МУХАМЕДЬЯРОВА Лэйсян Венировна
старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института Уфимского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации
В современных условиях коррупционные явления стали не только неотъемлемой частью государственно-властных структур, но и распространились в самых различных сферах общественной жизни. Коррупция из деяния трансформируется в системное явление, поражающее все институты общества. Наличие дискреционной власти расширяет возможности получения различного вида благ, следовательно, коррупционные составляющие возможны при наличии любых властных полномочий. Коррупция как действие направлено не только на обогащение, но на получение поддержки от лица, обладающего доступом к общественным благам и возможностями их перераспределения. Процессы формирования и развития коррупционных явлений опосредованы совокупностью самых различных факторов, в том числе и отношениями патернализма, характерные для доиндустриального этапа развития цивилизации. Феномен патернализма, проявляющийся в большей или меньшей степени у самых различных народов и уровнях общественного развития, во многом предстает существенным фактором, определяющим различные виды коррупционных действий.
В научной литературе феномен патернализма анализируется, прежде всего, политологами, социологами и экономистами. В последнее время ученые стали обращать внимание на взаимную обусловленность и зависимость феномена патернализма и коррупции, прежде всего ее экономических аспектов.
В недавнем историческом прошлом России государственный патернализм предполагал, прежде всего, проявление преданности, исполнительности и свободу действия только по указанию сверху в «рамках дозволенного». В традиционной отечественной ментальности преклонение перед властью проявилось в «державности». В соответствии с ней государство воспринимается как абсолют, а его глава - как отец родной стоит над законом и обладает неограниченной властью, позволяющий ему казнить или миловать своих подданных. Такое восприятие сильного государства, и представление верховной власти, способной решить все проблемы индивида, включая повседневные, Н. А. Бердяев называл чертой нашего национального характера.
В современной действительности патерналистские отношения способствуют оформлению коррупции в виде непотизма и фаворитизма, которые характерны и для социальных устройств западноевропейских стран. В интересах национальных госкорпораций проводится откровенная протекционистская политика. Субсидии на производство сельскохозяйственных культур и продовольственной продукции достигают значительных размеров.
Традиционно под патернализмом понимаются отношения, свойственные патриархальной общине, характеризующиеся доминированием коллектива над индивидом, жесткой внутренней иерархией, немонетарными формами отношений. Основу патернализма составляет система строгой субординации, в которой нижестоящие лица надеются на проявление защиты и заботы вышестоящего лица.
Как форма социальных отношений патернализм присутствует во всей совокупности вертикальных и горизонтальных связей. Отношения «патрон-клиент» предстают естественной формой защитой индивида в традиционном обществе. Устойчивые патерналистские отношения культивируют неформальные отношения и усиливают зависимость от благосклонности ресурсообладателя. Личная преданность, подкрепленная подарками, определяла круговую поруку окружающих. Подношение подарков воспринималось признаком проявления хорошего тона. Подчиненный получал поддержку взамен на лояльность. С расширением аппарата управленцев использование служебного положения для личных поборов с населения приобрело общепринятую норму. Ориентированность партнеров коррупционных отношений на долговременность и стабильность взаимоотношений определялись не только статусом и рангом патрона, но и величиной достижения материального вознаграждения. На уровне общественного сознания вымогательство подношений за использование служебных полномочий стало средством решения проблемы.
Патернализму присущи следующие характерные черты:
1) зависимость подчиненного от патрона, опосредованная дифференцированным доступом к власти и ресурсам, в условиях недостаточности ресурсов жизнеобеспечения;
2) направленность на обоснование подчинения с подчеркиванием заботливой роли патрона;
3) восприятие в качестве патрона отдельного индивида, а подчиненными - всех зависимых;
4) систематизация и институционализация социальных отношений, предстающих в качестве объектов управления;
5) реализация не только на уровне деятельности индивида, но во всем спектре социальных взаимоотношений и государства в целом.
В реалиях отечественной действительности патернализм предстает важнейшим социальным институтом, свойственный советским и отчасти постсоветским реалиям общественной практики. В недавнем прошлом патерналистские традиции дополнялись системой государственного патернализма, наиболее полно реализованным в социальной сфере (образование, здравоохранение, обеспечение жильем, коммунальное обслуживание и т.д.). Бесплатная медицина, образование и иные льготы воспринимались как обязанность государства, что в значительной степени способствовали формированию у граждан социального иждивенчества населения. В советском обществе социальная защищенность обеспечивалась многими факторами: полной занятостью трудоспособного населения, стабильной и гарантированной выплатой заработной платы, социальным и медицинским обеспечением. Все услуги предоставлялись бесплатно или за символическую плату. Советский патернализм адекватно отвечал ценностным ожиданиям и установкам работников по выполнению предписанных функций.
