Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Рецензия на книгу «МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО» Л.П. Ануфриевой и др.

Рецензируемый учебник «Международное частное право», подготовленный авторским коллективом Московской государственной юридической академии под редакцией доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой международного частного права Г.К. Дмитриевой, представляет собой издание второе, переработанное и дополненное с учетом последних законодательных изменений.

В данном учебнике изложены и подвергнуты тщательному анализу все основные категории и положения, в полной мере характеризующие природу и специфику российского международного частного права, раскрыто содержание таких его подотраслей и институтов, как собственность и интеллектуальная собственность, внешнеэкономические гражданско-правовые сделки, трудовые, деликтные, семейно-брачные и наследственные правоотношения. В учебнике также исследуется институт международного гражданского процесса и международного коммерческого арбитража.

Актуальность данной книги обусловлена интенсивным развитием и изменением частноправового регулирования имущественных и неимущественных отношений в России. Так, основным событием в законодательном регулировании международных частноправовых отношений стало принятие части третьей Гражданского Кодекса РФ от 26 ноября 2001 года, содержащего раздел 4 «Международное частное право», более полно и детально регламентирующего вопросы по сравнению с Основами гражданского законодательства Союза ССР республик от 31 мая 1991 года.

Кроме того, были приняты и такие законы как Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года, Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 года, Закон о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года и другие законы, содержащие нормы международного частного права. В силу этого возникает необходимость подвергнуть тщательному анализу новейшие законодательные достижения в сфере регулирования общественных отношений, входящих в предмет международного частного права. Указанная задача имеет не только прикладной характер, но также служит основанием для дальнейших доктринальных разработок и исследований, так как в правовой науке по любой отрасли права невозможно отделить законодательство от научной доктрины. Новые законодательные формулировки и положения с одной стороны являются результатом существующих доктринальных разработок, с другой стороны — являются импульсом для дальнейшего развития науки. В резецируемой книге новизна научного исследования обусловлена не только изменениями в законодательстве, но и дальнейшем развитием практики международного сотрудничества.

В связи в увеличение товарообмена между частными физическими и юридическими лицами различной государственной принадлежности вопросы и проблемы, связанные с выбором права, которые раньше носили исключительный характер, в настоящее время становятся частым явлением. Увеличение количества международных сделок неизбежно ведет и к качественным изменениям, к появлению новых проблем и к необходимости поиска новых решений. Все это ведет к развитию науки, к построению еще более цельной и взаимосвязанной системы.

Не стремясь подвергнуть рецензированию всю книгу, имеющую, безусловно, фундаментальный характер, остановимся только на отдельных главах, имеющих принципиальный характер для понимания роли и места, цели и задач международного частного права.

Особый интерес в книге представляет глава первая «Понятие международного частного права», написанная профессором Г.К.Дмитриевой. Это объясняется тем, что здесь, прежде всего, исследуются такие важные вопросы МЧП как предмет и метод данной отрасли права. Общеизвестно, что именно наличие собственного предмета и соответствующего характеру тех отношений, которые составляют предмет и метод правового регулирования позволяют выделить определенную совокупность правовых норм в самостоятельную отрасль права.

Автор абсолютно справедливо отмечает, что международное частное право уже давно сформировалось в качестве самостоятельной отрасли права и отрасли юридической науки (правоведения), следовательно, ему присущ свой собственный, отличный от других отраслей, круг общественных отношений, регулируемых нормами международного частного права. При этом оговаривается, что общепринятого определения предмета международного частного права в доктрине пока нет, и как следствие этого существуют различные точки зрения по поводу метода регулирования, его источников и по некоторым другим параметрам международного частного права.

Подобное отсутствие четкости определения предмета свидетельствует о том, что правовая доктрина находится в процессе развития, в процессе тщательной и взвешенной оценки тех отношений, которые регулируются нормами международного частного права и тех внешне похожих на первые, но которые, тем не менее, не могут регулироваться международным частным правом, а регулируются иными отраслями права.

В сферу международного частного права входят, по мнению Галины Кирилловны, гражданская право— и дееспособность иностранных физических и юридических лиц; отношения собственности с участием иностранных физических и юридических лиц; отношения, вытекающие из внешнеэкономических (торговых, посреднических, подрядных, перевозочных) договоров; финансовые и кредитно-расчетные отношения с участием иностранных физических и юридических лиц; наследственные отношения по поводу имущества, находящегося за рубежом; браки российских граждан с иностранцами; трудовые отношения с иностранным элементом и другие.

