Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Проблема определения и оценки наилучших интересов ребенка на теоретико-методологическом и правоприменительном уровнях

 




ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Кабанов В. Л.

В статье проводится анализ методологии определения и оценки наилучших интересов ребенка в теории и практике международного права. В ходе обзора раскрываются проблемы реализации принципа определения наилучших интересов ребенка, указывается на необходимость выработки универсальных подходов при реализации этого принципа, показывается, с какими трудностями на правоприменительном уровне сталкивается Российская Федерация при реализации этого принципа через призму сотрудничества России с Комитетом ООН по правам ребенка.

 

20 ноября исполнилось 25 лет с даты принятия Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. С момента принятия Конвенции государства добились заметного прогресса в деле защиты прав детей — от сокращения масштабов смертности детей в воз­расте до пяти лет до расширения их доступа к образованию и услугам в сфере санитарии. Однако права миллионов детей во всем мире продолжают постоянно нарушаться. У 20% детей из самых бедных семей опасность умереть в возрасте до пяти лет в два раза выше, чем у тех же 20% их сверстников из наи­более обеспеченных семей. Миллионы детей во всем мире подвергаются дискриминации, физическому и сексуальному насилию и другим формам надругательств. 168 млн детей в воз­расте от 5 до 17 лет вынуждены работать, а 11% девочек выдают замуж до достижения ими 15-летнего возраста.

За четверть века Конвенцию ратифицировали 194 государ­ства (в ООН входят 193 государства-члена). До сих пор ее не ра­тифицировали США, Сомали и Южный Судан, зато Конвен­цию ратифицировали 4 государства, не являющиеся членами ООН: острова Кука, Святой Престол, Ниуэ и Государство Пале­стина. Таким образом, все государства — участники Конвенции (а это практически весь мир) обязаны уважать и осуществлять права ребенка.


Конвенция ООН о правах ребенка зиждется на четырех специальных принципах: принцип обеспечения наилучших интересов ребенка (п. 1 ст. 3), принцип недискриминации (ст. 2), принцип обеспечения права на жизнь, выживание и здоро­вое развитие (ст. 6) и принцип обеспечения права быть заслу­шанным (ст. 12). Правоприменительная практика показывает, что центральное значение для эффективной системы защиты прав детей приобретает принцип обеспечения наилучших интересов ребенка, а три последних принципа должны реали­зовываться с учетом этого принципа. Государства должны принимать все необходимые политические и правовые меры, на­целенные на осуществление этого принципа в полном объеме. Таким образом, принцип наилучших интересов ребенка явля­ется фундаментальным принципом, нашедшим свое наиболее полное воплощение в Конвенции ООН о правах ребенка.

Принцип наилучших интересов ребенка отличается слож­ностью, и его содержание требуется определять в каждом от­дельном случае. Уяснение принципа и конкретное его приме­нение законодателем, судьей, административным, социальным или образовательным органом возможно только посредством толкования и применения п. 1 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка в сочетании с другими положениями Конвенции. По­этому принцип наилучших интересов ребенка подлежит опре­делению в индивидуальном порядке применительно к осо­бенностям положения соответствующего ребенка или детей с учетом их личных обстоятельств, положения и потребностей. При принятии решений по индивидуальным случаям оценка и определение наилучших интересов ребенка должны прово­диться в свете конкретных обстоятельств, в которых находится данный ребенок. При вынесении решений коллективного ха­рактера, например законодателем, оценка и определение наи­лучших интересов детей в целом должны проводиться с учетом обстоятельств, в которых находится данная группа и/или дети в целом. И в том, и в другом случае оценка и определение должны проводиться при полном уважении прав, оговоренных в Конвенции и факультативных протоколах к ней.


Принцип обеспечения наилучших интересов ребенка по­лучил всеобщее признание, он закреплен в целом ряде раз­личных конвенций о правах человека на универсальном (Кон­венция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г. и др.) и реги­ональном (Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г., Пакт Организации исламского сотрудничества о правах детей в исламе 2005 г. и др.) уровнях.

Однако при реализации этого принципа на практике воз­никают непростые вопросы. Так, например, впервые в истории Межамериканский суд по правам человека вынес в феврале 2012 г. постановление, связанное с сексуальной ориентацией заявителя и реализацией принципа обеспечения наилучших интересов ребенка. Суд признал не соответствующим Амери­канской конвенции по правам человека решение Верховного Суда Чили о передаче бывшему мужу г-жи Атала Риффо опе­ки над их общими детьми ввиду нетрадиционной сексуальной ориентации матери детей. Межамериканский суд, напротив, признал государство-ответчика ответственным за нарушение права на равенство и недопустимость дискриминации, права на уважение частной и семейной жизни, а также нарушение судебных гарантий и правовой защиты. Судьи Межамерикан­ского суда указали, что в данном деле принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка был использован чилийскими судами для целей дискриминации по признаку сексуальной ориентации. На наш взгляд, такая интерпретация принципа наилучших интересов ребенка не должна иметь место. Толко­вание этого принципа должно происходить в контексте тра­диционных ценностей, в т.ч. в соответствии с положениями резолюции Совета ООН по правам человека № 21/3 от 27 сен­тября 2012 г.


Также весьма противоречивая практика складывается в Ев­ропейском суде по правам человека.

Представляется, что с учетом вышесказанного необходимо разработать единые подходы к интерпретации наилучших ин­тересов ребенка, универсальный алгоритм. Во-первых, с учетом конкретных обстоятельств дела следует выявить, в чем состоят соответствующие элементы оценки наилучших интересов, на­полнить их конкретным содержанием и определить значи­мость каждого из них в соотношении с другими. Во-вторых, важно следовать правилам, обеспечивающим юридические гарантии и надлежащую реализацию этого принципа.

