Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении права граждан на квалифицированную юридическую помощь
![]() |
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Теплякова О. А. Рассмотрены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о сущности и содержании конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, а также о пределах законодательного регулирования и ограничения данного права. |
Право на получение квалифицированной юридической помощи, включая право на получение этой помощи бесплатно, неоднократно становилось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации как по жалобам граждан, так и по запросам судов общей юрисдикции первой инстанции. Исследовав более двадцати постановлений и определений Конституционного Суда, принятых в период с 1996 по 2012 г., мы можем констатировать, что правовые позиции, сформулированные в указанных нормативных актах, касались следующих аспектов права на квалифицированную юридическую помощь:
- сущность права на бесплатную юридическую помощь и взаимосвязь данного права с другими конституционными правами и конституционными принципами;
- субъекты, обладающие правом на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную юридическую помощь; момент возникновения права на юридическую помощь;
- требования к качеству квалифицированной юридической помощи, субъекты, обладающие правом предоставлять квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную, право на выбор защитника;
- право на общение с адвокатом, право на конфиденциальное общение с адвокатом.
Рассмотрим указанные правовые позиции.
1. Сущность права на бесплатную юридическую помощь и его взаимосвязь с другими конституционными правами
О публично-правовой природе юридической помощи вообще и бесплатной юридической помощи в частности достаточно однозначно высказался Конституционный Суд в Постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П: «Общественные отношения по поводу оказания юридической помощи находятся во взаимосвязи с реализацией соответствующими субъектами конституционной обязанности государства по обеспечению надлежащих гарантий доступа каждого к правовым услугам и возможности привлечения каждым лицом, заинтересованным в совершении юридически значимых действий, квалифицированных специалистов в области права, именно поэтому они воплощают в себе публичный интерес, а оказание юридических услуг имеет публично-правовое значение».
1 Пункт 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности
Из указанной правовой позиции следует, что Конституционный Суд придает публично-правовое значение любым «юридическим услугам». Однако, как отмечает судья Конституционного Суда А. Л. Кононов, «ни в одном из своих решений до этого Конституционный суд Российской Федерации не утверждал, что вся адвокатская деятельность и тем более всякое оказание юридических услуг имеют публично-правовое значение». А. Л. Кононов полагает, что произвольное определение предмета дела позволило «гиперболизировать публичные элементы адвокатской помощи».
Возникает необходимость разобраться, выразил ли Конституционный Суд указанную правовую позицию последовательно, опираясь на предыдущие свои решения, или, действительно, в таком ключе она звучит впервые.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. № 7-П по жалобе на чрезмерность взноса для адвокатов в Пенсионный фонд Российской Федерации содержится следующая правовая позиция: «На адвокатуру возложена публичная обязанность, вытекающая из статьи 48 Конституции Российской Федерации, оказывать в установленных законом случаях бесплатную юридическую помощь и осуществлять защиту граждан в ходе уголовного судопроизводства по назначению органов следствия и суда. <...> Что касается занимающихся частной практикой нотариусов, то они, так же как и адвокаты, и государственные нотариусы, выполняют возложенные на них государством публичные функции, включая большой объем бесплатных нотариальных действий».
Отметим, что в данном постановлении (1998 г.) речь идет о «возложенных публичных функциях» в отношении адвокатов — функции по оказанию бесплатной юридической помощи; в отношении нотариусов — функции по осуществлению бесплатных нотариальных действий. В настоящем постановлении признается публичной не всякая деятельность адвоката или нотариуса, а лишь деятельность по осуществлению возложенных государством публично значимых функций.
Однако буквально в следующем, 1999 году, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал значительно более широкую правовую позицию по данному вопросу. Постановлением Конституционного Суда от 23 декабря 1999 г. № 18-П определено следующее: «Деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью; она осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.
Деятельность, имеющую публично-правовой характер, осуществляют также адвокаты, на которых возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из ст. 45 (ч. 1) и 48 Конституции Российской Федерации.
Публично-правовые задачи обязывают адвокатов и занимающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства».
Отметим, что в отношении публичных услуг, согласно решениям Конституционного Суда, могут быть различные подходы: публичные функции либо «возлагаются на организации», либо в целом «представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями».
Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что правовая позиция о признании деятельности адвокатов публично-правовой является достаточно последовательной и прослеживается в различных решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Анализ решений Конституционного Суда показал, что обеспечению права человека и гражданина на защиту придается особое значение, поэтому весьма вероятно, что Конституционный Суд придает публично-правовое значение не только деятельности адвокатов или нотариусов, но и деятельности «квалифицированных специалистов в области права».
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 г. № 1-П явилось довольно значимым в плане определения сущности конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. В указанном постановлении сформулирована правовая позиция о том, что «праву каждого на получение квалифицированной юридической помощи корреспондирует обязанность государства обеспечить надлежащие условия, в том числе нормативно-правового характера, с тем, чтобы каждый в случае необходимости имел возможность обратиться за юридической помощью для защиты и отстаивания своих прав и законных интересов».
Таким образом, обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь выступает как обязанность государства, а также как значимая публичноправовая функция государства и соответствующих субъектов, на которые она возложена в силу статуса этих субъектов.
Необходимо отметить, что существует широкий смысл понятия «публичная услуга (функция)» — в правовых позициях Конституционного Суда, и узкий смысл понятия «государственная, муниципальная услуга» — в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В настоящее время квалифицированная юридическая помощь и бесплатная юридическая помощь рассматриваются в большей степени в широком смысле — как значимая публичная функция государства. Статус юридической помощи в системе государственных услуг находится на стадии формирования.
Отмечая значимость конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, Конституционный Суд Российской Федерации указывает на непосредственную взаимосвязь данного права с иными конституционными правами:
- во-первых, конституционное право на квалифицированную юридическую помощь рассматривается Конституционным Судом Российской Федерации во взаимосвязи с конституционными принципами правового статуса человека и гражданина: неотчуждаемости основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения, равенства прав и свобод человека и гражданина;
- во-вторых, Конституционный Суд рассматривает данное право во взаимосвязи с конституционными принципами правосудия: принцип независимости судов и подчинения их только Конституции Российской Федерации; принцип разбирательства дела судом на основе состязательности и равноправия сторон;
- в-третьих, право на квалифицированную юридическую помощь рассматривается в связи с правом на защиту: право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46), на доступ к правосудию (ст. 52 Конституции Российской Федерации).
Рассмотренные выше нормы Конституции Российской Федерации представляют собой, на наш взгляд, основу для права на квалифицированную юридическую помощь, поскольку данное право выступает одной из гарантий права на доступ к правосудию или принципа равенства прав человека и гражданина.
Кроме того, необходимо отметить, что право на квалифицированную юридическую помощь имеет также «подсистему», т.е. комплекс конституционных прав человека и гражданина, которые содержательно входят в данное право. В этой связи отметим следующие правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: «Право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» выступает «как одно из проявлений более общего права, гарантированного каждому статьей 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации, — права на получение квалифицированной юридической помощи». «Институт судебного представительства наряду с другими правовыми средствами служит реализации права на судебную защиту. Институт судебного представительства обеспечивает заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи, а в случае невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве — и доступ к правосудию».
< предыдущая | следующая > |
---|