Автор главы абсолютно прав в том, что все вышеуказанные отношения имеют частноправовую природу и являются международными, то есть тем или иным образом имеют отношения к зарубежным правопорядкам, так как осложнены иностранным элементом, на который распространяется юрисдикция иностранного государства. Однако, если предположить, что, например, институт право— и дееспособности иностранных физических лиц полностью входит в предмет российского международного частного права, то получается, что российское международное частное право должно регулировать такие аспекты института право— и дееспособности, как содержание право— и дееспособности, вопросы ограничения или лишения дееспособности и связанные с ними последствия, вопросы дееспособности малолетних и несовершеннолетних, что, конечно же невероятно по отношению к иностранным физическим лицам, являющимися гражданами суверенных государств.

То же относится и к иным вышеперечисленным институтам. Если допустить, что международное частное право имеет своим предметом отношения, связанные с внешнеэкономическими сделками, в частности, договорами купли-продажи, то мы имеем совпадение предмета регулирования гражданского права и международного частного права. В качестве примера приведем следующую ситуацию: и Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, и Гражданский кодекс РФ регулируют вопросы, связанные с обязанностями продавца и покупателя, устанавливают последствия неисполнения сторонами договора своих обязанностей, решают вопросы перехода рисков гибели и случайного повреждения товара. Причем статья 7 Гражданского кодекса устанавливает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, при этом четко разделяя такие понятия как гражданское законодательство и международный договор Российской Федерации, имеющий приоритет.

Однако, отрасль гражданского права не отграничивается гражданским законодательством и было бы неверным в рассматриваемом случае исключать из предмета гражданско-правового регулирования имущественные отношения, основанные на юридическом равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, хотя и осложненные иностранным элементом, и включить их в предмет международного частного права. В таком случае международное частное право выполняло бы несвойственные ему задачи, а именно устанавливало права и обязанности продавца по передаче товара, фиксировало момент выполнения продавцом обязанности по поставке товара, передаче документов на данный товар, устанавливало бы гарантийные обязательства продавца, требования к товару быть свободным от прав и притязаний третьих лиц, регулировало бы вопросы досрочной поставки товара, поставки товара в ненадлежащей таре или упаковке и множество других, связанных с данным гражданским правоотношением вопросов. Совершенно очевидно, что международное частное право в качестве собственного предмета имеет совершенно иной вид правоотношений. Международное частное право не может объять необъятное и не должно это делать.

Вместе с тем нельзя отрицать, что перечисленные авторами частноправовые отношения имеют связь с международным частным правом. Но международное частное право, в отличие от гражданского, не регулирует императивно или диспозитивно данные правоотношения в полном объеме, не раскрывает его содержания, т.е. те права и обязанности, которые субъекты правоотношения имеют друг перед другом, международное частное право указывает на право, которое непосредственно и должно регулировать данное правоотношение. Следовательно, предметом международного частного права являются не имущественные либо личные неимущественные отношения, а общественные отношения, связанные с выбором права, регулирующим частноправовые отношения.

В связи с изложенной позицией трудно согласиться с выводом о том, что те отношения, которые внутри государства регулируются нормами частного права, но которые имеют международный характер, входят в предмет международного частного права. Ведь для того, чтобы вступила в действие норма международного частного права необходимо, чтобы уже существовало частноправовое отношение, содержание которого позитивно должно регулироваться нормами частного права того или иного государства. То есть международное гражданско-правовое или трудовое, или семейное отношение регулируется с помощью, но не непосредственно международным частным правом.

Рассматривая иные, помимо гражданских, частноправовые отношения, авторы учебника справедливо отмечают, что в российском праве нормы, регламентирующие семейно-брачные и трудовые отношения, выделены в самостоятельные отрасли права — семейное и трудовое. Данные отношения относятся к тому же типу отношений, которые регулируются нормами гражданского права, так как в их основе лежат имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, или иначе частноправовые отношения, как например, существующий в трудовом праве трудовой договор регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между работником и работодателем.

Однако в указанных правовых отраслях значительное место занимают и нормы публичного права, на¬пример, порядок усыновления, регламентированный нормами Семейного кодекса. Данные нормы не являются частноправовыми и даже, если они осложнены иностранным элементом, тем не менее, не входят в предмет международного частного права.

Рассматривая вопрос участия государства в частноправовых отношениях, в книге справедливо отмечается, что государство может быть субъектом гражданских, трудовых отношений.





   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info