Оценка и определение наилучших интересов ребенка — это две обязательные ступени в процессе принятия решения. «Оценка наилучших интересов» включает в себя оценку и на­хождение баланса между всеми элементами, необходимыми для принятия решения в конкретной ситуации применительно к данному ребенку или группе детей. Она производится ли­цом, ответственным за принятие решения, и его сотрудниками, для чего требуется участие ребенка. Термин «определение наи­лучших интересов» предполагает формализованную процеду­ру, предназначенную для определения наилучших интересов ребенка на основе оценки наилучших интересов.


Оценка наилучших интересов ребенка представляет собой процедуру, которая осуществляется в каждом отдельном слу­чае с учетом конкретных обстоятельств каждого ребенка, груп­пы детей или детей в целом. Эти обстоятельства обусловлены индивидуальными особенностями соответствующего ребенка или детей, такими, например, как возраст, пол, степень зрело­сти, опыт, принадлежность к тому или иному меньшинству, наличие физических, сенсорных или интеллектуальных нару­шений, а также социокультурной средой, в которой находится ребенок или дети, например наличием или отсутствием роди­телей, проживанием ребенка совместно с ними или отдельно от них, качеством отношений между ребенком и членами его семьи или попечителями, уровнем безопасности среды обита­ния, наличием у семьи, расширенной семьи или попечителей качественных вариантов альтернативного ухода и т.п.

Определение того, что отвечает наилучшим интересам ре­бенка, следует начинать с оценки конкретных обстоятельств, определяющих индивидуальность ребенка. Это подразуме­вает учет одних и игнорирование других элементов и влияет на то, какая значимость им будет придана в сопоставлении с другими.


Представляется целесообразным составить неисчерпы­вающий перечень элементов (взаимозависимых, но не взаимоподчиненных), которые могли бы рассматриваться при проведении оценки наилучших интересов любым лицом, ответственным за принятие решений, которому предстоит определять наилучшие интересы ребенка. Составление такого перечня элементов послужит государству или лицам, при­нимающим решения, руководством при регулировании об­ластей, затрагивающих детей, таких как семейные отношения, усыновление и нормы правосудия в отношении несовершен­нолетних, а при необходимости он может быть пополнен дру­гими элементами, которые будут признаны целесообразными в свете сложившихся в государстве правовых традиций. При этом при пополнении перечня новыми элементами конеч­ной целью процедуры учета наилучших интересов ребенка должно быть полное и эффективное обеспечение прав, про­возглашенных в Конвенции, и всестороннее развитие ребенка. Соответственно, элементы, которые идут вразрез с правами, провозглашенными в Конвенции, или по своим последствиям будут противоречить закрепленным в ней правам, нельзя при­знать пригодными для оценки того, что наилучшим образом отвечает интересам ребенка или детей.

В свете этих предварительных соображений применитель­но к рассматриваемой ситуации уместными и подлежащими учету при оценке и определении наилучших интересов ре­бенка являются следующие элементы: взгляды ребенка; ин­дивидуальность ребенка; сохранение семейного окружения и поддержание отношений; попечение, защита и безопасность ребенка; право ребенка на здоровье; уязвимое положение; пра­во ребенка на образование.


Следует подчеркнуть, что базовая оценка наилучших инте­ресов — это общая оценка всех соответствующих элементов, определяющих наилучшие интересы ребенка, со взвешенной оценкой значимости каждого из них в сопоставлении с дру­гими. Не все элементы актуальны в каждом случае, и в раз­ных случаях различные элементы могут использоваться по- разному. Содержание каждого элемента неизбежно будет неодинаковым в зависимости от конкретного ребенка и кон­кретного случая, в зависимости от вида решения и конкретных обстоятельств; то же касается и значимости каждого элемента в контексте общей оценки.

При рассмотрении того или иного конкретного случая и от­носящихся к нему обстоятельств возможно возникновение коллизии между элементами, используемыми при оценке наи­лучших интересов. Так, например, интересы сохранения семей­ного окружения могут противоречить потребности в защите ребенка от вероятности насилия и посягательств со стороны родителей. В такой ситуации придется определять значимость каждого из элементов в соотношении с другими, с тем чтобы выйти на решение, отвечающее наилучшим интересам ребенка или детей.


При оценке наилучших интересов необходимо иметь в виду, что способности ребенка будут развиваться. Поэтому лицам, ответственным за принятие решений, следует изыски­вать меры, которые поддаются последующему анализу и соот­ветствующей корректировке, а не принимать окончательные и бесповоротные решения. Для этого им следует не только оценивать физические, эмоциональные, образовательные и иные потребности на момент принятия решения, но и про­рабатывать возможные сценарии развития ребенка, подвер­гая их анализу с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы. Соответственно, при принятии решений должна производиться оценка преемственности и устойчивости ны­нешнего и будущего положения ребенка.

Государственные органы и организации, которые при­нимают решения в отношении детей, обязаны руководство­ваться обязательством, касающимся оценки и определения наилучших интересов ребенка; вместе с тем нельзя ожидать, что люди, которые принимают решения в отношении детей на повседневной основе (например, родители, опекуны, пре­подаватели и др.), будут строго следовать этой двухъярусной процедуре, хотя решения, принимаемые в повседневной жиз­ни, также должны исходить из наилучших интересов ребенка и отражать их.

Государства должны разработать подкрепленные строгими процессуальными гарантиями формализованные процедуры, призванные обеспечить оценку и определение наилучших ин­тересов ребенка в связи с принятием решений, затрагивающих ребенка, включая механизмы оценки достигнутых результатов. Государства должны разработать транспарентные объектив­ные процедуры, регулирующие принятие законодателями, судьями или административными органами любых решений, особенно по вопросам, непосредственно затрагивающим ре­бенка или детей.






   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info