Правообразующие факторы правотворческой деятельности в республике Таджикистан
ПРАВО СТРАН СНГ Нематов А.Р. В статье рассматриваются такие правообразующие факторы, как национальный и экологический, которые до сих пор не утратили своего значения и продолжают играть важнейшую роль в определении направлений правотворческой политики государства и формировании содержания современного законодательства Республики Таджикистан. |
Правотворчество является непосредственным результатом социальной действительности. Оно осуществляется под воздействием происходящих в той или иной социальной среде процессов. Социальная сущность правотворчества, как и самого права, не вызывает никаких сомнений, т.е. оно присуще социуму и развивается в его рамках. Однако в различных обществах правотворчество может приобретать различную направленность, иметь различные социальные цели. Это, прежде всего, зависит от социально-культурных условий, в которых развивается и осуществляется само право. При этом справедливо будет сказать, что правотворчества не может быть за пределами объективного мира, невозможно игнорировать законы природы, которые являются объективными факторами правотворческой деятельности, отражающими объективный мир, тем более, что и сам социум - это часть этого объективного мира.
Изучение социальных предпосылок помогает выявить объективные причины развития законодательной деятельности в государстве, необходимости совершенствования её механизма и усиления роли правотворчества в механизме правового регулирования. Исследование правотворчества в целом и связанных с этим правовым процессом явлений невозможно без всестороннего учета широкого спектра социальных факторов законодательной деятельности. В свою очередь все эти факторы, непосредственно воздействующие на правотворческую деятельность, по характеру воздействия обычно делят на правообразующие (основные) и процессуальные (обеспечивающие), условно их ещё называют базисными и надстроечными или объективными и субъективными факторами соответственно. Правообразующие факторы включают экономический, демографический, географический, политико-правовой, социокультурный, национальный, межнациональный и другие факторы, а обеспечивающие -организационный, информационный, научный и программирующий. Такая структура системы факторов в настоящее время является общепринятой среди ученых-юристов, но не единственной и доминирующей. Социальные факторы изменяются по мере развития общества, т.е. изменения в общественно-политической жизни государства влекут за собой и изменение системы социальных факторов. При этом дает знать о себе и приоритетное влияние тех или иных факторов не только на правотворчество, но и в целом на всю правовую жизнь. В процессе коренных изменений в обществе соответственно видоизменяются и социальные факторы, определяется их доминирование друг над другом.
Система основных, правообразующих социальных факторов на каждом историческом этапе менялась. Одни из них становились определяющими, другие - второстепенными и отходили на задний план. Но, как отмечает С.В. Поленина, хотя вопрос о структуре социальных факторов законодательной деятельности и особенно о наименовании отдельных структурных группировок таких факторов остается дискуссионным, тем не менее «набор» важнейших факторов в основном выкристаллизовался. К ним при всех условиях относятся экономический, экологический, демографический, политико-правовой, социокультурный, национальный и ряд других факторов. Поскольку в статье невозможно проанализировать все ключевые правообразующие факторы, непосредственно влияющие, а также формирующие содержание всей правотворческой деятельности государства (к тому же некоторые правообразующие факторы - политический, экономический и др., нами уже были рассмотрены достаточно подробно), постольку остановимся на национальном и экологическом факторах. Последние не так глубоко исследованы, как вышеупомянутые, но и они имеют очень большое значение в определении направлений правотворческой политики государства и формировании содержании современного законодательства Таджикистана.
Анализируя социальные предпосылки правотворчества и современные реалии общественной жизни, ученые-юристы на базе уже существующих исследований наряду с традиционными экономическими, политическими и иными факторами, воздействующими на процесс правотворчества, в системе социальных факторов выделили совсем новые факторы, в частности, такие, как местная, бытовая специфика, обычаи и традиции населения и особенно религиозные верования. Эти факторы можно объединить в одну общую категорию - «национально-культурный фактор». Конечно, раньше тоже говорилось об учете национальной, культурной, исторической и другой специфики в процессе правотворчества, но о воздействии национального фактора на правотворчество, где в центре национального самосознания лежит такая категория, как религия, писалось очень мало и весьма кратко.
