Сравнительно-правовой анализ противодействия коррупционной преступности в России и странах ближнего зарубежья
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Бабкина Е.В., Невдах Т.М., ХотькинаО.К. Противодействие коррупционной преступности в настоящее время является одной из основных задач, стоящих перед всеми государствами – участниками СНГ. Коррупция осознается правительствами этих стран как серьезная проблема национальной безопасности и рассматривается как внешняя и внутренняя угроза. Законодательная практика стран ближнего зарубежья свидетельствует о непрекращающихся усилиях найти оптимальную линию борьбы с коррупционной преступностью в своих государствах. Выработка целостной государственной стратегии противодействия коррупции и осуществление последовательной политики в этой сфере на основе опыта и анализа антикоррупционного законодательства близлежащих стран являются одними из наиболее важных задач правовых преобразований на современном этапе в Российской Федерации. |
Коррупция представляет собой одно из наиболее опасных социальных явлений, поразивших большинство государств, образовавшихся после распада СССР, в том числе Россию, Кыргызстан, Азербайджан, Казахстан, Украину и другие государства - участники СНГ. Согласно данным международной неправительственной организации Transparency International в 2014 г. Россия ухудшила своё положение в рейтинге Индекса восприятия коррупции на 9 позиций и заняла 136-е место, набрав 27 баллов. Такой же результат показал и Кыргызстан. Что касается бывших советских республик, то многие из них заметно перегнали Россию по Индексу. Лучшие результаты показали Грузия (50), Армения (94), Молдова (103), Беларусь (119), Азербайджан и Казахстан (делят 126 место). Ниже России в рейтинге оказались Украина (142, самая коррумпированная страна в Европе), Таджикистан (152), Узбекистан (166) и Туркменистан (169).
Нельзя не отметить наш особый интерес к опыту противодействия коррупции в странах СНГ, поскольку у наших народов, живших достаточно продолжительное время в одном государстве, имеется общая история и в чем-то сходный менталитет. Как представляется, сравнительно-правовой анализ нормотворческой антикоррупционной деятельности постсоветских стран ближнего зарубежья для совершенствования российского законодательства не будет являться лишним, а поможет перенять положительный опыт и исключить негативные тенденции при дальнейшей разработке и реализации на практике комплекса мер, в том числе правового характера, в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации.
Согласно исследованиям Всемирного банка коррупция в большинстве стран СНГ в 1990-е годы имела следующие признаки: фактическое отсутствие институтов, проверяющих злоупотребление служебным положением; перераспределение государственного имущества и богатств частным лицам; потребность создавать новые институты и переписывать законы, указы и проводимый курс. Большинство проблем, связанных с коррупцией в странах СНГ, возникло не из-за экономических реформ 1990-х годов, а в большинстве случаев из-за отсутствия или неполной реализации рыночно ориентированных реформ. Переход от командной к рыночной экономике в странах СНГ оказался намного более трудным, чем планировалось первоначально, особенно в таких странах, как Молдова, Армения, Грузия, Киргизия и Таджикистан, ввиду нехватки природных ресурсов. Согласно исследованиям Всемирного банка, большинство стран - членов СНГ имеют низкие показатели по: контролю за коррупцией; ответственности; политической стабильности; эффективности правительств; развитию правового государства. Их сочетание и стало главной причиной развития коррупции в постсоветском пространстве.
В связи со сложившимися обстоятельствами противодействие коррупционной преступности в настоящее время является одной из основных задач, стоящих перед всеми постсоветскими государствами. Современная законодательная практика стран ближнего зарубежья свидетельствует о непре- кращающихся усилиях найти оптимальную линию борьбы с коррупционной преступностью в своих государствах. Одна из особенностей состоит в том, что коррупция осознается правительствами этих стран как серьезная проблема национальной безопасности и рассматривается как внешняя и внутренняя угроза.
Широкая коррумпированность государственного аппарата и распространенность коррупционных преступлений во многих постсоветских странах заставляет законодателей этих стран принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблениями и другими опасными должностными преступлениями.
Итак, обратимся к действующему законодательству ближнего зарубежья.
При законодательном описании должностных преступлений УК РФ и УК стран ближнего зарубежья сходство явно превалирует над различиями. В целом совпадает объем криминализации, используется единый концептуальный подход и тождественная либо синонимичная терминология при легальной обрисовке его элементов и признаков.
