Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Правовой эксперимент как средство недопущения юридических препятствий в реализации прав и законных интересов

 

Правовой эксперимент как средство недопущения юридических препятствий в
реализации прав и законных интересов



Панченко В. Ю.

Краснова В. А.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Панченко В. Ю., Краснова В. А.

В статье правовой эксперимент рассматривается как действенный инструмент предотвращения возникновения юридических препятствий в реализации прав и законных интересов. авторы приходят к выводам о том, что тогда как в широком смысле под правовыми экспериментами следует понимать любые социальные (экономические, организационные и т.п.) эксперименты, которые регулируются правом (т.е. речь идет о правовой форме иных по своей природе экспериментов в обществе), в узком смысле собственно правовыми экспериментами (в понятийном значении этого термина) являются апробации изменений в правовой жизни, когда результат зависит именно от юридических условий, а предметом выступает правовая деятельность и ее отдельные виды, где в качестве средств используются правовые средства. Эксперименты правореализационного и правоприменительного (в т.ч. правоинтерпретационного) характера, когда нормы права как тексты формальных источников права остаются неизменными, зачастую носят не целенаправленный и программируемый (отвечающий всем правилам проведения эксперимента), а фактический характер, экспериментирование в правовой жизни приобретает характер поиска оптимального решения того или иного типа ситуаций, однако не отвечает всем признакам такового, прежде всего по наличию «обратной связи» и возможности сравнения результатов тех или иных решений. Правовые эксперименты могут выступать важнейшим средством недопущения и выявления юридических препятствий в реализации прав и законных интересов, будучи нацелены на совершенствование реализации права, оптимизацию правового регулирования; имея в качестве эталона модель правового регулирования, обеспечивающую беспрепятственную реализацию прав и законных интересов; обладая свойством регулятивного воздействия, но не имея охранительного характера; позволяя выявлять неправомерные интересы и цели субъектов права, лежащих в основе юридических препятствий в реализации прав и законных интересов. Правотворческие и правоприменительные эксперименты в правовой жизни российского общества должны проводиться научно обоснованно, системно, последовательно, поскольку правовой эксперимент выступает средством правовой политики, обладает всеми его признаками.


Социальный эксперимент может быть охарактеризован как эмпирический метод исследования, так как он необходимо предполагает наблюдение и предметно-орудийную практиче­скую деятельность по изменению предметов материального мира. Социальный эксперимент, будучи особым методом по­ знания, оказывает реальное воздействие на жизнь людей, спо­собен изменять субъектно-объектные свойства человека.

Особой разновидностью социальных экспериментов вы­ступают правовые эксперименты.


 

Под правовым экспериментом понимается организован­ная компетентными органами апробация предполагаемых за­конодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экс­периментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего дей­ствия. Правовой эксперимент рассматривается как важный инструмент в повышении эффективности правового регули­рования общественных отношений, позволяющий избежать правотворческих ошибок, которые могут привести к серьез­ным негативным социально-экономическим последствиям, выбрать наиболее перспективный вариант правотворческого решения, и выступает одним из средств реализации принци­па научности правотворческой деятельности. Юристы и правоведы всегда используют офисные доски и флипчарты, доски передвижные для офиса, доска для черчения, это так удобно использовать в своей работе, все на этом сайте сайте http://www.osvito.com

Правовые эксперименты могут быть утопическими, ког­да они «работают» на достижение цели, противоречащей за­кономерностям общественного развития, либо возлагают на правовые средства такой социально-преобразовательный по­тенциал, которым последние в принципе не обладают (право­вой идеализм), либо реальными (реалистическими), в осно­ве которых лежат образы будущей социальной реальности, представленной в различных формах конструктивных связей и отношений; они проводятся в различных областях социаль­ной жизни, их целью выступает исследование инновацион­ных процессов на практике; они максимально приближены к реальной жизни, адекватно отражают те социальные связи и отношения, явления действительности, которые необходимо исследовать и преобразовать в ходе эксперимента; их особен­ностью является локальность, ограниченность во времени и пространстве.

В широком смысле под правовыми экспериментами сле­дует понимать любые социальные (экономические, организа­ционные и т.п.) эксперименты, которые регулируются правом (т.е. речь идет о правовой форме иных по своей природе экс­периментов в обществе).

Так, в последнее десятилетие в различных регионах России были осуществлены и реализуются до сих пор много­численные пилотные проекты, целью которых является пред­варительное изучение ситуации, экспериментальная проверка правильности разработанных решений по изменению хозяй­ственной практики и готовности к реализации и осуществле­нию полномасштабного реформирования в различных от­раслях и сферах. Например, в Республике Татарстан в 2010 г. создан фонд финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на базе Государственно­го казенного учреждения «Главное инвестиционно-строитель­ное управление Республики Татарстан», утвержден Порядок накопления и использования денежных средств этого фонда. Программа пилотного проекта в 2010 г. была выполнена, была доказана действенность разработанного механизма. На сегод­няшний момент результаты такого эксперимента вводятся во всех регионах Российской Федерации.