В настоящее время национальный фактор становится одним из определяющих в правотворческой деятельности Таджикистана. Он не только непосредственно влияет на закон, но и составляет его содержание. Как известно, национальный фактор состоит из совокупности историко-культурных, морально-духовных элементов, таких, как национальное самосознание, дух, культура, язык, религия и др., которые в совокупности составляют культурную составляющую общества, без учета которой невозможно активное общественное участие в правовой жизни государства. По этому поводу М. А. Супатаев отмечал, что без учета культурного развития общества в процессе законотворческой и правоприменительной деятельности при одном лишь совершенствовании «юридических технологий» невозможно обеспечить активную самореализацию личности в праве.
На современном этапе гораздо чаще о себе стали заявлять факторы, которые присущи тому или иному обществу и которые непосредственно влияют на правотворческую деятельность государства. Такую тенденцию мы можем наблюдать и в современном Таджикистане, где наряду с традиционными факторами выявляется ряд объективных и субъективных факторов, определяющих основные направления правотворческой деятельности государства.
Формирование права - процесс комплексный, системный. Начинается он с выявления отношений, нуждающихся в регулировании, и с определения условий, в которых эти отношения развиваются. Здесь учет специфики общества и восприятие обществом привнесенных правил поведения являются определяющими. Быт, условия и уровень жизни, правосознание, воспитание, мораль и другие критерии национально-духовной культуры в первую очередь влияют на характер поступков людей. Слепое подражание иностранному законодательству и/или копирование модельных законодательных актов и механическое внесение способов правового регулирования, без учета специфики общества и национального фактора оказываются основной причиной недейственности законодательства.
Формирование и укрепление демократической, правовой и светской сущности своей государственности предполагает развитие правовых институтов, среди которых, как мы полагаем, особенно труднореализуемым считается достижение высокой правовой культуры и правового сознания гражданами страны. Построение демократического, правового и светского государства в Таджикистане осуществимо только на основе развития общемировых правовых ценностей и всемерного учета исторических традиций национальной правовой культуры, а также собственного понимания права.
Сейчас, в связи с противостоянием восточной и западной цивилизаций, а именно под воздействием исламской цивилизации, с одной стороны, и западной (либеральной), с другой, таджикское общество разделилось. Одни считают, что национальные ценности и традиции, сформировавшиеся на базе таджикско-персидской культуры, сходят на нет, что они больше не влияют на общественные отношения и не в состоянии регулировать их. Другие, наоборот, именно национальным традициям придают определяющее значение. Такая тенденция способствовала позитивации социальных норм, которые имели традиционный характер, им придается правовой статус, они влияют на характер правового регулирования. Примером сказанного является Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» от 02.08.2011 г.
Отсюда вытекает такая проблематика, как взаимодействие права с национальными обычаями. Эта проблема в разных странах решается по-разному, и решения чаще всего зависят от такого фактора, как монокультурность или мультикультурность общества. В федеративных государствах (многокультурное общество) следует искать иные пути взаимодействия права и национальных обычаев. Решение проблем взаимодействия культуры и права в условиях федеративных государств крайне важно, так как их игнорирование привело, с одной стороны, к катастрофическому беззаконию, а с другой, к усилению националистических настроений в обществе. Достаточно обратиться к последним событиям в Европе. Заметим, что при решении этого вопроса мы придерживаемся следующей позиции: всякие отношения в обществе должны регулироваться при доминировании права над иными источниками социального регулирования. В унитарных государствах (которые можно отнести к монокультурному обществу) этот вопрос решается путем облечения норм обычаев и традиций в правовую оболочку. В условиях среднеазиатских стран, в силу культурной специфики и большой роли обычаев в социальном регулировании правил поведения, прослеживается несколько вариантов решения проблемы, в частности законодательством разрешаются применения обычаев в качестве источников права (например, ст. 8 Семейного кодекса Республики Узбекистан непосредственно допускает применение местных обычаев и традиций в семейных отношениях) и трансформация обычаев в право. В условиях Таджикистана, стран Центральной Азии трансформация обычаев в право неизбежна. Об этом свидетельствует практика. Решение настоящей проблемы в странах восточного типа, как практика показала, предполагает несколько путей: во-первых, трансформация обычаев, норм религий в правовую норму; во-вторых, законодательное разрешение возможности непосредственного применения наряду с нормами права также норм обычаев и религий. Придерживаясь той позиции, что право должно доминировать над иными социальными регуляторами, мы предлагали третий путь решения вопроса - поиски путей и точек соприкосновения, совпадения норм права и норм обычаев и их закрепление в нормативных правовых актах.
