Теоретические вопросы применения правового принуждения в механизме обеспечения безопасности
![]() |
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Саттарова Н. А. В статье автор раскрывает особенности института правового принуждения и обосновывает вывод о том, что состояние защищенности государства и общества от негативного воздействия угроз напрямую зависит от эффективного правового механизма применения государственного принуждения. |
Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом социальной организации. Как известно, в доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе — на власти государства. В современных условиях государственное принуждение — это средство защиты интересов общества, а принудительная деятельность государства регулируется правом.
Принуждение в современном государстве характеризуется рядом признаков. Во-первых, государственное принуждение, его структура, функции, пределы использования определяются объективными потребностями современного общества. Во-вторых, государственное принуждение становится в полной мере правовым, оно подчиняется общим принципам государственного права, выражающим его демократическое содержание, подлинный гуманизм, прежде всего принципам ответственности за вину, исключения всякого произвола в деятельности правоприменительных органов, справедливости государственно-принудительных мер и другим. В-третьих, государственное принуждение применяется на основе строгой правовой регламентации его объема и пределов нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер воздействия. В-четвертых, весь процесс применения государственного принуждения предполагает строжайшее соблюдение законности, которая обеспечивается с помощью специального механизма гарантий, в том числе правовых (контроль, прокурорский надзор, обжалование незаконных действий и т.д.). В-пятых, назначение принуждения состоит в исправлении и перевоспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В-шестых, государственному принуждению свойственна закономерность постепенного сокращения сферы применения, хотя и проявляется она неравномерно.
Мы обеспечиваем полное юридическое сопровождение процедуры возврата долгов частных лиц и взыскания дебиторской задолженности юридических лиц. Возврат долгов вся подробная информация на сайте http://jurfact-msk.ru
Своим смысловым значением термин «принуждение» охватывает сложное социальное явление, которое выражается в определенной взаимосвязи двух субъектов — властвующего и подвластного. Содержание и характер этой взаимосвязи обусловлены особым способом воздействия одного субъекта на поведение другого. Специфика данного способа состоит в том, что у подвластного отсутствует свобода выбора действий, а его поведение формируется не собственной волей, но волей властвующего, объективированной во властном волеизъявлении. Содержанием властных требований выступает модель должного поведения; ее реализация есть непосредственная цель принудительного воздействия.
Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первое из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействия на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.
Таким образом, государственное принуждение — это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства. Особенность государственного принуждения заключается в том, что в случае его применения гарантируется безусловное выполнение предписаний властного субъекта. В определенных случаях принуждение применяется не всегда в связи с неправомерным, вредным для общества деянием, как реакция на вредоносное поведение. Следует указать, что градация применения государственного принуждения является достаточно устоявшейся: юридическая наука выделяет меры принуждения, которые не всегда являются мерами юридической ответственности, когда речь идет о процессуальном принуждении. Например, возможность применения мер принуждения в процессе проведения проверок определяется необходимостью оперативного реагирования на выявляемые нарушения и в целом соответствует концепции государственного контроля. В частности, для контроля как функции государственных органов характерна допустимость при необходимости оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений: приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принятие решений о привлечении к различным видам правовой ответственности.
Принуждение может быть охарактеризовано как специфическое правоотношение, которое возникает между уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, с одной стороны, и теми лицами, к которым оно применяется, — с другой. Принуждение как правоотношение складывается непосредственно в процессе применения государственно-принудительных мер соответствующими правоприменительными органами и должностными лицами. Эта деятельность всегда протекает в рамках особых правоприменительных отношений охранительного типа, приобретающих характер резко выраженного властеотношения. Таким образом, принуждение есть отношение, в котором властвующая сторона — это компетентный правоприменительный орган или должностное лицо, применяющее меры принуждения к обязанному объекту, и подвластная сторона — это субъект, который должен претерпеть, исполнить эти меры.
В теории права выделяют основные формы государственного принуждения, отличающиеся однородностью правового содержания:
предупреждение (наиболее ранняя стадия государственного воздействия, направленная на поддержание нормального общественного порядка);
пресечение как форма государственного принуждения. Данная форма государственного принуждения существует во многих отраслях права, хотя оно и не всегда отделяется от восстановительных мер в самостоятельную группу принуждения. Суть пресечения как особой формы государственного принуждения в том, чтобы пресечь, т.е. прекратить возникшее или длящееся противоправное действие;
правовосстановление (меры защиты субъективных прав и обязанностей) как форма государственного принуждения является самостоятельным способом и реальной гарантией обеспечения имущественных и иных прав личности. Социально-правовое назначение правовосстановительных мер состоит в том, чтобы возместить ущерб, причиненный правонарушением (иными действиями) законным интересам и правам личности, либо нейтрализовать его последствия;
юридическая ответственность, которая является разновидностью общесоциальной ответственности, служит одной из форм реагирования государства на нарушение установленного порядка общественных отношений.
