Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Применение невербальных приёмов допроса как способ установления коммуникативного контакта между следователем (дознавателем) и подозреваемым (обвиняемым) при допросе (по результатам социологического исследования)

Современное состояние преступности, появление новых видов преступлений требуют от правоохранителей умения быстро найти контакт с допрашиваемым. Для этого необхо­димы качественные методические рекомендации. Большую актуальность по-прежнему представляет коммуникативное (психологическое) взаимодействие сотрудников правоохрани­тельных органов и других структур с участниками, в частно­сти, уголовного процесса. По этим вопросам написана масса учебной, научной и других видов литературы. Казалось бы, в них отражены прописные истины, очень эффективные советы, а проблемы взаимодействия, особенно касающиеся общения, остаются. Мы предлагаем взглянуть на результаты примене­ния известных тактических приёмов со стороны тех, кто их испытал на себе; обратить внимание на их мнение, работают ли они и почему. Этим определяется актуальность данного ис­следования.

Невербальная коммуникация - это обмен информацией посредством движений, выражающих эмоциональные состоя­ния (мимика и пантомимика), жесты (поклон, приветствие и др.), использования предметов, имеющих сигнальное значе­ние: знаки дорожного движения, форменная одежда, знаки от­личия, награды и т.п. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто очень выразительны и лаконичны. И формальные, и неформальные (в частности, асоциальные группы) стремятся найти символи­ку, понятную только для посвящённых: покрой одежды, тату­ировка, прическа и др.

Невербальное поведение - это внешняя форма существо­вания и проявления психологического мира личности. Не­вербальные коммуникации - важный объект наблюдения сле­дователя. Основными элементами невербального поведения являются: способность выражать свои мысли, почерк; лицо, глаза, руки, другие части тела; все движения тела, выступа­ющие в качестве информативных проявлений его сущности; телодвижения, гримасы; одежда, ее аксессуары (их вид, состо­яние), запахи; движения, связанные с использованием предме­та; хлопанье дверью, поскрипывание стулом, верчение в руках ручки и т.д.

Часть сведений о допрашиваемом находится в матери­алах уголовного дела, однако основные данные поступают к следователю уже во время непосредственного с ним общения. В этом случае большую помощь может оказать информация, полученная по невербальным каналам. В ходе допроса необ­ходимо постоянно подмечать изменения в поведении допра­шиваемого, его настроении и облике, находить им правильное объяснение, делая необходимые выводы и, соответственно, перестраивая тактику допроса. Все вышеперечисленное опре­деляет актуальность исследуемой проблемы.

С целью определения эффективности и целесообразно­сти использования в практической деятельности некоторых невербальных приёмов допроса для установления коммуника­тивного контакта следователя (дознавателя) с подозреваемым (обвиняемым) нами было проведено социологическое иссле­дование среди заключённых Исправительной колонии Феде­ральной службы исполнения наказаний (ИК ФСИН) № 1 (г. Симферополь, Республика Крым, Россия). Некоторые резуль­таты анкетирования, полученные в 2006 г., нами были ранее опубликованы[2], однако, интересным представляется взгляд самих правоохранителей (на примере следователей, дознава­телей) на те же ситуации. С этой целью было проведено ис­следование как заключённых, так и следователей (дознавате­лей) по одним и тем же вопросам в 2015 г. Затем результаты сравнивались с теми, что были получены в 2006 г.

Так, важным для установления и поддержания контак­та является умение слушать. Это устойчивое и направленное внимание, которое помогает говорящему продолжать обще­ние. При активном внимании он начинает быстрее говорить, чаще использовать различные жесты и т.п. Свое внимание следователь может подчеркнуть различными жестами и поза­ми: наклоном в сторону допрашиваемого, слегка склонённой набок головой (жест заинтересованности) либо зеркальным отражением позы допрашиваемого (один из способов выра­зить собеседнику свое согласие и положительное отношение), заинтересованным взглядом и т.д. Все это не только свидетель­ствует о внимании, но и поощряет допрашиваемого к даль­нейшим высказываниям. Особенно следует отметить, что до­прашиваемые хотят быть внимательно выслушаны и поняты, о чём многие из них указали в анкетах: 48 % (2006 г.), 41 % (2015 г.). Это качество отмечают и следователи (дознаватели) - 77 %.