При этом не следует впадать в другую крайность и использовать национальные особенности в ущерб общемировым демократическим ценностям, закрепленным в конституции. В процессе правотворчества учет национальных особенностей должен способствовать развитию общества, а не возвращению его к досоветским отношениям. Законодатель при изучении влияния национальных факторов и их применения должен учитывать их соответствие требованиям демократического, правового, светского государства. Общество, которое преодолело все тяготы феодально-деспотического строя с религиозной правовой системой (большую роль в этом преодолении сыграло вначале российское, а затем советское государство) и выбрало курс на построение современного демократического, правового и светского государства на основе либеральных ценностей (соблюдение и защита прав, свобод и интересов человека и гражданина, разделение властей и признание народа носителем и источником государственной власти и т.п.), возрождение старых, изживших себя традиций считает неприемлемым. В процессе правотворчества законодателю необходимо учитывать положительные и отрицательные аспекты использования национального фактора в правотворческой деятельности.
Национальный фактор в среднеазиатских республиках многоэлементен, но главным чаще всего была и остается религия. Переплетение национального фактора с религией в постсоветских странах очевидно. Как справедливо отмечает В. Дубовицкий, одной из главных характерных черт процесса возвращения народов, населяющих Среднюю Азию и Россию, к своим историческим и духовным ценностям, является усиление интереса к религии и, прежде всего, к вероисповеданиям, традиционно распространенным в этих странах свыше тысячи лет: исламу и православию. Даже в период существования советской власти в силу географической отдаленности и специфичности региона Средней Азии, в том числе и Таджикистана, игнорировать в процессе правотворческой деятельности такой социальный фактор, как религия, было невозможно. Последнее выражалось в закреплении в действующем законодательстве запретительных норм (запрещение многоженства), с одной стороны, и во включении норм, подобных нормам мусульманского права, не противоречащих советской идеологии, в действующее законодательство. Так, в Кодекс о браке и семье Таджикской ССР (1972 г.) была включена аналогичная мусульманскому праву норма, согласно которой совершеннолетние дети обязаны содержать престарелых родителей, а в случае уклонения детей от такой обязанности с них в судебном порядке взыскиваются алименты. Эта норма по настоящее время правопреемствуется последующими семейными кодексами не только Таджикистана, но и других стран.
Религия всегда влияла на духовное развитие таджикского общества, а также на его правотворчество. Последнее имело и имеет до сих пор как положительные, так и отрицательные последствия. Национальное самосознание растворяется в религии. Такое уже происходило в VU-VUI вв. с распространением ислама на территории Средней Азии, и такая угроза существует уже на современном этапе. В странах, приверженных традициям восточного типа государства, к которым можно отнести и Таджикистан, религия является основополагающей составляющей национального самосознания, что, конечно, ослабляет другие элементы национальной культуры. Обращая внимание на этот немаловажный аспект, следует сказать, что законодательство, думается, должен развиваться с учетом национального фактора, но не исключительно на базе религии, а в совокупности всех элементов национального фактора. В их числе - обычаи, культура, история, литература, язык, национальный менталитет, которые помогают обществу не потерять свою национальную идентичность, самосознание, свои духовные ценности и образ поведения.
Религия в светском государстве может сопутствовать законодательству в решении многих общественных проблем. Взаимодействие религии и права в условиях глобализации в восточных типах государств может стать хорошим щитом от её пагубного воздействия, противодействуя терроризму, религиозному экстремизму и т.п. Право и религия в Таджикистане могли бы очень активно взаимодействовать в плане предотвращения родственных браков, где позиции государства и религии почти полностью совпадают.
Таким образом, в Таджикском государстве национальнокультурный фактор в виде таких культурно-духовных компонентов, как обычаи, менталитет, религия и другие остается в числе ведущих, что свидетельствует о том, что правотворчество должна отражать культурно-историческую, национально-бытовую, идейно-ценностную специфику общества.
В системе правообразующих факторов, воздействующих на правотворчество, одним из ведущих является экологический фактор. Это исходит из общей политики государства в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности и благоприятной окружающей среды для граждан. Экологический фактор отражает состояние сохранности природных богатств и степень рационального использования природных ресурсов, либо проблемы, вызванные необходимостью обеспечения экологической безопасности и сохранения среды обитания человека. Отсюда основными целями правотворчества в области экологии являются рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и права граждан на благоприятную окружающую среду.
