иных конституционных норм, принципов, институтов, в том числе принципа единства государственной власти и разделения властей, парламентаризма, суверенитета народа, местного самоуправления и т. п.
Целесообразно проанализировать соотношение различных элементов и уровней конституционного правосознания и культуры прав человека, что позволит выявить более глубокие связи данных научных категорий.
Рациональный, аксиологический, психологический и прагматический аспекты культуры прав человека, безусловно, находят отражение в основных элементах конституционного правосознания: конституционно-правовой идеологии и конституционно-правовой психологии.
Прежде всего, общими являются рациональные компоненты данных явлений общественной жизни. Так, конституционное правосознание служит внутренним регулятором юридически значимого поведения человека в конституционно-правовой сфере, источником претворения юридических норм в фактическую деятельность граждан и должностных лиц. Применительно к области прав и свобод человека это означает, что для их реализации, защиты и восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие в первую очередь рациональных компонентов в системе конституционного правосознания представителей государства, общественных структур, социальных групп и отдельных личностей: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, механизмах защиты прав и свобод и т. п. Эти элементы находят свое воплощение в конституционно-правовой идеологии и, как уже было сказано выше, являются также ядром культуры прав человека.
Правовая идеология призвана нести в себе духовные, моральные, гуманные потенции, быть сориентированной на общепринятые человеческие ценности, поэтому в конституционно-правовой идеологии, как и в аксиологическом компоненте культуры прав человека, отражаются важнейшие ценностные ориентации индивида, отдельных социальных групп и общества в целом. Общность оценок и осознания идеи прав человека в конституционно-правовой идеологии и в мировоззренческом элементе культуры прав человека обеспечивает взаимное влияние данных явлений общественной жизни и способствует постепенной гуманизации права.
Формирование мировоззрения невозможно без психологических чувств, переживаний, эмоций. Конституционно-правовая психология и эмоциональный элемент культуры прав человека, безусловно, взаимосвязаны. Правовые эмоции человека выражаются в его отношении к праву в целом, к конституционным нормам в частности, в том числе к конституционному закреплению прав и свобод человека и гражданина, к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государства, к осуществляющимся в стране конституционным реформам и т. д. Эмоциональный элемент культуры прав человека также выражает отношение к правовому закреплению и регулированию его прав и свобод. Так, уважение прав и свобод человека отражает определённый уровень как культуры прав человека, так и конституционного правосознания. Однако эмоции, рассматриваемые как элемент культуры прав человека, могут не соприкасаться с конституционно-правовой психологией, поскольку многие проблемы прав человека характеризуются не только правовыми, но и иными (межличностными, морально-нравственными, религиозными и пр.) аспектами.
Достаточно сложно проследить соотношение прагматического элемента культуры прав человека с элементами конституционного правосознания, так как конституционноправовая идеология включает в себя лишь знания, взгляды, идеи и ценности, а конституционно-правовая психология предполагает только мотивацию человека, социальной группы и общества в целом к осознанному законопослушному и правомерному поведению, в том числе к соблюдению прав и свобод человека, но не формирование соответствующих конкретных навыков и умений, что характеризует культуру прав человека. Однако определённая зависимость всё же имеет место. Практическая ориентированность культуры прав человека, её способность к саморазвитию, особенно на индивидуальном уровне, за счёт осмысления и закрепления собственных навыков и умений, их передачи из поколения в поколение на групповом и общественном уровне, оказывает существенное влияние на развитие конституционного правосознания.
Типы и уровни культуры прав человека и конституционного правосознания также можно соотнести между собой. Культура прав человека и общества в целом, отдельных социальных групп и конкретной личности имеет тесную взаимосвязь соответственно с общественным, групповым и индивидуальным конституционным правосознанием. Кроме того, культура прав человека соотносится с конституционным правосознанием на обыденном, профессиональном и теоретическом уровнях.
Признание в РФ общедемократических ценностей современного конституционализма, идеи гуманизации права, новых принципов, задач и целей государственного и общественного развития предполагает постепенное формирование и изменение конституционного правосознания в обществе как важного показателя уровня правовой культуры и культуры прав человека. В свою очередь, повышение уровня культуры прав человека граждан Российской Федерации, отдельных социальных групп и российского общества должно привести к гуманизации и демократизации правосознания вообще и конституционного правосознания в особенности.
Влияние культуры прав человека на конституционное правосознание заключается в следующем:
- культура прав человека является важнейшим средством и необходимым условием гуманизации и демократизации конституционного правосознания;
- культура прав человека влияет на формирование адекватного отношения человека, социальных групп и общества к конституционно-правовым институтам в целом. Конституционное правосознание обогащается не только более философским подходом к проблематике прав и свобод человека и её конституционному закреплению, но и способностью к саморазвитию, благодаря наличию среди элементов культуры прав человека навыков и умений, находящихся в глубокой обратной связи с соотносимыми элементами конституционного правосознания и культуры прав человека, как было отмечено выше;
- культура прав человека позволяет развивать гражданские качества личности (восприятие права сквозь призму прав человека, гражданскую активность, осознание интересов общества и способность нести ответственность за собственный выбор и т. п.), необходимые для формирования индивидуального конституционного правосознания;
- культура прав человека способствует преодолению деформаций конституционного правосознания (конституционно-правового нигилизма, конституционноправового инфантилизма, конституционно-правового идеализма);
- культура прав человека изменяет отношение к конституционным механизмам защиты прав человека, формирует навыки их использования и уверенность в их эффективности.
Таким образом, конституционное правосознание и культура прав человека - взаимосвязанные и взаимозависимые категории. Основным гуманистическим принципом, пронизывающим эти категории, является идея уважения и действительного соблюдения прав и свобод, достоинства и ценности человеческой личности. Реальному воплощению данного принципа в Российской Федерации мешают различные факторы, в том числе антиподы культуры прав человека и деформации конституционного правосознания.
Характеристика перечисленных явлений в современной России, причины их возникновения и развития, а также основные направления и методы их преодоления требуют детального научного исследования и в настоящее время изучаются автором.
< предыдущая | следующая > |
---|