Нами было проанализировано использование таких приёмов как «подстройка к позе», «подстройка к дыханию», «подстройка к движениям». По результатам исследования, 8 % (2006 г.) и 7 % (2015 г.) респондентов ответили, что замечали, когда следователь пытался копировать их позы, движения, же­сты и т.д. Около 70 % (2006 г.) и 68 % (2015 г.) ответили, что та­кие приёмы к ним не применялись, а 22 % (2006 г.) и 25 % (2015 г.) затруднились ответить на этот вопрос. Это вполне объяс­няется тем, что, находясь в напряжённом состоянии, допра­шиваемому сложно заметить подобные действия следователя при допросе. Те респонденты, которые замечали применение следователем приёмов «подстроек», отмечали, что повлияли на них отрицательно, лишь раздражая их. Такой результат, по нашему мнению, может объясняться неумелым использова­нием вышеназванных приёмов следователями. Для успешного применения подобных приёмов следователь должен обладать незаурядной наблюдательностью и актёрскими способностя­ми. Сами следователи (дознаватели) признают, что только в 10 % случаев использовали данный приём. Большинство (84 %) затруднились ответить что-либо по поводу применения дан­ного приёма.

Положительное влияние на установление коммуникатив­ного контакта с допрашиваемым и доверительных отношений с ним в целом оказывает опрятный внешний вид следовате­ля. Это отметили 75 % (2006 г.) и 63 % (2015 г.) респондентов. Негативное влияние опрятного внешнего вида следователя на допрашиваемого отметили 14 % (2006 г.) и 24 % (2015 г.) опро­шенных.

Для повышения эффективности описанного приёма целесообразно создать в кабинете и на рабочем месте следо­вателя уютную обстановку. Это, по результатам анонимного анкетирования, положительно влияло на установление ком­муникативного контакта с 36 % (2006 г.) и 33 % (2015 г.) респон­дентами. Мы считаем показательным, что отрицательно она воздействовала только на 6 % (2006 г.) и на 4 % (2015 г.) опро­шенных заключённых.

Наряду с описанными выше способами влияния со сторо­ны следователя (дознавателя) на зрительные функции допра­шиваемого эффективным может быть влияние на его слух и обонятельные функции.

Например, во время исследования нами проверялось предположение о том, что лица, которые удерживаются под стражей, испытывают так называемый сенсорный голод, по­тому что они чувствуют намного меньше внешних раздражи­телей в сравнении с теми, кто находится на свободе. Поэтому нами проверялась реакция на такой раздражитель как музы­ка. По результатам анкетирования были получены данные о том, что применение музыки во время допроса раздражало и мешало установлению коммуникативного контакта только 11 % респондентов (2006 г.) и 10 % (2015 г.). Этой же точки зрения придерживаются 6 % следователей (дознавателей). Это про­являлось в случаях, когда музыка играла громко и заглушала диалог следователя (дознавателя) и допрашиваемого. На дру­гих респондентов музыка во время допроса никак не влияла на допрашиваемых: 49 % (2006 г.) и 51 % (2015 г.); на следователей (дознавателей) - 58 %. Влияла положительно: 13 % (2006 г.) и 17 % (2015 г.), особенно, когда играло любимое музыкальное произведение допрашиваемого. Следователи (дознаватели) отмечают положительный эффект в 11 % случаев. Ещё 27 % (2006 г.) и 21 % (2015 г.) опрошенных дали свои варианты от­ветов на данный вопрос: большинство из них отметило, что допросы в их случаях проводились в тишине («было тихо, как в гробу»), музыка никогда не применялась, что часто угнетало допрашиваемого и не позволяло раскрепоститься, негативно отражалось на установлении коммуникативного контакта со следователем. Почти столько же следователей (дознавателей) - 25 % - дали свои ответы. В основном они заключались в том, что музыка или не применялась, не пробовали использовать этот приём, результаты влияния были разные: как положи­тельные, так и отрицательные.