Экологические факторы правотворчества, прежде всего, вытекают из экологических функций государства. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях.
Экологическое правотворчество традиционно развивается в направлении обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Юридическая наука также ориентирована на практику. Так, С.А Боголюбов пишет, что общественные отношения в области взаимодействия общества, людей и природы обладают спецификой: возникают, изменяются и прекращаются по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Этой позиции придерживается и В.В. Никишин, когда отмечает, что динамика экологического правотворчества включает правотворчество в сфере рационального использования и охраны водных, земельных, лесных ресурсов, ресурсов недр, растительного и животного мира, а также охраны атмосферного воздуха Однако на современном этапе вопросы экологии не то что упростились, а наоборот, с каждым годом усугубляются, что ставит задачу пересмотра всей внутренней системы экологических факторов и определения её новых составляющих элементов. В эту систему, наряду с природоресурсным и природоохранными элементами, необходимо уже включать и такой элемент, как обеспечение экологической безопасности, создание благоприятных экологических условий для жизни граждан, путем разработки и принятия соответствующих законодательных и подзаконных актов. Благоприятная окружающая среда охватывает широкий спектр критериев. Только при создании всех условий, в том числе правовых, и при соответствии критериям можно говорить об установлении благоприятной окружающей среды для граждан. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
Экологическая безопасность на фоне глобальных угроз становится одной из основных составляющих, одним из «китов» общей системы национальной безопасности любого государства. Сохранение человека как социо-биологического существа непосредственно определяется сохранением его естественной среды, где он формировался как биологическое существо. Деформация его среды в свою очередь может привести к деформации природы человека не только как биологического существа, но и как социального субъекта, деформации всей системы устоявшейся социально-правовых отношений в человеческом обществе, уничтожению и исчезновению самого понятия «человек как высшая ценность». Отсюда обеспечение экологической безопасности, наряду с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, должна стать одним из составных элементов экологического фактора всей правотворческой деятельности государства.
В этом направлении Таджикистаном сделаны определенные шаги и достигнуты некоторые значительные успехи. Так, ст. 1 Закона РТ «Об экологическом мониторинге» под экологической безопасностью закрепляет также состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от опасностей, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий. В связи с этим, обеспечение экологической безопасности является одной из составных частей экологического фактора правотворчества в Таджикистане. Свидетельством этому могут быть принятие таких законодательных актов, как Закон РТ «О биологической безопасности» от 1.03.2005 г., регулирующий деятельность по разработке, испытанию, производству, импорту, экспорту и выпуску на рынок и в окружающую среду генетически модифицированных организмов, направленных на уменьшение риска неблагоприятного воздействия генетически модифицированных организмов на здоровье человека, биологическое разнообразие, экологическое равновесие и состояние окружающей среды. Сюда также можно отнести Законы РТ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 28.02.2004 г., «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 15.07.2004 г., «О радиационной безопасности» от 1.08.2003 г. и др. Все это привело в итоге к тому, что сегодня Таджикистан занимает 72 место из 180 стран в рейтинге экологической эффективности (Environmental Performance Index, EPI), поднявшись на 82 позиции по сравнению с результатами 2014 года. В общей сложности, исследователи присвоили Таджикистану 73,05 баллов из максимальных 100. Согласно отчету Йельского и Колумбийского университетов, в 2014 году Таджикистан занимал 154 место с 31.34 баллами.
При выведении цифрового выражения, авторы экологического индекса стран на 2016 год руководствовались такими критериями, как забота о здоровье жителей, состояние водных ресурсов страны, санитарных норм, природы и окружающей среды.
Сегодня в республике сохраняется достаточно проблем в сфере экологической безопасности, в том числе имеется много претензий к законодателям, к примеру, до сих пор недостаточно урегулированы на законодательном уровне проблемы обращения и утилизации медицинских отходов, утилизации или переработки промышленных и потребительских отходов, которые могут грозить ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации и распространением инфекционных заболеваний в стране.
Республика Таджикистан является полноправным членом мирового сообщества, и её правовая система включена в общую мировую правовую систему через признание и ратификацию универсальных, региональных источников международного права. Конституция Таджикистана в свою очередь закрепляет международное право как составную часть правовой системы государства и объявляет приоритет источников международного права над законами страны (ст.10).