 

В 2008 г. в трех регионах России (Кемеровской, Самарской и Калужской областях) осуществлены пилотные проекты по созданию единого кадастра недвижимости, которые позво­лили выстроить систему налогообложения недвижимости, а также сделали информацию о земельных участках более до­ступной. Новый кадастр послужил базой для формирования единого налога на недвижимость, который объединил сразу три налога: земельный налог, налог на имущество физических и на имущество юридических лиц. В настоящее время резуль­таты данного проекта распространились на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с поручением Президента России от 22 ав­густа 2013 г. № Пр-2191 и поручением Губернатора Ростовской области от 25 сентября 2013 г. Правительством Ростовской области совместно с Агентством стратегических инициатив реализуется пилотный проект по сокращению прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам комму­нальной и инженерной инфраструктуры (далее - пилотный проект). Пилотный проект направлен на снижение админи­стративных барьеров и улучшение предпринимательского климата в Ростовской области. По результатам принятых в 2014 г. Правительством Ростовской области решений, в целях успешного внедрения пилотного проекта на всей территории области муниципалитетам рекомендовано принять норма­тивные акты о создании рабочих групп по мониторингу и со­провождению пилотного проекта и опубликовать на сайтах муниципалитетов контактные данные лиц, ответственных за его реализацию.


В качестве примеров правового эксперимента в литерату­ре приводят введение Единого государственного экзамена и множество других. Однако возникает закономерный вопрос о том, в чем заключается собственно правовое содержание дан­ных видов социальных экспериментов, кроме внешней фор­мы, правового регулирования иных по своей природе видов человеческой деятельности (экономической, образовательной и др.).

Поэтому в узком смысле собственно правовыми экспе­риментами (в понятийном значении этого термина) являют­ся апробации изменений в правовой жизни, когда результат зависит именно от юридических условий, а предметом высту­пает правовая деятельность и ее отдельные виды, а в качестве средств используются правовые средства. Это не означает, что иные условия, имеющие неправовую природу, не оказывают влияния на изменения в правовой сфере жизни общества, однако такое влияние вторично, влияние правовой жизни на иные сферы общественных отношений оказывается более зна­чимым, нежели обратное.


Одним из наиболее интересных правовых экспериментов новейшего периода стал эксперимент по созданию государ­ственной системы оказания бесплатной юридической помо­щи малоимущим гражданам. Данный правовой эксперимент являлся федеральным, основным, проективным, последовательным, решающим, среднесрочным правовым эксперимен­том в сфере юстиции. Во исполнение поручений Президента РФ от 25 октября 2004 г. № ПР-1730 и от 21 марта 2005 г. № ПР- 464 было принято постановление Правительства РФ от 22 ав­густа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам».

Путем правового эксперимента осуществлялось и раз­витие системы ювенальной юстиции, когда в ряде регионов с 1999 по 2005 г. реализовывались пилотные проекты Програм­мы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации», «Разви­тие правосудия в отдельных регионах Российской Федерации»: были созданы службы социальных работников в Ростовской и Саратовской областях, в Санкт-Петербурге. В ряде регионов, участвовавших в эксперименте, апробирование элементов ювенальных технологий не получило дальнейшего развития в связи с окончанием финансирования проектов, в других вы­работанные и проверенные технологии работы успешно ис­пользуются по сей день.


Аналогичным образом в Беларуси в порядке правового эксперимента была апробирована внесудебная медиация, в России этого сделано не было, хотя многих проблем с внедре­нием медиации можно было бы избежать.

Пилотные проекты в правовой жизни общества, в осно­ве которых лежат методы эксперимента, позволяют увидеть на локальных участках правовой жизни определенные недо­статки, упущения, неточности в правовом регулировании, своевременно внести соответствующие корректировки. В ряде случаев анализ и оценка пилотных правовых проектов может показать, что в настоящий момент регион, группа регионов, страна в целом просто не готовы к успешному внедрению того или иного правового регулирования в качестве общеобяза­тельного, выявить необходимость выхода за пределы собствен­но правового эксперимента, ориентировать на поиск других средств - проведение организационно-экономических меро­приятий, от которых зависит эффективность реализации под­вергшихся эксперименту правовых положений.


В юридической литературе правовой эксперимент, как правило, рассматривается как результат правотворческой деятельности.

В то же время в недостаточной степени исследуются экс­перименты правореализационного и правоприменительно­го (в т.ч. правоинтерпретационного) характера, когда нормы права как тексты формальных источников права остаются не­изменными, но в рамках правоприменительного усмотрения меняется практика их применения - судебная, администра­тивная и иная, либо субъекты права искусственно создают правовые ситуации для выяснения того, какое правопримени­тельное решение будет принято в том или ином случае.