На основании полученных данных был сделан вывод о том, что музыка во время допроса ассоциативно возбуждает соответствующие мысли и чувства, которые формируют опре­делённое поведение. Музыка частично позволяет возместить сенсорный голод, который особенно проявляется в условиях содержания подозреваемого (обвиняемого) под стражей. К тому же музыкальный фон достаточно удачно заполняет пау­зы, которые часто возникают во время протоколирования по­казаний допрашиваемого. Но следует отметить, что при этом музыка должна звучать тихо, в любом случае не превышая по громкости голоса следователя (дознавателя) или допрашива­емого. Необходимым условием для применения музыки при допросе является обстановка, которая располагает к доверию. В помещении, где работают другие сотрудники, такая обста­новка не может быть создана. Поэтому с подозреваемым (об­виняемым) желательно остаться без посторонних. Готовясь к допросу, стоит исходить из принципа подборки любимых му­зыкальных произведений допрашиваемого.

Наравне со слуховыми и зрительными огромную роль в жизни человека играют и обонятельные функции. Они способ­ны создавать или удерживать определённые настроения, устанавливать модели поведения, влияют на работоспособность человека, его сердечно-сосудистую систему, внутричерепное давление, тонус мускулатуры, зрение, слух, пульс, сексуаль­ное чувство. Проведённое нами исследование подтвердило данное предположение, поскольку 28 % (2006 г.) и 20 % (2015 г.) респондентов отметили позитивное влияние приятных за­пахов в кабинете следователя (дознавателя) на установление коммуникативного контакта между ним и допрашиваемым во время допроса. О негативном влиянии подобных запахов вы­сказались только 3 % (2006 г.) и 5 % (2015 г.) опрошенных, дру­гие осуждённые или затруднились ответить на данный вопрос, или высказались об отсутствии вообще какого-либо влияния запахов на их поведение.

Согласно данным проведённого исследования, на установ­ление коммуникативного контакта с допрашиваемым влияет привычка отдельных следователей (дознавателей) не смотреть на подозреваемого (обвиняемого) во время беседы, а направ­лять взгляд в экран компьютера, окно и тому подобное. Боль­шинство респондентов (54 % (2006 г. и 2015 г.)) не реагирует на подобное поведение следователя, в то время как 27 % (2006 г.) и 29 % (2015 г.) опрошенных ответили, что эта привычка им не нравится или вообще раздражает их (против 9 % (2006 г. и 2015 г.)) респондентов, которым эта привычка нравится). Из сказанного следует важный вывод, на который мы хотим обра­тить внимание следователей (дознавателей): допрашиваемые подозреваемые (обвиняемые) хотят быть внимательно выслу­шанными и понятыми.

И ещё один приём: 32 % (2006 г.) и 19 % (2015 г.) респон­дентов помогали во время допросов. Это возможность что-то записывать или рисовать на бумаге для более полного и по­нятного объяснения следователю (дознавателю) отдельных фактов и обстоятельств. К сожалению, 40 % (2006 г.) и 43 % (2015 г.) опрошенным такая возможность не предоставлялась. Следователи (дознаватели) отметили, что предлагали при до­просах подозреваемому (обвиняемому) что-то записывать или рисовать для более понятного объяснения отдельных фактов и обстоятельств в 75 % случаев. Сам факт такого высокого по­казателя свидетельствует о том, что правоохранители считают этот приём важным и целесообразным для применения.

Таким образом, возможность установления коммуника­тивного контакта между следователем (дознавателем) и по­дозреваемым (обвиняемым) во время допроса в значительной степени определяется применением невербальных приёмов, эффективность которых во многом зависит от психологиче­ских факторов, которые необходимо учитывать в повседнев­ной работе следователей (дознавателей), развивая новые и совершенствуя традиционно используемые приёмы допроса. Все они нуждаются в постоянном тщательном изучении и раз­работке конкретных тактических рекомендаций по проведе­нию отдельных следственных действий, связанных с общением с участниками уголовного судопроизводства. Наблюдатель­ность творческому следователю сослужит хорошую службу, если он вооружён знаниями по исследованию невербального поведения человека.

ПОЗИИ Виктория Станиславовна
кандидат химических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики Крымского филиала Краснодарского университета Министерства внутренних дел России



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info