Правотворчество должно развиваться не только путем механического принятия новых законодательных актов, внесения изменений и дополнений в уже действующие законы, и их систематизации. Оно должна развиваться поступательно, с учетом глубокого анализа экологической ситуации не только в государстве, но и в среднеазиатском регионе, в мире в целом. В процессе правотворчества - как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровне, политизация экологических отношений недопустима. От этого в первую очередь проигрывает именно сама экология. И эта проблема особенно остро стоит в среднеазиатском регионе - в сфере рационального использования и охраны водных ресурсов. При решении этого вопроса среднеазиатские государства должны, оставив свои политические амбиции и стереотипы, по возможности, направить все свои усилия на сохранение и рациональное использование природных ресурсов региона, в частности водных, сохранение их источников. И здесь мы уже можем говорить о таком факторе, как международный, который носит в целом правообразующий характер.
Современный мир всё более ориентируется на предупреждение и предотвращение глобального экологического кризиса, выразившегося в ухудшении состояния окружающей среды как под воздействием техногенных катастроф, парниковых выбросов и промышленных отходов, так и в результате природных стихийных бедствий, что обусловило международно-правовое сотрудничество государств по обеспечению международной экологической безопасности. Отсюда, наряду с регуляцией экологических отношений национальным законодательством, в том числе с осуществлением правотворчества в этом направлении, все более открытым становится международно-правовое воздействие на указанные отношения путем международного правотворчества. Международно-правовые акты начали действовать напрямую или же начали имплементироваться в национальные законодательства. Признание и ратификация международно-правовых актов со стороны государств поставили задачу осуществления правотворческой деятельности в указанной сфере на национальном, внутригосударственном уровне. Международно-правовое регулирование экологических отношений обусловлено объективным, природным и глобальным характером существующей проблемы, оно не зависит от человека и не знает государственных границ, а поэтому касается всех и везде. Вовлечение в международноправовое регулирование экологических отношений механизмов международного нормотворчества обусловлено тем, что эта проблематика затрагивает интересы не только отдельных государств, но и мирового сообщества в целом.
Таджикистан в 1998 г. на 4-й конференции министров охраны окружающей среды в г. Орхусе (Дания) подписал Конвенцию Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская Конвенция). Присоединение к указанной Конвенции заставляет придерживаться принципа учета мнения общественности при решении экологических вопросов, закрепленного в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г., и имеет своей целью обеспечение содействия защите права каждого человека жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния через свободный доступ к экологической информации. Присоединение Таджикистана к Конвенции сыграло заметную роль не только в совершенствовании, в развитии в целом экологического законодательства страны, но и способствовало к разработке ряда экологических законодательных актов, в том числе Закона РТ «Об экологической информации» от 25 марта 2011 г. Этот законодательный акт определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы обеспечения экологической информации в Республике Таджикистан, содействует обеспечению права физических и юридических лиц на получение полной, достоверной и своевременной экологической информации и регулирует отношения в этой сфере.
Игнорирование роли международно-правовых актов в развитии внутригосударственного законодательства неуместно. Признание их частью внутригосударственной правовой системы позволяет государству почувствовать себя частью мирового сообщества, помогает ему активно участвовать в решении глобальных проблем, способствует тому, чтобы внутреннее законодательство соответствовало определенному эталону в регулировании общественных отношений. Но какова их роль в развитии системы законодательства и правовой системы государства в целом, когда в государстве отсутствуют определенные условия для реализации положений международных актов? На практике мы имеем достаточно много примеров как положительной, так и отрицательной роли международно-правовых актов в развитии права в государстве. Каждое государство, присоединяясь к тем или иным международным актам, всегда имеет своей целью сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем и приближение своего законодательства к мировым стандартам. Раннее присоединение к указанным актам и их ратификация, механическое присоединение к ним с целью приобщиться к чему-то мировому без создания соответствующих условий, конечно же, недопустимо. Как справедливо отмечает Ж. С. Елюбаев, на момент ратификации Конвенции (Орхусской - А. Н.) не все названные страны были готовы соблюдать все положения этого международного акта. Для реального воплощения идей ратифицированных международно-правовых актов должны быть созданы необходимые организационно-правовые условия, достигнут определенный уровень правового развития как самого государства, так и его граждан. В условиях Таджикистана принятие соответствующих законодательных актов во исполнение обязательств по настоящей Конвенции составило почти 13 лет.