Реформационные процессы начала 1990-х годов в России способствовали пересмотру значительной частью населения патерналистской установки. За прошедшие десятилетия доля самостоятельных людей, живущих по принципу «все зависит от меня и моих близких», существенно выросла. В то же время в массовом сознании продолжает сохраняться потребность в предоставляемых государством различных рода социальных благ и льгот как само собой разумеющихся ресурсах, гарантированных властью. Социальную базу патернализма образует объективная потребность социальной защиты низкостатусных слоев населения. Не случайно, только третья часть опрошенных россиян высказали убежденность в способности самостоятельно обеспечить себя и свою семью2. При сложившейся ситуации отказ от государственного патернализма практически невозможен, т. к. с неизбежностью произойдет снижение доверия к государству и властным институтам. Поэтому государственная социальная политика направлена на оказание помощи неимущим и малоимущим, инвалидам, престарелым, многодетным семьям и иным беспомощным и беззащитным представителям общества. Однако реализация государством многочисленных функций социального обслуживания обуславливает сохранение патерналистских традиций и усиление ресурсной зависимости от обладателя властными полномочиями.
В оптимальной модели управления наряду с мотивом интерес доминирует к существу дела. Главным мерилом ценности управленческой деятельности выступает не только ее творческая продуктивность, но и влияние на человека, общество, окружающую природу. Применительно к органам внутренних дел нравственной ценностью личности сотрудника предстает профессионализм. Важной составляющей различий между оптимальной и бюрократической моделями управления составляет нравственное убеждение как мотива деятельности. Нравственное убеждение, являясь одним из основных компонентов мировоззрения, в то же время фокусирует потребности, интересы и стремления личности, отражает проявления рациональной, эмоциональной и волевой ее сфер.
Помимо рассмотрения патернализма как совокупности социальных отношений властвования и зависимости, глубоко укоренившихся в формах убеждений и ожиданий населения, данный феномен предстает в качестве управленческой линии и достаточно полно отражает поведенческую стратегию руководства. Достаточно жесткая иерархичность системы управления и подчеркнутая дистанцированность между уровнями иерархии предстают условиями проявления патерналистских отношений.
Патернализм как процесс и результат взаимодействия по «вертикали» следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это взаимоотношения руководителей и подчиненных, проявляющихся в методах контроля, принятия решений и их восприятия управляемыми. На уровне обладания властными полномочиями это проявление своеобразного патернализма «сверху». С другой стороны, практика управления состоит из отношений нижестоящих работников к вышестоящим лицам, характеризующихся подчинением и восприятием принятым решениям. В свою очередь, восприятие, осознание и ожидания подчиненными тех или иных действий руководства предстает патернализмом «снизу». Проявления патернализма «сверху» и «снизу» взаимосвязаны между собой и обуславливают и воспроизводят друг друга.
Система персонифицированных и неформальных взаимоотношений работников и работодателей в процессе труда продолжает еще сохраняться. Наиболее ярким свидетельством сохранения отношений патернализма предстает зависимость размера оплаты труда и получение различных поощрений от степени установления неформальных взаимоотношений с руководителем. В распределении материальных и финансовых благ определяющим критерием выступает лояльность подчиненного.
На уровне обыденной практики подобные взаимоотношения получили распространение в виде «бытовой коррупции», которая в массовом сознании не рассматривается как опасное явление, а воспринимается как способ разрешения проблемы. В современной России из года в год размеры бытовой взятки неуклонно кратно возрастают. В 2009 г. средняя сумма уже составила 27 тыс. руб.. Опрос, проведенный в сфере здравоохранения 2008-2009 гг. показал, что около 10 % медицинских работников и 35 % пациентов, так или иначе сталкивались с коррупционными фактами. Большая часть опрошенных пациентов (44 %) указали на высокую степень коррупции, 27 % респондентов отметили среднюю степень ее проявления по сравнению с другими отраслями, 14 % - низкий уровень и 15 % затруднились ответить. Не случайно в обществе коррупция все более воспринимается как обыденное явление. В стереотипе общественного сознания факт коррупции предстает как своеобразная этическая форма «восстановления социальной справедливости».
В перспективе рыночные отношения с неизбежностью будут нивелировать государственный патернализм, репродуцирующий коррупцию во властных отношениях. Действенность институтов и механизмов социального контроля, участие общественности в решении жизненно важных проблем, индивидуальная социальная активность позволят существенно ограничить произвол бюрократического аппарата и, соответственно, снизить остроту проявления коррупционных деяний. С утверждением партнерства между лицами наемного труда и руководством патерналистские мировосприятие и мироощущение, воспроизводящие патриархальные отношения, патерналистская ориентация работников утратят свое значение. В общественной практике «бытовая» или низовая формы коррупции, во многом опосредованные отношениями начальник - подчиненный, утратят свои мотивационные составляющие.
< предыдущая | следующая > |
---|