Несмотря на единый подход к регулированию ряда вопросов ответственности за получение взятки, уголовное законодательство России и стран ближнего зарубежья во многом по-разному описывает признаки данного преступления.
Предметом получения взятки уголовное законодательство в большинстве постсоветских стран признает имущество и имущественные блага. Исключение составляет УК Украины, упоминающий о взятке «в любом виде».
Обращает на себя внимание специфика подходов, которая проявляется: в увеличении объема понятия должностного лица (УК Республики Беларусь, УК Республики Казахстан, УК Республики Узбекистан); включении исчерпывающего перечня должностных лиц и лиц, занимающих ответственное положение (УК Республики Беларусь); наличии специального состава превышения власти военным должностным лицом; признании повышенной общественной опасности деяния в зависимости от тех или иных обстоятельств его совершения.
Так, в УК РФ, как и в уголовном праве большинства стран СНГ, достаточно полно определен перечень надлежащих функций должностного лица. Используя достижения советской доктрины и судебной практики, к должностным лицам относят представителей власти и лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. В УК Кыргызской Республики сделана попытка дополнить этот перечень за счет лиц, выполняющих контрольно-ревизионные функции (примечание 1 к ст. 304). На наш взгляд, в этом нет нужды, поскольку такие лица традиционно признаются представителями власти и относятся к должностным лицам.
Ярко выраженной особенностью по рассматриваемому вопросу отличается позиция белорусского и некоторых других законодателей стран СНГ. Так, понятие должностного лица формулируется не в Особенной, а в Общей части УК Республики Беларусь (ч. 4 ст. 4) и УК Республики Молдова (ст. 123), либо в заключительном разделе кодекса (см. раздел VIII «Правовое значение терминов» УК Республики Узбекистан). Тем самым подчеркивается, что данное понятие является универсальным: оно не замыкается рамками раздела (главы) о должностных (служебных) преступлениях, а простирается и на другие разделы (главы) УК, что является явным преимуществом в законодательном плане.
Уголовное законодательство большинства стран постсоветского пространства повышает уголовную ответственность за получение взятки должностными лицами, занимающими важное положение. При этом необходимо отметить законодательство Украины и Белоруссии, ужесточающее ответственность в случае получения взятки сотрудниками правоохранительных органов.
Позитивно следует оценить положения УК Казахстана и Модельного УК для государств - участников СНГ, декриминализирующие получение заранее не оговоренной взятки-благодарности за совершение законных действий в небольшом размере.
Кроме того, заслуживает внимания опыт в организации предупреждения коррупции в республике Беларусь, где система борьбы с коррупцией включает в себя разработку и принятие антикоррупционной нормативно-правовой базы и обязательное определение механизма ее выполнения. Деятельность государственных органов по противодействию коррупции сопровождается научными исследованиями. Важную роль играют государственные СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции. Таким образом, белорусским властям удалось снизить уровень коррупции, реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях.
Нельзя не сказать и о положительном опыте противодействия коррупции в Грузии, которая близка России по менталитету. Так, во времена СССР Грузия была одной из самых коррумпированных республик. Однако, сообразно политической воле и «жесткости» принятых решений в рамках искоренения коррупции, в 2004-2005 гг. в Грузии был принят ряд законодательных актов, упрощающих процедуру задержания чиновников, подозреваемых в коррупционных действиях, была введена конфискация их собственности, бремя доказывания законности приобретения легло на подозреваемого в коррупции. И спустя десятилетие положительный опыт Грузии в борьбе с коррупцией пытаются перенять уже многие страны.
Таким образом, выработка целостной государственной стратегии противодействия коррупции и осуществление последовательной и скоординированной политики в этой сфере на основе уже отлаженного мирового опыта и анализа антикоррупционного законодательства близлежащих стран являются одними из наиболее важных задач правовых преобразований на современном этапе в Российской Федерации. От их решения зависит реализация национальных интересов России практически во всех сферах общественных отношений. Безусловно, зарубежный опыт борьбы с коррупцией не может быть перенесен в нашу правоприменительную и законодательную практику в полном объеме. Однако его использование в разумных пределах с учетом российских условий может принести положительные результаты в деле противодействия коррупции. Готовность же к эффективной борьбе с коррупционной преступностью является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям.
< предыдущая | следующая > |
---|