Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Предпринимательское право Дистрибьюторский договор в российской предпринимательской практике

Дистрибьюторский договор в российской предпринимательской практике

Дистрибьюторский договор создан коммерческой прак­тикой в связи с необходимостью расширения территории продажи товаров. Его распространение в российском пред­принимательстве связано с широким развитием международ­ного сотрудничества в сфере торговли товарами народного, однако существующие с ним правовые проблемы не находят своего практического разрешения. Нормами гражданского законодательства России он не урегулирован, поэтому его можно рассматривать как непоименованный договор. Данные отношения регламентируются Типовым дистрибьюторским контрактом, изданным Международной Торговой Палатой (МТП) в 1991 г., который носит рекомендательный характер.

В юридической литературе дистрибьюторский договор определен как соглашение, по которому одна дистрибьютор в рамках ведения предпринимательской деятельности обязует­ся приобретать товар у контрагента (поставщика) и осущест­влять либо организовывать его продвижение на определенной территории, а поставщик, в свою очередь, обязуется не постав­лять товар для реализации на данной территории самостоя­тельно либо при участии третьих лиц, в том числе не прода­вать товар третьим лицам для распространения на указанной территории.

В Руководстве по составлению международных дистри­бьютерских соглашений МТП, которое также носит рекомен­дательный характер, называются следующие характерные признаки исследуемого договора:

1)     производитель утрачивает привилегированное поло­жение на территории деятельности дистрибьютора, которому обычно предоставляется исключительное право сбыта;

2)     отношения устанавливаются на определенный период времени, поскольку сотрудничество нельзя назвать эпизоди­ческим;

3)     в процессе договорных отношений между сторонами возникают доверительные отношения.

Специфика исследуемого договора проявляется в том, что с его помощью участникам гражданского оборота предо­ставляются дополнительные возможности по реализации то­варов. Основной обязанностью дистрибьютора является орга­низация продажи, продвижения и распространения товаров, которые производятся поставщиком, на определенном рынке сбыта. Дистрибьютор по своему усмотрению создает и под­держивает соответствующую сеть для продаж, а также техни­ческого обслуживания товаров на определенной территории. Это выражается в непосредственной деятельности дистрибью­тора по поиску потенциальных клиентов, рекламированию и демонстрации товаров, а также в привлечении либо создании местных (региональных) дилерских сетей.

Помимо обязанности реализовывать товар существует возможность предусмотреть по договору и другие обязанно­сти дистрибьютора, которые входят в состав предмета отдель­ных поименованных договоров, например, договора поставки, агентского договора и т.д.

Таким образом, дистрибьюторский договор представляет собой очень удобную договорную конструкцию, которая по­зволяет принципалу (поставщику) получить от дистрибью­тора комплекс обязанностей, предусмотренных одним до­говором: реализация товара, оказание услуг по проведению рекламных мероприятий, оказание консультационных услуг покупателям и т.д.

Тем не менее, в юридической литературе существует точ­ка зрения, согласно которой в предмет дистрибьюторского договора входят два элемента: товары и построение системы оптовых и розничных продаж.

Еще одной особенностью исследуемого договора можно считать условие об исключительности либо эксклюзивности передаваемых прав. Оно проявляется в том, что производи­тель обязуется не реализовывать товар прямо либо косвенно третьим лицам на конкретной территории, кроме дистри­бьютора. С другой стороны, обладая исключительными пра­вами на распространение товара поставщика, дистрибьютор, обычно, воздерживается от реализации товара, который пря­мо либо косвенно может конкурировать с товаром производи­теля. Иногда поставщик пытается ограничить эксклюзивные права дистрибьютора, например, определенным регионом страны либо привязкой предоставления таких прав к гаранти­рованному минимуму продаж. Хотя, не исключена ситуация, когда в рассматриваемых договорах отсутствуют условия об эксклюзивности. В этом случае на рынке осуществляют дея­тельность несколько дистрибьюторов, конкурирующих друг с другом.

В судебной правоприменительной практики возникли проблемы в случаях, когда деятельность дистрибьютора огра­ничивается определенной территорией. Отдельные дилеры пытались признать недействительным договор с подобными ограничительными условиями, мотивируя это тем, что по­добные ограничения противоречат ст. 209 ГК РФ (ограниче­ние права собственника на распоряжение товаром) и ст.10 ГК РФ (злоупотребление правом). В настоящее время судебная практика, как правило, допускает возможность существова­ния ограничительных условий дистрибьюторских договоров, включая высшие судебные инстанции, но при этом не исклю­чает возможности признания их недействительными, а в неко­торых ситуациях не подлежащими судебной защите.

Относительно вопроса о существенных условиях дис­трибьюторского договора единство мнений среди ученых от­сутствует. Отдельные ученые считают, что названные условия нельзя признать существенными, поскольку в случае их отсут­ствия дистрибьюторский договор не будет считаться незаклю­ченным. Так, в случае отсутствия условия о территории дея­тельность дистрибьютора не будет ограничена определенной территорией. При отсутствии в дистрибьюторском договоре условия об эксклюзивности дистрибьюторский договор будет считаться неэксклюзивным. Отсутствие условия о гаранти­рованном минимуме продаж означает, что дистрибьютор не обязан выполнять объем закупок в течение определенного пе­риода времени.