Это не случайно, поскольку правореализационные и правоприменительные эксперименты зачастую носят не це­ленаправленный и программируемый (отвечающий всем пра­вилам проведения эксперимента), а фактический характер, экспериментирование в правовой жизни приобретает харак­тер поиска оптимального решения того или иного типа си­туаций, однако не отвечает всем признакам такового, прежде всего по наличию «обратной связи» и возможности сравнения результатов тех или иных решений.


Понимая под юридической практикой объективирован­ный опыт индивидуально-правовой деятельности компетент­ных органов (судов, других органов применения права), скла­дывающийся в результате применения права при решении юридических дел, можно заключить, что типичным приме­ром фактического правового экспериментирования является различие в практике применения того или иного положения нормативного акта в разных регионах, разных федеральных арбитражных округах до того момента, пока высшая судебная инстанция не высказала свою правовую позицию по этому вопросу. Последнюю же в этом случае можно рассматривать, хотя и с известной долей условности, в качестве субъекта пра­вового эксперимента, который, формируя позицию, обобща­ет те или иные тенденции, сложившиеся в юридической прак­тике.

Так, суды лишили закон о лизинге его сути - обязанно­сти полного возмещения инвестиционных затрат. В судебной практике применения гражданского законодательства, регу­лирующего коммерческие отношения, не так часты принци­пиальные повороты, ниспровергающие теоретические основы, если это не обусловлено изменением самого законодательства.

 

Сейчас отмечается именно такой принципиальный поворот в применении законодательства при разрешении споров о ли­зинге. Резкое изменение арбитражной практики произошло в 2009 г., и оно не было вызвано объективными причинами, по­тому что законодательство не изменялось. В период кризиса суды повернулись в сторону лизингополучателей. Суды стали принимать решения о взыскании денежных средств с лизин­говых компаний - кредиторов в пользу лизингополучателей - должников.

28 июня 2012 г. Пленум Верховного Суда РФ принял По­становление «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». В пункте 2 указанного Постановления содержится не совсем определенная инфор­мация об отнесении страхования к регулированию Закона «О защите прав потребителей». Произошел буквально рево­люционный переворот в судебной практике по гражданским спорам о взыскании страховых выплат, но в ходе практики страховые компании не брали во внимание данный пункт за­кона, а суды обязывали к возмещению всех затрат.


Неодинаково в судебной практике решалась и пробле­ма признания права на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за профессиональными участ­никами рынка взыскания задолженности - коллекторскими агентствами, а также вопрос об определении размера компен­сации при нарушении права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебных актов в разумный срок. Размеры взыскиваемых компенсаций существенно различаются. Так, размер компенсации, присуждаемой судами об­щей юрисдикции, также колеблется между 10 000 руб. и 120 000 руб.

Такое фактическое правовое экспериментирование было бы гораздо более эффективным в случае, если бы отвечало всем требованиям, предъявляемым к экспериментам как по­знавательным средствам, прежде всего по наличию контроль­ной группы общественных отношений, не подвергавшейся изменениям, и связанной с этим возможности сравнения ре­зультатов, выявления факторов, способствующих либо пре­пятствующих поставленным правовым целям.


Правовые эксперименты могут выступать важнейшим средством недопущения и выявления юридических препят­ствий в реализации конституционных прав и законных инте­ресов в силу следующего.

Во-первых, правовые эксперименты, несмотря на свой, в основном, правотворческий характер, нацелены на совершен­ствование реализации права, оптимизацию правового регули­рования.

Во-вторых, как и в любом социальном экспериментиро­вании, для правового эксперимента необходим эталон - такая модель правового регулирования той или иной области обще­ственных отношений, которая выражает общие свойства про­цессов правовой жизни и обладает качественно новой, высшей структурной организацией, более совершенной формой, мак­симумом практической полезности. Эталон создает противо­речащую ситуацию в реальной правовой жизни. Думается, есть все основания для признания в качестве эталона правовых экспериментов беспрепятственной реализации прав и закон­ных интересов.


В-третьих, правовые эксперименты в плане правового воздействия на общественные отношения могут быть только регулятивного (позитивно-воздействующего) свойства, пре­доставлять субъектам права, участвующим в них, дополни­тельные правовые средства и механизмы реализации прав и законных интересов, но не могут носить охранительного (не- гативно-воздействующего) характера, поскольку в этом случае нарушается принцип юридического равенства.

В-четвертых, сама организация правовых экспериментов может служить средством выявления лежащих в основе юри­дических препятствий в реализации прав и законных интере­сов неправомерных интересов и целей различных субъектов права, их групп, когда последние оказывают сопротивление для экспериментального, а затем и повсеместного внедрения нового правового регулирования.

Правотворческие и правоприменительные эксперимен­ты в правовой жизни российского общества должны прово­диться научно-обоснованно, системно, последовательно, по­скольку правовой эксперимент выступает средством правовой политики, обладает всеми его признаками, относится к группе специальных средств правовой политики наряду с концепци­ями, программами, юридической техникой, планированием, прогнозированием, правовым мониторингом, правовой экс­пертизой, систематизацией законодательства и т.д., которые призваны организовать правовую жизнь общества.


женщины



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info