Исходя их вышеприведенных положений относительно правового содержания принуждения, следует выделить причины применения государственного принуждения. Факторы, обусловливающие существование государственного принуждения, являются общесоциальными, поскольку они сконструированы в зависимости от тех сфер общественной жизни и общественных отношений, которыми определяется сущность государственного принуждения.
Данные положения теории права применительны и к системе обеспечения безопасности.
Безопасность — многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищенность и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем. Существующие в научной литературе подходы к определению данного понятия в качестве главного критерия используют такие характеристики, как «состояние», «защищенность». Так, под безопасностью авторы комментария к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» понимают состояние защищенности от какого-либо негативного воздействия. В широком смысле безопасность является сложной системой противодействия внешним и внутренним факторам, направленным на ухудшение существующего положения или осложнение функционирования определенных структур.
Состояние защищенности должно быть обеспечено и поддерживаемо. Систематизируя имеющиеся на сегодняшний день исследования относительно сущности безопасности, необходимо указать, что обеспечение безопасности — это система специфичных мер, отличных от общих мер управления, направленных, прежде всего, на укрепление дисциплины, в основе которой лежит исполнение закрепленных в законодательстве прав и обязанностей участников соответствующих правоотношений. Следовательно, применение принуждения в сфере обеспечения безопасности представляет собой изменение правового статуса лица, с негативными для него последствиями. Здесь необходимо отметить, что к нарушителям действующего законодательства применяются меры государственного принуждения, формы применения которых зависят от тяжести противоправного поведения участников механизма обеспечения безопасности.
Содержание безопасности государства — это способность органов государственной власти обеспечивать такое состояние защищенности, при котором нейтрализуется негативное влияние на важнейшие сферы жизнедеятельности государства, обеспечивать соблюдение дисциплины всеми участниками отношений, где сложилась ситуация угроз и опасности.
В настоящее время безопасность любого государства обеспечивается по нескольким направлениям: экономическая безопасность, военная безопасность, информационная безопасность, экологическая безопасность, ядерная безопасность и др. Как отмечает А. К. Шаваев: «Государство обеспечивает свою безопасность через обеспечение безопасности всех элементов (объектов безопасности) общества».
Например, по мнению И. О. Красновой, основным признаком, позволяющим выделить объекты отношений экологической безопасности в особую группу с установлением особых требований к их осуществлению, является риск возникновения аварий с разрушительными последствиями для окружающей среды и жизни человека. В число таких видов деятельности входит деятельность, связанная с эксплуатацией опасных производственных объектов (включая специально эксплуатацию гидротехнических сооружений), радиационных установок, иных объектов ионизирующего излучения (включая хранилища радиоактивных отходов), связанная с обращением с опасными химическими и биологическими веществами и организмами (включая генно-модифицированные организмы), опасными твердыми и радиоактивными отходами.
С. Л. Нудель, раскрывая особенности финансовой безопасности, указывает, что решение проблемы обеспечения финансовой безопасности невозможно без законодательного решения двух групп задач. Первая группа задач, по мнению автора, направлена на совершенствование и повышение эффективности государственной финансовой политики. Вторая группа задач направлена на обеспечение комплексной защиты финансовых институтов путем создания системы организационных и правовых мер, направленных на противодействие противоправным посягательствам (правонарушениям) в данной сфере. В частности, государству необходимо обеспечить эффективную деятельность уполномоченных субъектов финансовой системы в области финансовой деятельности и усовершенствовать правовые средства борьбы с правонарушениями в финансовой сфере.
Таким образом, необходимость защиты общества, его членов и государства в целом от различных опасностей, ограничение общественно опасных свойств личности и минимизация источников опасности и связанных с ними угроз обусловливают необходимость применения правового принуждения в целях соблюдения законности и обеспечения безопасности в различных направлениях, в целом обеспечивающих жизнедеятельность государства. Эффективность механизма обеспечения безопасности тесно связана с престижем права, эффективностью правовых норм, регулирующих применение государственного принуждения.
Теория и история государства и права
< предыдущая | следующая > |
---|