Представляется правильным считать существенным ус­ловием исследуемого договора не исключительность (эксклю­зивность) прав дистрибьютора, а территориальный характер его деятельности, когда он должен осуществлять продвижение и распространение продукции на определенной территории. Под территорией в данном случае понимается государство либо его часть (административно-территориальная, муници­пальная, историческая и т.д.) либо содружество государств. Достаточно распространенной является практика, когда на дистрибьютора возлагается обязанность не осуществлять пе­репродажу товара за рамками конкретной территории без получения предварительного письменного согласия произво­дителя. На него может возлагаться обязательство требовать от субдистрибьюторов соблюдения ими аналогичных правил.

О том, что условие о территории является существенным для дистрибьютерского договора свидетельствует судебная практика. Так, в определении от 26 февраля 2010 г. № ВАС- 2119/10 суд пришел к выводу о том, что «между ответчиком (поставщик) и истцом (дистрибьютор) заключен договор...в соответствии с условиями которого поставщик обязался по­ставлять дистрибьютору продукцию в установленные сроки на основании письменных заявок, а дистрибьютор обязался при­обретать продукцию только у поставщика и реализовывать ее от своего имени и за свой счет на территории, определенной в положении № 1».

В дистрибьюторском договоре должно быть предостав­лено дистрибьютору право пользования фирменными наи­менованиями, товарными знаками производителя. Подобные средства индивидуализации формируют определенное отно­шение потребителя к продукции, а это является залогом успе­ха любых продаж.

Таким образом, на период действия дистрибьюторского договора целесообразно предоставление принципалом дис­трибьютору следующих прав: на использование в интересах производителя товарных знаков, фирменных наименований, других средств индивидуализации для подтверждения под­линности и рекламирования товаров. Такое право предостав­ляется лишь в объеме, который необходим для исполнения условий дистрибьюторского договора, и только образом, кото­рый приемлем для сохранения репутации названных средств индивидуализации. В свою очередь, на дистрибьютора возла­гаются две главные обязанности по защите прав поставщика: не допускать на оговоренной территории регистрации тре­тьими лицами товарных знаков, фирменных наименований, других обозначений производителя (поставщика), схожих либо способных вызвать смешение с теми, которые принад­лежат производителю; информировать последнего о любом нарушении таких прав на оговоренной территории. Помимо этого принципал (поставщик), как правило, передает дистри­бьютору определенную документацию, относящуюся к товару (инструкции по эксплуатации, каталоги и т.д.).

Специфической чертой дистрибьюторского договора является также ежегодное соглашение относительно объема продаж на предстоящий год. Могут оговариваться послед­ствия недостижения объема продаж. Обычно недостижение объема продаж не считается нарушением договора, за ис­ключением случаев вины кого-либо из участников. В этой си­туации имеет место отход от существующего правила об объ­ективном характере ответственности сторон в коммерческом обороте (ст. 401 ГК РФ).

Традиционно в качестве условий дистрибьютерского до­говора выступают: цена с указанием механизма ценообразо­вания; тара, упаковка, маркировка товара; условия доставки; качество товаров; ассортимент поставляемых товаров; поря­док расчетов.

Дискуссионным является вопрос о квалификации дис­трибьютерского договора. В юридической литературе его свя­зывают с торговым оборотом, поскольку стороны договора являются предпринимателями и обладают экономическим интересом. Сторонами договора являются поставщик и дис­трибьютор. Они являются специальными субъектами, т.е. коммерческими организациями или лицами, имеющими статус индивидуального предпринимателя. В качестве дистри­бьютора обычно выступает коммерческое юридическое лицо, осуществляющее оптовую закупку определенной продукции у крупных промышленных организаций и сбыт этих товаров на региональных рынках.

В правоприменительной практике дистрибьюторский договор квалифицируют на основе поименованных в ГК РФ сделок. В результате к нему применяют нормы о купле-продаже, поставке, агентировании и т.д.

В некоторых случаях дистрибьюторский договор квали­фицируют как смешанный. В тех случаях, когда его рассма­тривают в качестве непоименнованного договора, применя­ют только общие нормы ГК РФ о договорах, обязательствах и сделках. Иногда суды не ставят вопрос о квалификации дого­вора, а разрешают спор путем ссылки на ст. 309 ГК РФ (обяза­тельства должны исполняться надлежащим образом)

Подводя итог исследованию, можно сделать ряд выво­дов. Во-первых, в отечественной доктрине дискуссионными являются вопросы о понятии, существенных условиях дистри­бьютерского договора. Полагаем, что существенными услови­ями исследуемого договора можно считать предмет договора и территориальный характер его деятельности. Во-вторых, противоречивой является судебная практика по вопросам квалификации данного договора. Учитывая эти трудности, а также широкое распространение дистрибьютерского догово­ра в предпринимательской деятельности, возникла необхо­димость в специальном его регулировании (в качестве само­стоятельной главы части второй ГК РФ либо путем принятия отдельного федерального закона).

ПЕТРОВ Игорь Валентинович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Южного института менеджмента

ДЕМЕНТЕЕВА Ирина Ильинична
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Кубанского института социоэкономики и права Академии труда и социальных отношений



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info