![]() |
ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО Писаревская Е. А. В статье исследованы перспективы становления ювенальной юстиции, создания ювенальных судов и применения ювенальных технологий в судах общей юрисдикции в России. Автором подвергнуты критическому анализу последние научные публикации по данной теме, проанализированы законодательные акты в области профилактики преступного и иного девиантного поведения несовершеннолетних, практика применения ювенальных технологий в регионах Российской Федерации. |
Различные модели ювенальной юстиции стали складываться в мировой практике на рубеже XIX-XX вв. именно в системе формирования правосудия для несовершеннолетних. В России первый суд для несовершеннолетних был создан в 1910 году в Санкт-Петербурге.
Сущностью ювенальной юстиции выступает её некарательная парадигма, социально-восстановительная направленность. Поэтому в центре ее внимания не только применение технологий ресоциализации личности правонарушителя, но и мер, способных помочь несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной, а иногда в трагической жизненной ситуации. Причем решаются эти задачи как с использованием инструментария судебных процедур, так и на «неформализованной» основе воспитательного воздействия на подростка - правонарушителя. Следовательно, ключевым звеном ювенальной юстиции выступает специализированный ювенальный суд.
Анализ последних научных публикаций по данной тематике показывает, что некоторые ученые, проанализировав сущность ювенальной юстиции, вообще призывают нас не изобретать велосипед, учитывая, что в настоящее время в России ювенальная юстиция фактически создана и не существует абсолютно никакой необходимости создавать её заново.
Так, А. Н. Чашин утверждает, что «система ювенальной юстиции (суды + специальные службы) в нашем государстве существует, поэтому можно вести дискуссии исключительно о направлениях её модификации, выявлении и устранении недостатков».
Признаем частичную справедливость этого утверждения, исходя из следующих обстоятельств.
Во-первых, в России имеются суды общей юрисдикции, рассматривающие дела с участием несовершеннолетних.
Так, Пленум Верховного Суда РФ в п.п. 4,29 своего Постановления от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» фактически признал необходимость специализации судов на делах несовершеннолетних и обосновал обязательность применения ими ювенальных технологий, указав, что «уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. В этих целях следует постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, повышать их личную ответственность за выполнение требований законности, обоснованности, справедливости и мотивированности судебного решения. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства. В этой связи рекомендовать судам также внедрять современные методики индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обвиняемыми и подсудимыми».
Кроме того, в данном Постановлении было отмечено, что «суд в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» при наличии к тому оснований вправе обязать несовершеннолетнего осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь гражданам (обучающимся, воспитанникам, детям), имеющим отклонения в развитии».
Во-вторых, по делам с участием несовершеннолетних процессуальным законодательством предусмотрены специальные процедуры с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних.
Так, например, глава 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ 2001 г. также явилась дальнейшим шагом по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних. В целях повышенной защиты прав лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет, она предусматривает дополнительные гарантии прав и законных интересов подозреваемого (обвиняемого). К ним относятся нормы об обязанности установления должностными лицами условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности, влияния на несовершеннолетних старших по возрасту лиц; выделении в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего; ограничениях продолжительности допроса, участии в нем педагога или психолога; участии законного представителя в досудебном производстве и судебном разбирательстве; обязательности участия защитника; прекращении уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия и др..
В-третьих, система профилактики преступного и иного отклоняющегося поведения несовершеннолетних, созданная на основе Федерального закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», функционирует на протяжении второго десятилетия. Несмотря на имеющуюся справедливую критику некоторых субъектов профилактики, в частности, Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекта, стоящего во главе всей системы профилактики, работоспособность данной системы проверена годами. Косвенным подтверждением этого является снижение количественных показателей преступности несовершеннолетних в последние годы.
Противники радикального изменения системы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних также отмечают финансовые и технические проблемы, связанные с созданием в нашем государстве ювенальных судов.
Кроме того, в настоящее время многие авторы признают необходимость создания в России именно ювенальных судов как основного звена ювенальной юстиции, учитывая также тот факт, что иные субъекты профилактики уже реально созданы, работают и, как показывает практика судов, применяющих так называемые ювенальные технологии, могут эффективно взаимодействовать с соответствующими судами. Так, например, В. А. Шуняева отмечает, что «наиболее целесообразно рассматривать ювенальную юстицию именно в контексте ювенальных судов, специализирующихся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних». А. Н. Крамаров указывает на необходимость при соблюдении ряда условий представления «в кратчайшие сроки на рассмотрение высшего законодательного органа страны проекта закона «О системе ювенальных судов в Российской Федерации».
Очевидным представляется одно обстоятельство. Создание ювенальных судов в настоящее время требует не только тщательного обсуждения, но и конкретных действий по их внедрению. В этом направлении уже предпринимаются определенные шаги. К ним относится принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ № 761 от 1 июня 2012 г. В этом контексте предусматривается создание некоммерческого партнерства «Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям».
Отметим также принятие Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1430-р от 30.07.2014 года.
Концепция направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, реагирования на правонарушения, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Результатами реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно явиться создание благоприятных и безопасных условий для полноценного развития и социализации детей и подростков, вовлекаемых в конфликты, в том числе связанные с нарушением закона, внедрение в практику механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности.
Обратившись к правоприменительной практике, можно увидеть, что в настоящее время судебная система Российской Федерации идет по пути использования ювенальных технологий в рамках существующей системы традиционного правосудия. Так, элементы ювенальных технологий используют в своей работе суды Санкт-Петербурга и Москвы, Пермского края,
Республик Хакасия и Карелия, Ленинградской, Ростовской, Липецкой, Иркутской, Брянской, Ивановской, Волгоградской, Саратовской, Московской и других областей. В некоторых городах и районах образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних - ювенальные суды, формально входящие в состав судов общей юрисдикции, но располагающиеся в отдельном помещении, залы заседаний которых отличаются от традиционных залов судебных заседаний.
При этом приводятся примеры снижения уровня рецидива у несовершеннолетних преступников, прошедших через эти экспериментальные программы. Так, например, А.О. Крамаров отмечает, что «с 2012 г. при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судами Тюменской области стали применяться ювенальные технологии, включающие в себя профилактику повторных правонарушений несовершеннолетних, составление доклада о личности несовершеннолетнего, программу реабилитации. За 10 месяцев 2014 г. в Тюменской области преступность среди несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась более чем на 18%».
Однако, по мнению противников ювенальной юстиции, как мы уже отмечали выше, существование таких альтернативных судов вносит диссонанс в судебную систему Российской Федерации и нарушает права равенства людей перед законом и судом. Признавая обоснованность данных аргументов, отметим, что повсеместное внедрение ювенальных технологий будет способствовать равенству прав несовершеннолетних перед законом и судом. Необходимо унифицировать региональную практику применения ювенальных технологий, выявить наиболее успешные, апробированные правоприменительной практикой модели. Признаем, что главной проблемой, касающейся деятельности судов общей юрисдикции, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних, является их большая загруженность и, как следствие, формализм в их работе.
Повсеместное создание ювенальных судов или судов, использующих ювенальные технологии, должно способствовать преодолению данной проблемы и способствовать улучшению состояния профилактической работы с несовершеннолетними с преступным и иным отклоняющимся поведением.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 5 (96) 2016
< предыдущая | следующая > |
---|